На грани яви и сна...

Анатолий Шуклецов
Существует такой художественный приём – «выдрёмывание». Лёгкий сон со сновидениями, предварительно сосредоточившись на избранной идее. Гайдну, Моцарту, Стравинскому многие мелодии являлись в полусонном состоянии. Гениальные сновидные произведения на грани яви и сна создавал Франц Кафка. // Те, кто видит сны днём, познают многое такое, что ускользает от тех, кто видит сны только по ночам. Эдгар По. // После обеда я лежал на диване и курил. Задумался ли, или боролся с дремотою, но только вдруг передо мною промелькнул обнажённый женский локоть изящной аристократической руки. Я невольно начал вглядываться в видение. Появились плечо, шея, и наконец целый образ красивой женщины в бальном костюме, как бы просительно вглядывавшейся в меня грустными глазами. Впечатление оказалось навязчивым и, чтобы освободиться от него, я должен был искать ему воплощения. Вот начало «Анны Карениной». Лев Толстой. // Мой мозг работает, когда я сплю. Оноре Бальзак. // Возникновение идей я в особенности наблюдал у себя в полусонном состоянии; они посещали меня утром или вечером, когда я лежал в постели. Анри Пуанкаре. // Из всех мудрецов – предпочитаю сон. Эдуард Даниель. // Знаешь, я проснулся ночью, и план новой книги весь созрел во мне даже по главам, и я всё сейчас же записал! Николай Бердяев. // Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал. Только в одном месте впоследствии поправил. Дмитрий Менделеев. // Я два дня думал над словами о нежности одинокого человека к единственной любимой. На третью ночь лёг спать с головной болью, ничего не придумав. Ночью определение пришло. «Тело твоё буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войною, бережёт свою единственную ногу». Я вскочил, полусонный. В темноте обугленной спичкой записал на крышке папиросной коробки слова «единственную ногу» и заснул. Утром часа два мучительно вспоминал, что за выражение и откуда взялось. Владимир Маяковский. // …у многих учёных решение проблемы часто приходит вместе с утренним пробуждением. Жак Адамар. // Английскому микробиологу Александеру Флемингу сон принёс открытие пенициллина. Немецкому химику Фридриху Кекуле приснилась структурная формула бензола, над которой он работал долгое время. Гавриил Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог», Жан Лафонтен – басню «Два голубя». Франсуа Вольтеру однажды приснилась первая часть поэмы «Генриада» не в том виде, в каком он писал её. // Известный анекдот об открытиях и изобретениях, сделанных во сне, когда наяву они представлялись невозможными, я объясняю внезапным усилием освежённого разума в момент пробуждения. Однако в сновидениях язык играет большую роль. Мне кажется, что при пробуждении голова обычно полна слов. Чарльз Диккенс.