Александр Куприн

Майя Уздина
2-ая редакция.

Давно задумала  поговорить об А. И. Куприне. Но чего-то мне не хватало, чтоб приступить к этому разговору. Толчком послужил фильм о Ксении Куприной – дочери писателя,  но , посмотрев его, долго ещё сомневалась, нужно ли об этом писать.  Одно слово, неожиданно мелькнувшее в сознании,  отбросило все сомнения, слово ПЕРЕСЕКАЛАСЬ.. Оказалось, не менее  трёх раз пересекалась  я с Ксенией Александровной в жизни, даже не предполагая этого.   Знала бы об этом раньше, может, смогла бы внести в её мир чуть тепла. Горькое сожаление и желание рассказать не покидало меня.
Но всё по порядку.

Александр Иванович Куприн (1870 Наровчатский район -  1938 Санкт – Петербург)
Среди  русских писателей конца XIX – начала XX века одно из почетных мест по праву принадлежит А. И. Куприну. За свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь он создал немало произведений, выдержавших испытание временем.
. В молодые годы я зачитывалась его произведениями – короткими рассказами, замечательными повестями, составляющими   картину русской жизни конца XIX — начала XX века. Да я уверена, что и Вы, дорогие читатели, хорошо знакомы с его творчеством. Многие его произведения экранизировались. Они запоминаемы, стоит назвать, тотчас перед Вами предстают его герои. Навскидку назову несколько произведений:
Молох, Олеся, Поединок, Суламифь, Гранатовый браслет, Яма, Гамбринус, Белый пудель …
 
Огромная галерея типов его произведений- это жизнь различных слоев русского общества, его типичные проблемы и «болевые» точки.
 Мастерство Куприна проявляется  в описании каждой детали  события, в точных  характеристиках людей и  окружающей их обстановке. О любви Куприн пишет с тонким  пониманием психологии людей. Кумирами писателя были Пушкин, Толстой, Чехов.

Но оценки его творчества весьма неоднозначны.

 «Куприн – настоящий художник, громадный талант», - говорил Л. Толстой (87, с. 304). Но тот же Толстой утверждал, что у Куприна нет никакой идеи.
 
Иван Бунин называл Куприна писателем «большой талантливости», но он же отмечал, что его «многое задевало даже в лучших его рассказах».
 
 О. Михайлов заметил, что произведения Куприна «неравноценны» (112, с. 28). А. Ю. Козловский выразился еще определеннее: «Куприн, пожалуй, самый неровный писатель во всей русской литературе» (81, с. 3).

 Б. Аверин считает, что «У Куприна нет ни одного произведения, которое можно было назвать шедевром» (2, с. 197). Другие утверждают, что его наблюдения шли не вглубь, а вширь.

Как же сложилась жизнь  писателя?

 Родился он  в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
 
    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище. Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».
    
В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии.

В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и  жизненного опыта. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

 В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой.

Родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна. В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы.

В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.
 
Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель  одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанным Горьким.

Но не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.

 Освобождённый от военной службы по состоянию здоровья пятидесятилетний Куприн пошёл в белую армию добровольцем, об офицерах Северо-Западной армии он писал: «В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств. В этой армии нельзя было услышать про офицера таких определений, как храбрый, смелый, отважный, геройский и так далее. Было два определения: «хороший офицер» или, изредка, — «да, если в руках».
 
Видя в борьбе с большевиками свой долг, он гордился службой в этой армии, смог бы — пошёл бы в строй, на позиции. Как дорогую реликвию в эмиграции он хранил полевые погоны поручика и трёхцветный угол на рукав, сшитый Елизаветой Морицевной. После поражения, уже побывавший в тюрьме и в заложниках, он спасал себя и свою семью от террора. Диктатуру как форму власти писатель не принял, Советскую Россию называл Совдепией.

Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет писатель провел в Париже.

Согласно версии советского литературоведения, чуть ли не насильно мобилизованный белыми и оказавшийся в эмиграции по недоразумению, Куприн не написал за границей ничего стоящего. Это ошибочная версия.

В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. «Юнкера» — это моё завещание русской молодёжи».
Личная  судьба  писателя-жизнелюбца, воспевающего жизнь, столкнула его
  с   ещё большими  трудностями,чем  те, которые  он  расставил  на  пути    своих героев.  Последние два десятилетия он провёл в прекрасном, но чуждом ему Париже.Его письма   полны  горестных  размышлений  по  поводу  изменчивости  судьбы.В  1969  году    вышел сборник  «А.  И.  Куприн  о  литературе» под  редакцией Ф.  Кулешова, в нём тщательно подобраны письма. (Минск).  Но при всём желании в них нельзя найти  крайних  чувств:  ни  черной  безысходности,  ни  запоздалых  сожалений,  ни  покаяний.   Куприн  был   уверен,  что  «все что  искусственно,  осуждено  на  быстрый  развал»,  и  поэтому  надо только  терпеть,  ждать  и  надеяться.( «А.  И.  Куприн  о  литературе».  Под  редакцией  Ф.  Кулешова,  Минск, 1969,  стр.  247.) И если в первые годы эмиграции  Куприн  сотрудничал  только  в  ряде  русских  зарубежных  газет,  то во  второе  десятилетие  он  сотрудничает  не  только  в  толстых  журналах,  но  выпускает,  в  отдельных  изданиях много новых  книг: «Колесо  времени»,  «Елань»,  «Купол  Св.  Исаакия  Далматского», «Юнкера»,  «Жанета»  и  другие  сборники.

Произведения  позднего  Куприна во  многом  отличаются  от  произведений    ранних.  В них он не откликается на современные события, уже  не обличает  с  пафосом.  Поздние  его произведения - это  или  поэтическое  отражение  его  внутреннего  мира,  или  светлый и грустный  взгляд на день  вчерашний.  «Очевидно,  в  этот  период  жизни,  Куприн,  вслед  своему  духовному  учителю  и  кумиру  —  Льву  Толстому,  окончательно  уверовал, что  освобождение  человека  может  прийти  только  одним  путем  — путем  внутренней  работы  души». Так характеризует сосояние писателя  Александр Дынник в статье «А.И. Куприн в годы изгнания. Настроения, Чувства, идеалы».  Куприн  пишет  сказки,  легенды,  фантастические  повести  и  рассказы, где  будто  призывает людей к душевному благородству.

Такова повесть «Звезда Соломона. Герой повести  довольствуется малым. Получив фантастические возможности внедряться в души людей, он видит их насквозь. Видит их  ложь,  лесть,  зависть,  продажность,  предательство,  жадность,  подлость,  трусость.  Но сам  он добрый и чистый человек. И он  радостно возвращается в свой простой мир, где  истинная ценность  человека  состоит в исполнении своего долга, в гармонии с природой.
 Для  писателя  особенно  важно   содействовать  сохранению  живой  души в  человеке,  развивать  в  нем  способность  понимать  красоту  и  восхищаться  ею   в  природе,  в человеке,  в  искусстве.

Особенности  творчества  позднего  Куприна   особенно ярко отличают в  последнем  крупном  произведении  писателя  —  в его  Роман  «Жанета»  можно  назвать  заключительным  аккордом  творчества, мелодичным  и нежным.  Главное  действующее лицо романа -  профессор  Симонов. Живет  профессор  в  чердачной  мансарде,   скромно,  даже скучно,  но  совершенно  независимо,  ни  для  кого  не  являясь  обузой.  Между стариком и маленькой парижской девочкой романа возникает    трогательная  привязанность. Профессор мечтает  помочь   дочери  уличной  газетчицы научиться понять бесконечную красоту мира. В книге разворачивается исторический период жизни Куприна в России, жизни  парижской  улицы  и  парижского  ремесленного  люда.

Их дружба прерывается. Родители увозят Жанету. И профессор опять остаётся в одиночестве со своим чёрным котом Пятницей. Пожалуй, это лучшее произведение писателя. Тонкая психологическая отточенность, профессиональный стиль, философская глубина отличают этот роман. Роман продолжает  лучшие традиций  русской  литературы,  глубокого  полного  искреннего  сочувствия,  понимания  и  любви  к людям.

Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину.

Бунин в своих воспоминаниях о Куприне написал: «Он не уехал в Россию, - его туда увезли, уже совсем больного, впавшего в младенчество». По-видимому, Куприн уже мало понимал происходящее, во всяком случае, «купринские» статьи, восхваляющие социалистическое строительство, были изготовлены журналистом Н. К. Вержбицким, его дореволюционным приятелем и собутыльником.( Речь идёт об очерке Куприна  «Москва родная» М.У.)
см.: Храбровицкий А. В., А. И. Куприн в 1937 году // Минувшее. Т. 5. М., 1991). 

Рассказывают, что, осматривая помпезные станции метро, Куприн заметил: «Но ведь все это было и при царе…» Проезжая по Москве на автомобиле и увидев множество строящихся домов, Куприн якобы сказал: «Замечательные люди эти большевики! Только одного я не понимаю: откуда они берут столько денег?»

В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака.
Похоронен в Ленинграде на Литературных мостках, рядом с могилой Тургенева.

Подбирая материал о Куприне, обнаружила письма писателя, найденные случайно.

Интересна история находки этих писем в Румынии,  опубликованных только  через 53 года.

Поэту Борису Слуцкому, ушедшему на фронт, даже не успев сдать всех выпускных экзаменов, на завершающем этапе войны выпало немало «экзотики». Его военные дороги пролегли через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. Ему случалось жить в комнате албанского короля, флиртовать с югославской графиней. Но главное не это. Слуцкий получил возможность рыться в брошенных библиотеках русских эмигрантов первой волны, осевших в славянских странах, перелистывать многолетние подшивки многочисленных эмигрантских изданий.

Летом 1945 г. В румынском городе Крайове Слуцкому и украинскому поэту И. И. Гончаренко, тогда корреспонденту армейской газеты, принесли две толстые тетради в темно-зеленом переплете, с надписью «Ma vie» ( «Моя жизнь» фр. М.У.) по корешку. Это были части дневника ныне справедливо забытого беллетриста Бориса Лазаревского (1871-1936) – за 1925-й и 1928-1929.Один из томов достался И. Гончаренко, другой -  Б.Слуцкому.

 Прочитать дневник Лазаревского трудно. Его почерк просто мучителен. Вряд ли это удалось  Борису Слуцкому. Кто-то варварски ободрал вклеенные в дневник фотографии, среди которых, судя по сохранившимся подписям, были весьма любопытные. Зато вклеенные письма и открытки от А. Куприна, И. Бунина, М. Арцыбашева и др., которые представляют не меньший, если не больший интерес, чем сам дневник, сохранились полностью. Слуцкий пытался их разобрать и даже перепечатал некоторые на машинке, но, в отличие от расторопного Гончаренко, попыток опубликовать так и не предпринял. Возможно, не только из-за антисоветизма (которого, впрочем, немного: в основном непримиримость к большевикам демонстрировал в письмах из Варшавы Михаил Арцыбашев), но также из-за обилия так называемой ненормативной лексики, особенно в письмах Куприна.

Безденежье, бытовые трудности,  ностальгия… Позднее к этому прибавилась тяжелая болезнь. В конце мая 1937 г. Куприн с женой вернулись в СССР.

Всего в дневник вклеено свыше 30 писем. Они опубликованы в 1998 г. В московском журнале «Новое литературное обозрение».
Одно из писем предлагаю вашему  вниманию. Стилистика и орфография автора сохранены.

Дневник Лазаревского находится в РГАЛИ (ф. 3101, оп. 1, ед. хр. 597).
 
Париж, 10 сентября 1925.

Здравствуй, Борис.

Ну-с, был я в St. Sanveur – les Bains (Luz) и в Верхних Пиренеях, был в Байонне на бое быков-с, был в Биарице, нюхнул краешек океана и почтительно ему поклонился. Я, батенька мой, с ним не фамильярничаю, как иные поэты, которые в легкую зыбь задристываются от испуга. И видел я еще в Биарице около воды французский фейерверк. Не люблю я таких зрелищ искусственных, но, представь, тут поразился. Проезжал и мимо Лурда, но туда не захотелось ехать. Зато на вокзале я купил себе целый готовый обед, запрятанный в аккуратный портфельчик из папье-маше. В нем за десять франков было: кусок ветчины, два куска телятины, крутое яйцо, трехугольничек сыра, соль, хлеб, виноград, маленькая бутылочка белого вина, ножик, вилка, штопор и жестяная чашечка (столовые предметы эти дают тебе в презент; я их вышвырнул в окошко).

Здесь скверно, как нигде и никогда еще не было. Кормят плохо. Еть некого. Выпить не с кем. Что за город, если на вопрос: «Есть ли у вас ****и?» собираются извощики, трактирщики, почтальоны, а гарсоны и даже встречные, молодые и старые, пьяницы.

И вот уже месяц ни слова по-русски! От этого такое ощущение, будто бы у меня рот заплесневел.

И вино здесь говнячее, белое пахнет мокрой собакой, красное – творогом и от него корчишься, как в пляске св. Витта.

Ну, обнимаю тебя. Пиши сам побольше и почаще. Все-таки русская речь!!
Какой это фельетон написал Филиппов, ( Филиппов Александр Иванович, литератор, знакомый Куприна с 1908 г. В Париже редактировал совместно с Б. А. Сувориным монархическую газету «Русское время»)
  что ты ему не прощаешь? Иульку и что? Напиши, в чем дело?


Используемая литература:

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
Статья Александра Дынника «А.И. Куприн в годы изгнания Настроения, чувства, идеалы.»

Произведения Александра Куприна

Издания

А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в восьми томах. — СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1912.
А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в девяти томах. — СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1912.
А. И. Куприн. Рассказы. — Л.: Лениздат, 1951.
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 6 тт. — М.: Художественная литература, 1958.
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 тт. — М.: Правда, 1964.
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 5 тт. — М.: Правда, 1982.
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 11 тт. — М.: Терра-Книжный клуб «Литература», 1998. — ISBN 5-300-01806-6
А. И. Куприн. Париж интимный. — М.: Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-17615-2
А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в 10 тт. — М.: Воскресенье, 2006—2007. — ISBN 5-88528-502-0
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 тт. — Москва: Книжный Клуб «Книговек» ( Литературное приложение «Огонёк»), 2010. — ISBN 978-5-904656-05-8
А. И. Куприн. Гранатовый браслет. Повести. Сост. И. С. Веселовой. Вступительная статья А. В. Карасёва. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2013. — 416 С.: ил. — (Серия «Великие шедевры мировой классики»). — ISBN 978-5-9910-2265-1

Память

Именем Куприна в России названы 7 населённых пунктов и 35 улиц и переулков в городах и сёлах России, 4 из них — в Пензенской области (в Пензе, Наровчате, Нижнем Ломове и Каменке).

В селе Наровчат Пензенской области, на родине Куприна, 8 сентября 1981 года открыт единственный в мире дом-музей Куприна и установлен первый в России памятник писателю (мраморный бюст работы скульптора В. Г. Курдова). В открытии музея и памятника принимала участие дочь писателя — Ксения Александровна Куприна (1908—1981).

В Гатчине имя Куприна носят центральная городская библиотека (с 1959 года) и одна из улиц микрорайона Мариенбург (с 1960 года). Также в 1989 году в городе установлен бюст-памятник Куприну работы скульптора В. В. Шевченко.
В Киеве, на доме № 4 по ул. Сагайдачного (Подол, бывшая Александровская), где в 1894—1896 годах жил писатель, в 1958 году была открыта мемориальная доска. Именем Куприна названа улица в Киеве.

В Санкт-Петербурге на месте ресторана «Вена», в котором часто бывал А. И. Куприн, находится мини-отель «Старая Вена», один из номеров которого полностью посвящён писателю. Там же находятся раритетные дореволюционные издания его книг и множество архивных фотографий.

В 1990 году в Балаклаве было установлено мемориальное обозначение в районе дачи Ремизова, на которой дважды жил Куприн. В 1994 году имя писателя получила балаклавская библиотека № 21 на набережной. В мае 2009 года был открыт памятник Куприну скульптора С. А. Чижа.

В Коломне писателю установлена мемориальная доска.

Юрий Епанчин. Куприн и война. Беспартийный писатель в событиях 1914—1917 гг. // Военно-исторические исследования в Поволжье. Саратов, 2006. Вып. 7. С. 168—175.
Александр Карасёв. Завещание поручика Куприна // Новый мир. 2010. № 4.
Олег Михайлов. Куприн. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 272 с. — (Жизнь замечательных людей). — 150 000 экз.



Источник.

Александр Карасёв. Завещание поручика Куприна // Новый мир. 2010. № 4.

Кулунчаковы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. И 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

2-й Московский кадетский Императора Николая I корпус // Русская Императорская армия.

2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус (униформа, знаки различия) // Попытка самовыразиться. 10.05.2011. Архивировано из первоисточника 29.05.2013.

Адреса А. И. Куприна в Санкт Петербурге

Александръ Купринъ. Куполъ св. Исаакiя Далматскаго. Пов;сть (Воспоминания Куприна о Северо-Западной армии). M;nchen, «Im Werden Verlag», 2006.

 Российская литература (проза, сборники разных жанров)  Архивировано 27.05.2013.
Федеральная информационная адресная система
 
Музей А. И. Куприна в Наровчате (Пензенская область)

Из истории библиотеки. Центральная городская библиотека имени А. И. Куприна. Проверено 21 сентября 2009. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

А.И. Куприн – Гатчина – Эстония – эмиграция. Проверено 21 сентября 2009.
 «Старая Вена». Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.

 Елизавета Морицовна Куприна (рус.). Проверено 2 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.





 

© Copyright: Майя Уздина, 2013
Свидетельство о публикации №213102801678
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии