19. Мишпатим

Кот Базилио 2
В главах 21 – 23, составляющих недельный раздел Мишпатим (1), подробно объясняются некоторые Божественные установления внутреннего устройства жизни народа Израиля и взаимоотношений между людьми. Например, законы о рабе или некоторые законы об ущербах, нанесенных друг другу людьми или животными. Некоторые законы служат как бы комментарием или разъяснением кратко сформулированных Десяти Речений. Говорится о наказаниях, которым должны быть подвергнуты преступившие закон сознательно, по незнанию или случайно.
    
Все эти Законы, которые описаны в этом разделе или будут описаны в других разделах оставшихся трех книг Торы, были открыты только народу Израиля и обязательны для каждого правоверного еврея.
    
Остальным же народам даны были для соблюдения семь заповедей сыновей Ноаха, о которых мы уже говорили в соответствующем месте. 
    
А почему не  все народы должны соблюдать те требования, которые Бог предъявляет своему народу? В ответ на этот вопрос существует любопытная притча.
    
Врач в сопровождении ассистента совершал ежедневный обход больницы. Осмотрев одного пациента, он распорядился:

     – Питание этого больного не следует ограничивать. Давайте ему все, что попросит!
    
Продолжая обход, он осмотрел другого пациента и занес в его историю болезни длинный список продуктов.

     – Ничего из перечисленного здесь пациенту нельзя давать ни при каких обстоятельствах, – сказал он. – Ему можно лишь ограниченное число продуктов!
    
Ассистент пришел в замешательство.
 
     – Пациент, которому вы установили строгую диету, кажется гораздо здоровее того, кому вы не прописали никаких ограничений, – заметил он.

     – Именно так, – ответил врач. – Первый человек, к сожалению, болен неизлечимо. Он не выздоровеет, какую бы диету ему ни назначили. Так зачем же ее устанавливать? А этот еще может выжить. Поэтому я сделаю все, что в моих силах, чтобы поставить его на ноги.
    
И, тем не менее, например, христиане, которые через Иисуса Христа считают себя присоединившимися к Божиему народу или даже «новым Божиим народом», по моему глубокому убеждению,  должны внимательно изучить и знать все эти установления, не утешая себя недостаточно обоснованным тезисом, что Иисус якобы отменил Закон. Это, во-первых. А во-вторых, без знания этой части Торы, проповедь Христа и, например, апостола Павла, так и останутся за семью печатями.
    
Очень популярно мнение, что Бог Ветхого Завета – жестокий Бог, и в заповедях, которые Он дал, много жестокости. В качестве иллюстрации этого положения чаще всего приводят требование «око за око, зуб за зуб», как раз из 21 главы.
    
Полностью Божие повеление выглядит «еще хуже»: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб» (21:24-25).
    
На первый взгляд перед нами, так называемый, принцип талиона (lex talionis), хорошо известный на Древнем Востоке и у первобытных народов. Суть его заключается в аналогичном возмездии за совершенное преступление. В своде законов Хаммурапи говорится: «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя».
    
В Соборном уложении 1649 года Московского государства сказано: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить».
    
Как видите то же самое почти через три тысячи лет после синайского установления, и никого это не ужасает.
    
Однако в еврейском законодательстве эти законы толковались совсем по-другому. Но об этом большинство просто не знает, а те немногие критики Библии, кто знают, предпочитают промолчать в силу разных причин. Так вот закон «око за око» у евреев никогда так прямолинейно не применялся. Нанесенному ущербу, как правило, определялся денежный эквивалент, который и должен был передать человек нанесший ущерб потерпевшей стороне.
    
И только лишь за предумышленное убийство следовала законодательно смертная казнь. Но никогда, например, имущественные преступления не наказывались смертью, но только штрафом. Для сравнения вспомните, какое наказание предполагалось «расхитителю социалистической собственности» в стране гарантированного счастья для всех.
    
А что вытворяла испанская инквизиция? А русские заливания расплавленного свинца и посадки на кол? И никого эта экстраординарная жестокость последователей Того, кто призывал «око за око» заменить на «непротивление злу», не ужасает.
    
Именующие себя научными критиками Библии доказывают, что евреи свои законы переписали у окружающих народов, и в частности с Вавилонского кодекса Хаммурапи. Но это, мягко говоря, не соответствует действительности. Законы, зафиксированные в Торе, были по-настоящему революционными для своего времени, и остаются, по сути, такими же и по сей день. И никакие мудрецы не могли их вывести из законов окружающих народов. Они могли быть получены только в результате Откровения, как об этом и рассказывает сама Тора.
    
И главное, Тора провозглашает равенство всех людей перед Законом, чего, к сожалению, мы, считающие себя живущими в цивилизованном обществе, никак не можем достичь.

Всего в недельной главе Мишпатим названы 53 повеления (мицвот), 23 из них предписывающие (делай), а 30 запрещающих (не делай). Ниже я привожу их все собранные в виде двух таблиц: делай и не делай.
    
Обратите внимание, например, на повеления из второй таблицы, касающиеся суда и судьи. Судье запрещено выслушивать претензии одной из тяжущихся сторон в отсутствие другой, или  выносить решение, опираясь лишь на мнение и авторитет другого судьи, или судить о человеке предвзято, даже когда известно, что он нечестивец, или совершенно ошеломительно звучит запрет выносить наказание, опираясь на улики и логический анализ происшествия. Нельзя вынести смертный приговор, если перевес всего в один голос, нельзя судье брать подарки и т.д. Как актуально все они сегодня звучат.

Заповеди "делай" из недельного раздела Мишпатим.


1 Закон о рабе-еврее. Шм. 21:2 232
2 Взять в жены рабыню-еврейку, если купил ее, или женить на ней своего сына. Шм. 21:8 233
3 Выкупить рабыню-еврейку. Шм. 21:8 234
4 Казнить удушением за определенные преступления. Шм. 21:15 227
5 Закон о нанесении побоев другому еврею. Шм. 21:18-19 236
6 Казнить мечом за определенные преступления. Шм. 21:20 226
7 Рассматривать судебные дела об ущербе, нанесенном быком. Шм. 21:28-32. 237
8 Рассматривать судебные дела об ущербе, нанесенном ямой.Шм. 21:33 238
9 Закон о воре. Шм. 21:37 239
10 Закон о потраве поля. Шм. 22:4 240
11 Закон о поджоге. Шм. 22:5 241
12 Закон о принявшем бесплатно на хранение (шомер хинам). Шм. 22:6-7 242
13 Рассматривать тяжбу между обвинителем и ответчиком. Шм. 22:8 246
14 Законы о принявшем на хранение за плату (шомер бэ-схар) и об арендаторе (сохер).Шм. 22:9 243
15 Закон об одалживающем (шоэль). Шм. 22:13 244
16 Закон о соблазнителе (мефатэ). Шм. 22:15 220
17 Давать взаймы бедняку. Шм. 22:24 197
18 Следовать за большинством в случае голосования в бейт-дине. Шм. 23:2 175
19 Снимать поклажу с упавшей скотины. Шм. 23:5 202
20 Отказаться от права собственности на все, что взрастит земля в седьмой год. Шм. 23:11 134
21 Отдыхать в шаббат. Шм. 23:12 154
22 Отмечать праздники в Храме три раза в году. Шм. 23:14 .52
23 Отделять первые плоды нового урожая (бикурим) и приносить их в Храм. Шм. 23:19 125



Заповеди "не делай" из недельного раздела Мишпатим.


1 Не продавать рабыню-еврейку другому хозяину. Шмот 21:8. 261
2 Не ущемлять интересы рабыни-еврейки.Шмот 21:10. 262
3 Не бить родителей. Шмот 21:15. 319
4 Не есть мясо быка, приговоренного к побиению камнями. Шмот 21:28 188
5 Не оставлять в живых колдуна. Шмот 22:17. 310
6 Не обижать гера речами. Шмот 22:20. 252
7 Не обманывать гера в сделках. Шмот 22:20. 253
8 Не притеснять вдов и сирот. Шмот 22:21. 256
9 Не требовать возврат долга, если известно, что должник не в состоянии его вернуть. Шмот 22:24. 234
10 Не способствовать заключению сделки, подразумевающей выплату долга с процентами. Шмот 22:24. 237
11 Не проклинать судью. Шмот 22:27 315
12 Не проклинать Имя Всевышнего Всех, во все времена Шмот 22:27 60
13 Не проклинать наси Всех, во все времена, если есть наси Шмот 22:27 316
14 Не изменять порядок отделения даров от нового урожая. Шмот 22:28. 154
15 Не есть трефа. Шмот 22:30. 181
16 Запрет судье выслушивать претензии одной из тяжущихся сторон в отсутствие другой. Шмот 23:1. 281
17 Не принимать свидетельские показания от нечестивца. Шмот 23:1 286
18 Не выносить смертный приговор, если перевес всего в один голос. Шмот 23:2 282
19 Запрет судье выносить решение, опираясь лишь на мнение и авторитет другого судьи. Шмот 23:2. 283
20 Запрет судье выносить приговор из жалости в пользу бедняка Мужчин, во все времена Шмот 23:3 277
21 Запрет судье судить о человеке предвзято, даже когда известно, что он нечестивец. Шмот 23:6. 278
22 Запрет суду выносить наказание, опираясь на улики и логический анализ происшествия. Шмот 23:7. 290
23 Запрет судье принимать подарки. Шмот 23:8. 274
24 Запрет клясться именем идола. Шмот 23:13 14
25 Не призывать служить идолам. Шмот 23:13 15
26 Не резать пасхального ягненка, не уничтожив предварительно весь хамец. Шмот 23:18 115
27 Не оставлять предназначенные для воскурения на жертвеннике части пасхальной жертвы до тех пор, пока они станут непригодными для жертвоприношения. Шмот 23:18 116
28 Не варить мясо в молоке. Шмот 23:19 186
29 Не заключать союз с идолопоклонниками. Шмот 23:32 48
30 Не предоставлять идолопоклонникам возможность селиться в нашей стране. Шмот 23:33 51

Примечание: Последняя цифра - номер заповеди по книге Рамбама «Сефер га-мицвот».
    
А в конце 24 главы сказано, что Моше в сопровождении Йегошуа бин Нуна отправился на гору Синай, где ему предстояло пробыть сорок дней и сорок ночей наедине с Богом, а народом руководить остались Аарон и племянник Моше Хур. Было это на следующий день после провозглашения Десяти Речений.

Иллюстрация: американского художника и иллюстратора Библии Джона Дэвиса «Подтверждение договора» (The Covenant Confirmed, by John Steeple Davis (1844-1917).

Примечания:

(1)Мишпат – закон, устав, постановление, справедливость, правда, суд.