Об ощущениях

Захар Гинзбург
Всю информацию об окружающем мире мы получаем из наших ощущений: зрительных образов, звуков, запахов и т. д.


Можно говорить о том, что ощущения возникают посредством органов чувств (глаз, ушей и т. д.).
С другой стороны, о существовании самих органов чувств человек узнаёт опять-таки из ощущений.

Вопрос о том, что было раньше (ощущения или органы чувств) напоминает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо.

В конце концов, можно представить себе некие идеализированные ощущения, возникающие без посредства органов чувств - "сами собой".


Преобладает мнение, что человеческие ощущения - это физические и химические процессы в организме человека (в коре головного мозга, в нервных клетках).
Такое мнение было бы естественным, если бы вместо ощущений мы воспринимали только логические сообщения. Например, если бы мы не ощущали зелёный цвет, а вместо этого в наше сознание поступало бы логическое сообщение: "Это зелёный цвет".

Если ощущения - это физические и химические процессы в организме, то почему мы воспринимаем их как некую особую реальность, а не просто как набор логических сообщений?
Причём наши представления о физических и химических процессах (и об организме человека) выводятся нами именно из этой особой реальности - из ощущений.


Итак, всю информацию об окружающем мире мы получаем из ощущений.

В связи с этим кажется естественным, что основными понятиями физики должны быть наименования человеческих ощущений: цветов, звуков, запахов и т. д.


Было бы естественным принять, что различные ощущения отличаются друг от друга чисто качественно: любые два ощущения, которые человек способен отличить друг от друга (например, два оттенка одного цвета) качественно различны.
Иначе нам пришлось бы сразу приписать ощущениям некие количественные параметры; но эти параметры сами не являются ощущениями (не ощущаются нами непосредственно) - они вводятся позже из  анализа взаимной связи ощущений.


Единственное, что смущает в таком подходе - исключительное многообразие человеческих ощущений.
Если сравнить набор основных понятий физики с алфавитом, то получился бы алфавит с огромным (если не бесконечным) количеством "букв".

Конечно, язык с большим количеством букв алфавита имеет право на существование.
Но язык с большим количеством букв, безусловно, сложнее языка с малым количеством букв.

Рассмотрим крайний случай: язык с бесконечным количеством букв алфавита.
Такой язык математически возможен, но при одном условии: если одними буквами мы пользуемся чаще, чем другими (то есть буквы не равноценны).
Неравноценность букв означает неустранимую сложность языка - каждой букве необходимо приписывать индивидуальный количественный параметр ("частоту использования").


Каким образом можно описать взаимосвязь между различными ощущениями на языке самих ощущений?

Безусловно, между различными ощущениями изначально существуют дискретные отношения во времени: "ощущение А было раньше ощущения В, но позже ощущения С".

НЕПРЕРЫВНЫЕ отношения во времени вводятся позже - из анализа взаимной связи ощущений.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ отношения между ощущениями в принципе возможно вывести из временных отношений: чтобы перенести наблюдение в другую точку пространства, необходимо затратить время.
То есть, "дальше в пространстве" автоматически означает "позже во времени". Можно считать, что "дальше в пространстве" - это и есть "позже во времени".

Таким образом, можно считать, что из всех пространственно-временных отношений между ощущениями изначально мы воспринимаем (ощущаем) ТОЛЬКО дискретные отношения во времени.
Все остальные отношения между ощущениями вводятся позже - из анализа взаимной связи ощущений.


Итак, изначально мы воспринимаем (ощущаем) дискретную последовательность во времени качественно различных между собой ощущений.

Учитывая большое (если не бесконечное) число возможных ощущений, я не могу представить себе достаточно простую закономерность, которой эта последовательность подчиняется.

Подобную простую закономерность можно было бы представить, если бы число всех возможных ощущений было малым.
В идеале - если бы число всех возможных ощущений было равно двум, как в двоичном коде ("единица" и "ноль").
Дискретная последовательность во времени сигналов в двоичном коде ("единиц" и "нулей") может подчиняться простейшей закономерности - например, равновероятности появления "единицы" и "ноля".


Было бы очень заманчиво представить, что существуют некие первичные, изначальные ощущения (которые мы воспринимаем раньше обычных ощущений), общее число которых равно двум (ощущения в двоичном коде).
В таком случае вторичные ощущения (то есть наши обычные ощущения) математически выводятся из этих первичных ощущений.
Иными словами, весь наблюдаемый материальный мир - это математическое описание (геометрическая иллюстрация) первичной дискретной последовательности в двоичном коде во времени.


Парадоксальность подобного мнения очевидна.
Мы начали с того, что языком физики должен быть язык ощущений, поскольку изначально мы воспринимаем именно ощущения.
А закончили тем, что ввели некие первичные ощущения, которые мы вообще не воспринимаем, но которые позволяют нам предположить, что законы физики предельно просты.

Видимо, этот парадокс объективен: необходимо выбрать между стремлением к простоте законов физики и стремлением вывести законы физики из непосредственного восприятия мира.