1999

Леонид Блохин
                1999

    На предприятии, на котором я теперь работал, несмотря на то, что сбыт был теперь налажен , дела шли все хуже и хуже. Собственники предприятия, а ими были два молодых человека, которым неизвестно как оно досталось, забирали всю прибыль подчистую, не оставляя на развитие ничего. Работники предприятия слышали из их уст, что плохо работают. Зарплата стала сокращаться, работников стали увольнять. Результатом такой деятельности предприятия стало то, что я к июлю уволился сам и встал на биржу труда.

   
   Но получить там  денежную компенсацию даже за первый месяц мне не удалось. Через две недели , после моего пребывания на бирже труда в качестве безработного, мне пришло предложение работать заместителем директора на предприятии, занимающимся изысканиями в области строительства. После недолгих раздумий, я согласился.

 
  Директором предприятия оказался мужчина преклонных лет, безусловно, имеющий авторитет в данной области. Предприятие обладало необходимым парком машин, лабораторией и сильно урезанным штатом квалифицированных сотрудников. Так как директор часто болел,  предприятием в экономическом плане руководила его жена, и по совместительству главный бухгалтер предприятия. А вот технической частью работы руководить было некому, вот эта обязанность была  возложена на меня.

 
  Работа мне понравилась, тем более она была тесно связана со строительством, в которым я был как рыба в воде. Была только одна беда - не было заказов. В то время строительство практически умерло, никто ничего не строил. И нам приходилось, в большей степени, вместо изысканий заниматься бурением скважин на воду, что приносило несущественный доход предприятию. Но тем не менее, предприятие оставалось на плаву.


     А в это время в стране происходили процессы, порой не видные глазу простого российского человека.  В начале августа Ельцин  вместо Сергея Степашина назначает временно исполняющим обязанности председателя российского правительства  мало известного широкой общественности чиновника — проработавшего всего год на посту директора ФСБ и даже не получившего генеральского звания Владимира Путина. В тот же день в своём телеобращении Б. Н. Ельцин назвал его своим преемником — человеком, который, по его мнению, «способен консолидировать общество, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России. Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом XXI веке предстоит обновлять великую Россию…". Через неделю В.В.Путин был назначен на пост Председателя правительства.

   В бывшей Югославии НАТО бомбило Белград, мы с удивлением смотрели на "демократические страны", которые позволяют себе такой самосуд. Да и в нашей стане все было неспокойно. Шла вторая чеченская война. Некоторую уверенность придавала позиция Путина в чеченском вопросе, который заявил, что террористов " будем мочить в сортирах", и тем самым  заработал себе первые очки в глазах граждан всей страны.


   Наш директор болел все чаще и чаще, и на мою долю выпало и организация производства, и поиск заказов, и предпринятие необходимых мер для недопущения банкротства предприятия. С этой целью пришлось сдать в аренду склады. Директором было принято решение о продаже помещения в центре города. У предприятия оставалось все меньше и меньше собственности.

 
   В первых числах сентября произошли, совершенные чеченскими боевиками, теракты со взрывами жилых домов в Буйнакске и Москве.  При подрыве дома на ул. Гурьянова погибло 100 человек, пострадало 690; на Каширском шоссе - погибло 124 человека и 9 ранено. В середине месяца был совершен еще один подобный теракт в Волгодонске. Люди в моем окружении были напуганы не на шутку, впервые жители России почувствовали свою незащищенность от бандитов.

   
   Для недопущения подобных взрывов во всех городах было решено провести тотальные  обследования подвалов и чердаков всех многоэтажных домов. Тогда на каждой двери ,ведущей в подал или на чердак, появились замки. Это принесло свои плоды: были обнаружены взрывчатые вещества для еще нескольких  терактов, которые были немедленно ликвидированы. Взрывы домов прекратились. Но напряжение не спадало еще долго.


  Уже, кажется в октябре, в СМИ появилось сообщение о ликвидации угрозы еще одного теракта в многоэтажном доме Рязани. Именно в это время возле своего дома я обнаружил небрежно припаркованный старый автомобиль без номеров, который был брошен ночью посреди проезжей части. Автомобиль был густо припорошен первым снегом. У меня сработал инстинкт самосохранения и я вызвал милицию. Милиция прилетела буквально через три минуты и в течение часа нашла хозяев автомобиля. Ими оказались молодые ребята, кстати, кавказской национальности,  из другого города, приехавшие ночью на только что купленной ими машине, к друзьям.  Как видите, напряжение в связи с терактами было нешуточное, а угрозы реальными.


Казалось бы год закончен, но 31 декабря за несколько часов до Нового года Б.Н.Ельцин преподнес всей стране, а может и всему миру, неожиданный сюрприз.  Не дождавшись очередных президентских выборов, назначенных на весну 2000 года, он объявил о своей добровольной отставке с поста Президента России. В.В. Путин становится исполняющим обязанности президента Российской Федерации. В этот же день Путину были переданы символы президентской власти, в том числе «ядерный чемоданчик».

   Сразу же после заявления Ельцина об отставке Путин обратился с новогодним обращением к гражданам России и в тот же день подписал указ, гарантирующий Ельцину защиту от судебного преследования, а также значительные материальные льготы ему и его семье.

Так закончились "лихие девяностые". Действительно, в последующие годы жизнь круто изменилась, но об этом в следующем цикле рассказов.