11. Разведчики

Кот Базилио 2
Со времени последних описанных нами событий случилось много всякого разного. Почти год прошел.

На следующий день после истории с Золотым тельцом, т.е. 18 тамуза, Моше опять взошел на гору ко Всевышнему. И сорок дней ежедневно по утрам Моше поднимался на гору, чтобы вымолить у Бога прощение для согрешившего народа, а вечером возвращался назад в свой шатер.

28 ава Моше спустился от Бога и по Его повелению вытесал из камня две скрижали взамен тех, что разбил он в сердцах 17 тамуза. По преданию, Бог согласился с поступком Моше. Он так прямо и сказал: «Верно поступил, что разбил!».

Первые скрижали обладали чудесным свойством. Они оказывали такое воздействие, что любой еврей, услышав один раз Тору, запоминал каждое слово ее навсегда, и не нужны были усилия на ее постижение. А Бог решил, что это не очень хорошо. На что будет потрачено освободившееся время? Поэтому с тех пор изучение Торы требует значительных усилий, а чаще всего и всей жизни.

29 ава Моше, взяв новые вытесанные им скрижали из камня, поднялся на гору к Богу и пробыл там без еды и воды еще 40 дней, постигая высшие смыслы Торы и мироздания.

Возвратился он 10 тишрея нового 2449 года, в день Искупления. Лицо его особенно сияло, а в руках он нес изготовленные им каменные скрижали, на которых Бог начертал Десять речений.

Фактически же на следующий день начались работы по изготовлению переносного храма –  Скинии собрания или Мишкана, по плану подробно сообщенному Моше самим Богом. Бог же выбрал двух человек, ответственных за постройки. Это были Бецалель, из колена Йегуды, внук Хура, племянника Моше (1), и Оголиав из колена Дана.

Через два с половиной месяца все работы были завершены, и Мишкан был готов. Первого нисана 2449 года в переносном храме состоялось первое Богослужение.


20 ияра 2449 года, после одиннадцати месяцев и двадцати дней пребывания у горы Синай, Моше приказал левитам собрать переносной храм и отправиться в путь.

28 сивана 2449 года сыны Израиля пришли в пустыню Паран на самой границе Святой земли в местечко с названием Кадеш Барнеа. Конечно израильтяне не все это время были в пути. Они, как обычно больше стояли. В этот месяц произошли несколько весьма любопытных событий, о которых мы обязательно расскажем.

А сегодня у нас история разведчиков.  В Торе ее можно прочесть дважды: в книгах Бемидбар (глава 13) и Дварим (глава 1). Рассказы детально отличаются, дополняя друг друга. Наш рассказ собирательный.

Итак, стан сыновей Израиля расположился на самой границе обетованной земли.
 
     – Иди и овладей ею, как говорил тебе Бог! – сказал Моше сыновьям Израиля, указав на землю, раскинувшуюся перед ними.
    
И что же, евреи кинулись исполнять повеление Божие, озвученное их лидером? Ничуть не бывало. Они собрались вокруг вождя и потребовали: «Пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну и рассказали нам о дороге, по которой нам идти, и о городах, к которым нам идти».
   
Моше решает посоветоваться с Создателем, и Превечный отвечает ему: «Я не повелеваю тебе, но если хочешь, пошли».
    
Моше избирает в качестве разведчиков глав от каждого колена (кроме колена Леви) и тщательно их инструктирует. От колена Йегуды идет Калев бен Йефуне, муж Мирьям, а от колена Эфраима Йегошуа бин Нун.
    
29 сивана двенадцать разведчиков отправились в путь, а через 40 дней 9 ава вернулись, неся на шесте гигантскую кисть винограда и другие плоды. Земля действительно течет молоком и медом, сообщили они, и плоды показали, которые принесли с собой. Но нечего даже и мечтать об этой земле, потому что города укреплены сильно, а обитают в земле исполины и великаны, таких размеров, что сами себе казались они саранчой и будто даже слышали они, как говорили эти великаны, обнаружив их: «В виноградниках появились муравьи (или саранча) человекоподобные».
    
Разведчики дружно запугивали народ и только Калев и Йегошуа не рассказывали страшилок. Они молча стояли в стороне. И когда дошла до них очередь, сказали просто: «Взойдем и овладеем ею (землею), ибо в наших силах это!». Однако никто, очевидно, не обратил внимания на их слова.
    
Ночью паникеры бегали от шатра к шатру и запугивали народ. А на утро решение было готово: «Поставим себе (нового) главу и возвратимся в Египет». По преданию, вместо Моше решили поставить Дотана, а вместо Аарона – Авирама (2).
    
«И пали Моше и Аарон на лица свои пред всем собранием общины сынов Исраэля». А Йегошуа и Калев стали уговаривать евреев не бояться и идти в землю, обещанную Богом. Но их начали забрасывать камнями.
    
Наблюдая все это безобразие, Господь сильно разгневался, и хотел было уничтожить народ. Но Моше в очередной раз отговорил Его. Бог согласился с Моше, но наказание народу определил:

     «Не вы вступите на землю, на которой Я, подняв руку Мою, (клятвенно обещал) поселить вас, но только Калев, сын Йефуне, и Йеhошуа, сын Нуна… А ваши трупы падут в этой пустыне. И сыны ваши будут скитаться в пустыне сорок лет, и понесут они блудодеяния ваши до скончания, (пока не падут) ваши трупы в пустыне. По числу дней, сколько высматривали вы землю, сорок дней, по году за день нести будете ваши грехи, сорок лет» (Числа 14:30-34).
    
Вот так за грех разведчиков (3) обречены были сыны Израиля скитаться в пустыне 40 лет, до тех пор, пока все, кому было на тот момент больше 20 лет, не вымрут. И только Йегошуа бин Нун из колена Йосефа и из вечно противостоящего ему колена Йегуды Калев вошли в Святую землю. Да еще, правда, левиты. От их колена Моше разведчика не посылал, потому что колену Леви не положено было иметь своего надела в Эрец Исраэль. Естественно, поэтому они к греху разведчиков отношения не имели.
    
Самое поразительное в этой истории – реакция некоторой части народа на объявленное Моше наказание. Они решили сразу же загладить свою вину. Кого устраивает перспектива провести остаток жизни в пустыне? И как не отговаривал их Моше не делать опрометчивых поступков и не принимать необдуманных решений, они дерзнули.

     «Они дерзнули взойти на вершину горы (4); а Ковчег союза Бога и Моше не тронулись из среды стана. И сошли амалекитяне и кнаанеи, жившие на той горе, и разбили их, и громили их до Хормы (5)» (Чис. 14:44-45).
    
Почему погибли «дерзнувшие»? Потому что они так ничего и не поняли. Они не поняли своего греха, более того их безумная попытка свидетельствует об упорстве в грехе, и не раскаялись, и потому сложили свои головы.

Разведчики вернулись 9 ава 2449 года. На следующий год вечером накануне 9 ава раздался голос с неба: «Выходите копать!». И все покорно вышли за стан, выкопали себе могилы и легли в них. А утром многие не встали, так как были мертвы. Так продолжалось из года в год за грех разведчиков, потому что Бог очень сильно обиделся на поколение исхода. Но однажды, уже в конце пребывания евреев в пустыне, утром 9 ава оказалось, что в могилах никто не умер. Евреи решили, что ошиблись в счете. И каждую ночь приходили и ложились в вырытые могилы до утра. 15 ава наступило полнолуние, и стало окончательно ясно, что 9 ава точно прошло и потому никто больше не умрет.


Иллюстрация: полотно итальянского живописца Джованни Ланфранко  (Giovanni Lanfranco  1582 – 1647) «Моисей и вестники из Ханаана» (Moses and the Messengers from Canaan).

(1)Хур сын Мириам и Калева. Тамар родила Йегуде двух сыновей: Переца и Зараха. Старший сын Переца Хецрон родил Калева. В 1 книге Паралипоменон 2: 19 сказано, что  Калев взял себе жену  по имени Эфрат взамен умершей Азувы и она родила ему Хура. Причем здесь Мириам? Считают, что у нее было несколько имен: Эфрат, Хела, Наара, Азува, Иериот, Цогар, Церет, Этнан и Ахархел.
 
(2)Однажды молодой Моше убил египтянина, избивавшего палкой еврея. Этим евреем был Датан из колена Реувена. У него была жена необыкновенной красоты по имени Шломит. К ней воспылал страстью этот египтянин из-за чего между ним и Датаном произошел инцидент, которому стал свидетелем Моше. Авирам – брат Шломит.

(3)Это не более чем речевой оборот. Грех, естественно, собственный у народа. Могли поверить Калеву, Йогошуа, Моше, а главное Богу, обещавшему им эту землю. Именно за это наказание.

(4)Одна из гор в пустыне Негев, на юге Израиля.

(5)Хорма – истребление, уничтожение.