Хлеб

Светлана Данилевская
По следам моей памяти.
Как быстро проносятся годы. Как быстро все забывается. Иногда, вдруг неожиданно всплывает картинка далекого прошлого. И уплываешь- уплываешь в далекое-далеко…
И ощущаешь теплые душистые и родные запахи прошлого , и видишь тепло-нежные картинки былого. Вот и сейчас я вдруг вспомнила далекую юность. Ардатов… лето, теплый уютный маленький городок, неширокую извилистую речку вдали под горой, деревянный дом с крыльцом, за домом большой вишневый сад… Мы с дядей Толей сидим на крылечке и уплетаем теплый хлеб, пахнущий каким-то непонятно родным запахом, ароматом чего-то близкого и далекого, не то парного молока, не то сена, не то истомой жаркого полуденного солнца… Откусываешь большой кусок и вдыхаешь- вдыхаешь аромат пряного хлеба, закрываешь глаза и тебя уносит на широкое раздолье русских полей и степей, под ярко голубое небо и жаркое солнце… Ты наслаждаешься, ты умитворен покоем и чистотой..
Да…, хлеб в Ардатове был удивительный. Такого хлеба я больше никогда и нигде  больше не встречала. Даже отдаленно напоминающего…. Этот хлеб был огромный, раза в два больше , чем теперь. Он был высокий  пушистый и ароматный. Он был такой мягкий, что можно было крепко-крепко сжать его в руках ,и он становился у тебя в ладошках  маленьким комочком. А потом - медленно разжать ладони - и он поднимался, как в сказке, во всю свою мощь обратно, наполняясь живым теплом . Можно было сесть на него и он расплющился бы в лепешку, а потом встать- и он прямо на глазах быстро распрямлялся и вставал, приобретая прежнюю форму. Это было невероятно, непонятно и весело. Такой хлеб мог лежать  месяц и не черствел! Он и через месяц был все такой же мягкий душистый и свежий… Он никогда не плесневел и не отсыревал, он всегда оставался таким, как будто его только что вынули из печи…
Его пекли в местной пекарне, всего в одной единственной пекарне… И со всего района именно в эту пекарню съезжались люди и покупали хлеб для себя, родных, соседей с запасом- на несколько дней….. Все это было когда-то…..