Ее зовут Светлана

Татьяна Кырова
           Такой фасон пальто был когда-то модным, подумала я и немного ускорила шаг, чтобы  заглянуть в лицо обладательнице нелепого наряда, болтавшегося на худеньких плечах. Но нехорошие предчувствия нагнали меня раньше, стало страшно, и я почти остановилась. Неужели это она: деловая  и уверенная в себе, моя удачливая подруга. Сколько же лет мы не виделись!? Пять, десять или того больше. Заниматься подсчетами не хотелось, наступил такой период, когда годы уже не имеют особого значения. В советские времена при встрече со старыми знакомыми обычно шутили: «Сколько лет, сколько зим! Последний раз виделись еще в прошлой пятилетке». Вместе с отменой советской власти, без предупреждения, отменили и пятилетний план развития народного хозяйства. Когда перестали получать заработную плату, а потом и вовсе лишились рабочих мест, догадались сами, куда мудрые вожди завернули наши расхристанные оглобли  на этот раз: «Назад к победе капитализма».  Реформаторы, занятые разграблением страны пировали долго, бесшабашно и безбожно. Малиновые пиджаки, сменили на бронежилеты от кутюр, из выживших сформировали железный депутатский корпус. Наступило относительное перемирие, так, разве, взорвут или пристрелят кого раза два-три в год и опять тишина. Трупный запах устойчиво стоял над страной. Может еще потому, что война в Чечне шла, и гибли молодые солдатики, за миллионы чужих долларов вырученных за баррели реально народной нефти. Что про то толковать, сами знаете, весь народ в голь перекатную превратили. Со времён Лжедмитриев  не падала цена  православной русской душеньки так низко. Кто-то может припомнить революцию семнадцатого, нет, тогда призывали принять чью-либо сторону, а в девяностые все без нас решалось. Нас не спрашивали, мы и не сплясывали. Иначе, такой мордобой бы случился, что страшно представить. Теперь поучают - деньги любят тишину. Мы усвоили и чутко улавливаем порой зловещую для нас тишину. А ведь даже в средние века хватило воли собрать Земский собор, на котором присутствовали выборные всех сословий, включая крестьян. Дело было 1613 году, тогда и  начала править династия Романовых, правда не всем по нраву пришелся народный выбор, и недруги продолжали совершать военные набеги на ослабевшее Русское царство. Пользуясь моментом, с севера донимали шведы, кто теперь помнит, наш Новгород они покинули только в 1617 году. Поляки в сговоре с запорожскими казаками вплоть до 1618 года тешили себя надеждой захватить российский престол, пробовали в кольцо Москву взять. Изолировать, значит, и объявить, что пала. Только не вышло у варваров поработить свободолюбивый и гордый народ,  выстояли православные, Слава Богу!

           Словно вторя моим мыслям, раздался колокольный звон. Я перекрестилась и почувствовала на себе чей-то взгляд. Избежать встречи  было уже невозможно.  Стало стыдно, и за  свой порыв, и за неуместные в данный момент размышления.  Светлана, а это была она, тоже истово крестилась в сторону храма.
 
           Когда хотелось убежать от действительности, я начинала думать о давно минувших днях, пользоваться этим нехитрым приемом вошло в привычку. Своеобразная историческая терапия от излишней политизированности: вспомнишь, сравнишь, придешь к выводу, что ничего нового не происходит, и как-то успокоишься. Люди прошедшие все стадии становления личности в советские времена меня поймут. А вот моя подружка счастливо избежала этого обременительного недостатка, она всегда была прагматична и расчетлива в своих поступках. Как будто нас не вместе принимали в октябрята, пионеры и комсомол, готовя политический авангард сознательной молодежи. И сейчас глядя в глаза друг другу, я отказывалась верить, что это она. Связь между нами была утеряна много лет назад. Светлана работала главным менеджером в одном коммерческом банке, тогда такие финансовые заведения плодились, как грибы после дождя. И, по ее совету, я разместила свои скромные сбережения к ним на  депозитный счет. При банкротстве не удалось снять ни копейки, а на носу выпускной у старшей дочери. Естественно, такую подлость простить подруге было выше моих сил. Впрочем, и она пострадала не меньше, но слушать ее я не стала. В стране наступили новые смутные времена, и каждый выживал, как мог: дружба дружбой, а денежки врозь.

           Было горько смотреть на Светлану, я чувствовала себя виноватой. Чуть не расплакалась, но боялась оттолкнуть ее своей жалостью. Собрав волю в кулак, подошла и бережно обняла подругу. Хотелось стянуть с ее плеч давно вышедшее из моды пальто и обогреть душевным теплом истерзанное болезнью тело. Но вместо этого, стараясь держаться бодрячком, предложила посидеть в кафе. Удобно расположившись, приготовились к неторопливой беседе. Светлана, видимо, долго ждала этой встречи и начала первой:

           - Знаешь, после того случая к банковской работе я не вернулась. Окончила курсы и стала мастером модного маникюра. Пользуясь старыми связями, быстро наладила круг клиентов. Особо важные персоны на гонорары не скупятся, статус не позволяет, им стрёмно мало платить. Квартирку старую продала и купила шикарные апартаменты. Замуж так и не вышла. Мечтала взять ребенка из детского дома, уже присматривалась к одному, даже на выходные брала несколько раз, но тут случилось непредвиденное, заболела я. Все дорогие вещи снесла в скупку. Квартиру продала, перебралась в коммуналку. Страшно помирать в одиночестве, только соседи буйные попались, пьют, компании разные. Пока в больнице лежала последнее вынесли.

           И спохватившись, что могла утомить меня, продолжила:

           - Нет. Ты не думай, я не жалуюсь. Сбережения еще имеются. Хочу, чтобы ты поняла, есть в жизни вещи намного более важные, чем деньги. Мысль старая, но все об этом забывают, особенно в наши дни. Казалось, важно сделать карьеру, потом обрести материальную независимость, и вдруг все утратило смысл. Я очень рада встрече. Помню, как отговаривала тебя не вешать семейный хомут себе на шею, рано еще, для себя надо пожить, а уж потом. Когда озвучили диагноз, долго не верила, что это произошло со мной.   Теперь уже успокоилась. Прошла курс терапии, врачи делают утешительные прогнозы.  Завтра со своим глазиком пойдем на прием. Ты не представляешь, какая я терпеливая стала, очереди в наших поликлиниках это такой тренинг. Чтобы попасть к нужному специалисту, надо сначала записаться к ненужному. Осмотрев тебя, он с умным видом дает направление туда, куда и надо было, но сразу получить талончик, почему-то не положено. Глупостей везде хватает.

           Светлана легко и иронично поведала свою тяжелую историю, что вскоре такое настроение передалось и мне. Она как бы абстрагировалась от собственного органа требующего повышенного внимания, ее глазик стал больным, а потому капризным ребенком, которому необходимо неусыпное внимание со стороны заботливой мамы. Одним словом, моя подруга делала все, чтобы ни у кого не возникало желания пожалеть сирую и убогую. Я подивилась такой стойкости, передо мной сидела совершенно другая Светлана: прежняя, заносчивая уверенность перетекла в твердость характера. Тихо беседуя,  просидели до закрытия кафе, обменялись номерами телефонов и расстались. Назавтра у  меня был выходной, и мы договорились больной глазик доставить на осмотр специалистам вместе.

           Утром я уговорила Светлану примерить новый плащ. Очень не хотелось видеть это ужасное пальто.  Жажда вселенской справедливости угасла во мне перед лицом страшной трагедии близкого человека. С того дня я меньше  интересовалась политикой, ведь в этом нет никакого проку, когда хорошо знаешь историю своей страны. И даже лукавая присказка: деньги любят тишину, перестала меня волновать. Без того на бедные наши головы вываливается бешеное количество мусорной информации: мы переживаем, спорим, рвем души, а на следующий день читаем опровержение. Нас самым наглым образом обманывают, и никто уже не краснеет от повальной непорядочности. Сколько жизненной энергии тратится понапрасну. Куда лучше помочь одному конкретному человеку. Нашли вариант и  подселили товарищей  по увеселительному ремеслу бывшим Светиным соседям. Оплатив немалый долг за коммунальные услуги, она стала хозяйкой малогабаритной однокомнатной квартирки. Самое главное, моя подруга перестала чувствовать себя одинокой в этом мире.