Аврора Дюдеван

Ольга Лейвикова
   " -Да, мессер Якопо, мне не повезло с сыновьями. Они меня опозорили, и я никогда не утешусь. Мы живём в век упадка, говорю я вам, люди вырождаются, семейные устои рушатся. В моё время каждый старался пойти по стопам отца... даже превзойти его. А ныне у нас не брезгуют никакими средствами, не боятся унизить своё звание, лишь бы разбогатеть. Дворянин превращается в торгаша, живописец - в подмастерье, зодчий в каменщика, каменщик в подручного. До чего же все они дойдут, пресвятая богородица!..."
     Этими словами начинается повесть Жорж Санд "Мастера мозаики", говорит их известный в то время художник, а действие происходит во время золотого века Венеции, в то время, когда там работали Тициан и Тинторетто...
     Что-то напоминают эти слова? Какое время?...(Не наше ли?))
     В повести Жорж Санд говорится о талантливых художниках, попавших в тяжёлые обстоятельства из-за зависти и злобы окружающих цеховиков. Искусство понимается всеми по-разному, даже в одной семье, даже если это семья художников.

     Но здесь - о Жорж Санд, которая, кажется, начала в литературе тему профессий и профессионалов.  Её знаменитый роман "Консуэло" читается и в наше время, особенно в молодости... "Мастера мозаики" известны меньше...
Блестяще, захватывающе, соединяет жизнь, профессию, чувства, но приоритет отдаётся профессии, искусству. Не любовные перипетии, не героические саги, не плутовские романы, не приключения и путешествия... Но так же захватывает.
     А продолжил тему уже позже Сомерсет Моэм, совместив это с философией ("Луна и грош", "Театр") и затем мастера биографий художников: Ирвин Стоун, Дэвид Вейс, Анри Перрюшо - они в художественной форме говорили о конкретных гениях. В ХХ веке появилась просто целая тема: романы о профессиях. Появился Артур Хейли в Америке... В СССР - Гранин и Дудинцев, в произведениях которых профессия обязательно связана с кодексом чести и оказывается подвигом. Роман Айн Рэнд "Источник" - тоже из этой "серии" (Айн Рэнд - американская писательница родом из России, жила в ХХ веке). И уже совсем  недавно за эту тему берётся Дина Рубина, наша современница и добавляет ей черты мистики и фантастики (её романы о талантливых людях, первый из них "На солнечной стороне улицы"). И ещё мне очень нравятся истории Трэйси Шевалье - она самая из всех молодая, ныне живущая американская писательница, читая её, погружаешься в ту атмосферу, создаётся ощущение необыкновенной достоверности - "Дама и единорог", "Девушка с жемчужной серёжкой"...
      А начала всё это в ХIX веке прекрасная Аврора Дюдеван (Жорж Санд) :)