Воспоминание мамы Часть2

Геннадий Досужий
Ранней весной 1943 года нас погнали в сторону Темрюка -Тамани ( это были мама,я,дедушка и бабушка? по отцу и другие родственники и односельчане-несколько сотен людей), возможно были какие-то повозки,но скорее всего это был пеший марш.Пройти пришлось 50-60 км со скудными пожитками,которые успели захватить, маме- со мной на руках. Там нас погрузили на баржи: часть людей повезли вокруг Крыма в Одессу,другую(в том числе меня с мамой)-через Керченский пролив в Керчь.  Там нас  погрузили в вагоны- скотники и повезли в сторону Джанкоя. Недоезжая Джанкоя на эшелон напали наши летчики.Поезд  остановился,кто-то  открыл двери и люди кинулись бежать куда глаза глядят под непрерывной бомбежкой. Мама рассказывала, что забежала в какой-то блиндаж и стояла со мной на руках по колено в ледяной воде (это ведь было ранней весной),выйти нельзя-кругом взрывы, а стоять нет сил-брошу и все.Сколько простояла-не помню.Бомбежка кончилась и я пошла по дороге.Зашла в какую-то деревню,попросилась в хату переночевать. Люди пустили, 
накормили ,обогрели. На утро мама собралась идти со мной дальше.Дядя Гриша ( хозяин дома) говорит: куда ты пойдешь-молодуха-с  малым –оставайся, на горище есть кукуруза, как нибудь переживем.Мама работала в Джанкое, я пел песню “Катюша” немцам, они кричали “Хох”, давали конфетки. Так я стал пособником врага- “ коллаборационистом”.               
Джанкой освободили 11апреля, Севастополь- 9 мая1944года. В это время вышло известное Постановление ГОКО № 5859 сс « О крымских татарах» от 11 мая 1944 года, в котором отмечалось,что многие татары изменили родине,дезертировали из частей Красной Армии,переходили на сторону противника. Все татары подлежали выселению в районы Узбекской ССР –всего было переселено 140-160 тыс.спецпереселенцев. С собой разрешалось брать личные вещи,одежду,посуду и продовольствие- до 500 кг. на семью.  Для организации питания в пути было выделено: муки-900т, крупы-160т,мяса-90т,рыбы-90т,жиров-20т. Согласно Постановлению переселенцы обеспечивались приусадебными участками, им оказывалась помощь в строительстве домов-выделялась ссуда до 5000 руб. на семью с рассрочкой на 7 лет. Я не думаю, что это Постановление не выполнялось (в те времена такие шутки не проходили),хотя может и не в таких количествах. Узбекистан-не самое плохое место:тепло, близость по языку(кыпчаки) и религии, с продовольствием получше (Ташкент-город хлебный).Я привел эти данные не для того, чтобы унизить татар, а показать на этом фоне ,в каких условиях нам приходилось жить в то время  на Кубани и выживать в Крыму под немцами.
  Параллельно развивались события с другой группой земляков, которых отправили на барже вокруг Крыма(там находился мой дед по отцу). На подходе к Черноморскому (Западный берег Крыма) их тоже обстреляли наши летчики, они вынуждены были высадиться на берег. Дед вместе с другими перебрался в Евпаторию (так там образовалось своеобразное землячество кубанцев).
После выселения татар-18 мая, в течение 24 часов-всех таких беженцев,как мы,начали перевозить в покинутые деревни и поселять в брошенные дома.Люди ,покидая дома, могли захватить только самое необходимое, а остальное закапывали в надежде потом забрать.Наши переселенцы находили эту утварь по просевшим ямам.До конца войны оставался еще год, фронту требовалось продовольствие, поэтому люди были брошены на поля и сады для выращивания и уборки урожая. Нас поселили в деревне Аркуста(за точность названия не ручаюсь), что под Севастополем. Мама вспоминала, что при освобождении какого-то крупного города в Севастополе был произведен салют, и я от страха спрятался под кровать. Страх этот впился в нашу кровь и плоть,эти “хальт”,”хенде хох”,”ком”,”цурюк” вьелись в наше сознание, неосознано воспитали психологию раба, что до сих пор сказывается на нашей жизни.Перенесенные страдания безусловно отразились на нашу психику и здоровье и льготы « дети войны» дались не даром.