Чувства добрые. По творчеству А. С. Пушкина

Зоя Орлова
У великого поэта не было изначально цели становиться воспитателем нравственности, однако в творчестве его проявилась такая личность, запросы которой отвечали идеалам просвещённого дворянства. Именно Пушкина считали декабристы идеологом своего движения, хотя сам он борцом за реформы стать не успел. Но всё его творчество становилось своеобразным манифестом для тех, кто мечтал о создании в России цивилизованного общества. И потому счёл нужным А.С.Пушкин побудить своих «братьев по музе» к воспитанию в себе «взыскательных художников», свободных в творчестве, но ответственных перед народом и Родиной.

В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права  на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:

...Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум, ...
Не требуя наград за подвиг благородный.

 Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о  муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.

Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни. Эта мечта отражена в стихотворении «Деревня». И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом, как в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были  воспитаны на стремлениях к  прогрессу  и  к свободе. И это свободомыслие объединяло их:

Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой...

«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Личность поэта всесторонне раскрывается в его стихах о любви. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор неожиданно предстаёт как серьёзный, бескорыстный и мудрый человек, готовый к самопожертвованию. У него нет эгоистических чувств («я не хочу печалить вас ничем»), он способен любить «безмолвно, безнадежно». Но самое удивительное в том, что поэт желает своей возлюбленной быть любимой другим так же «искренно» и «нежно», как он любил её. Благодаря этим строчкам, создается особенный, возвышенный образ  женщины, достойной такой любви. А в стихотворении «Мадона», посвящённом Н.Н.Гончаровой, Пушкин создает образ любимой, которую обожествляет. Он сообщает, что всегда хотел быть зрителем одного портрета:
 
...чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель...

В зрелом своём творчестве Пушкин нарисовал такой образ любимой женщины, который рискнул сравнить с Пречистой Девой Марией. Его любимая красива не только внешне, но и душой. В одном из писем Пушкина  Наталье Николаевне есть такие слова: «Душа твоя так же прекрасна, как и лицо твоё». Поэт благодарит Творца за то, что он ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин преподал урок многим мужчинам, как следует относиться к женщине, к жене.

Сердце Пушкина, как он говорил, «не любить…не может»: он любит жизнь, людей, природу, свою страну. И, воспевая всё прекрасное, пробуждает лучшие чувства в душах читателей:

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

С таким же восхищением пишет поэт о Петербурге:

Люблю тебя, Петра творенье...

Вдохновенные строчки о Москве и Петербурге вызывают у многих поклонников поэзии А.С.Пушкина сентиментальное настроение, чувство восторга, умиления и благодарности за то, что он нашёл такие слова для выражения мыслей, объединяющих всех людей, которые осознают свою сопричастность к прошлому и настоящему своего Отечества.
 
Многие читатели любят стихи Пушкина, посвященные природе, где природа показана совершенно самостоятельным явлением, украшающим жизнь человека. Не менее важны  пейзажные  лирические отступления, помогающие понять внутренний мир героев:

         ...то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.

Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Действительно, под воздействием поэзии человек может становиться лучше, духовно богаче.  И если стихи находят отклик в душах читателей, значит, заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...