Овца на верёвочке. часть 14

Ирина Чурсина
Взгляд из-за бугра.


    В Кельн  мы приехали вечером,часов в  шесть. Рогалики увидели нас в окно, они знали, что мы сегодня должны приехать и уже видно ждали. Через пару минут прибежал  Гжегож  поздороваться,  пригласить нас на вечерний чаек.

 Мой муж сказал , что с дороги мы немного устали, но по короткому душу , часиков в восемь мы с удовольствием  к ним присоединимся . Рогалики -это польская семья живущая в германии уже  двадцать семь лет,  у которой  мой муж снимает небольшой домик , после того, как год назад ему предложили контракт в Германи , почти  пол года  он здесь был сам , но долго не выдержал и мне пришлось оставить свою дачную ривьеру и приехать к нему. Так я познакомилась с этой милой и симпатичной парой . Они стали для нас своими  и каждый раз возвращаясь из очередной поездки домой или в отпуск , мы чувствовали что нас здесь ждут . Прибежала Наля , это голден ретривер Рогаликов и  дочь Мои, у них в хозяйстве имелось  две собаки и два кота , не считая дятла , поселившегося на дубе посреди двора окруженного лещиной , но орешки с этой лещины он  носил на верхушку электрического  столба и столовался там , чему мы были рады,  потому  что этот дятел был такой растяпа и большая часть орехов у него выпадала просто нам на стол. Еще у них были рыбки в маленьком ставку, туда периодически прилетала цапля и   контролировала  плотность  населения карасей в данном водоеме. Но в этом году она кажется перестаралась и население этого бассейна уменьшилось до одной рыбки.

  Налюня  села передомной , преданно заглядывая мне в глаза  и ловя каждое мое движение в надежде, что-нибудь от меня получить, кажется  ее неуемная энергия является причиной ее вечного голода.  Как для начала марта , вечер был  очень теплым и мы решили расположиться во дворе. Хорошее настроение , спокойная беседа ничего не предвещало бури , пока Гжегож не затронул любимую тему , которой мне повидимому,  как русской никогда не избежать . Почему-то каждый европеец , а уж тем более поляк, уверен , что если русская живет в Европе , то конечно-же потому , что меня  преследовали  тайные  и не тайные коммунисты  в России , и что конечно же мне там было так  плохо и страшно , что я теперь из благодарности , за то что я живу в Европе,  конечно же сейчас с радостью расскажу о всех тех страшных злоключениях которые меня там преследовали , и с охотой поплюю на Россию из-за бугра. Но их ждет разочарование , я вижу как у них пропадает настроение когда я не даю им такой сатисфакции. Мне не было легко . Началась великая перестройка и  пять заводов, которые кормили целый город продали японцам , американцам , итальянцам , даже ваучеры выдали нам , у некоторых наших сослуживцев радости не было предела .

    -Теперь я буду капиталистка , кулачка , теперь я так заживу  без коммунистов, мы всю жизнь Россию кормили, а теперь...- радовалась одна моя сослуживица из западной Украины- Я скуплю все ваучеры и буду сама владеть заводом.

  Чтоб облегчить ей дорогу к счастью , я  и свой ваучер ей продала , какой из меня капиталист , такой хватки, как у нее у меня никогда не было , а вдруг ей мой ваучер счастья принесет , так и слава богу, я за нее только порадуюсь . Но через пару месяцев , каким-то странным образом наши заводы разорились , а через год в нашем заводе зияли только черные дыры разбитых окон. Встречаю свою капиталистку.

  -Ну и как ты, уже свой первый миллион наверное заработала?-спрашиваю.

   -Да, какой там-махнула она рукой – в Питере на рынке стою.

  -Как так ?Не может быть ? У тебя ж поле было, своя земля и ваучеры ...

  -Какие там ваучеры ? Как дура покупала их , каким мы там японцам нужны, они приехали и быстренько избавились от нас, как от конкурентов, так что ни ваучеров ни денег, картошку посадила, а ее местные алкаши всю выкопали, работы у нас другой не найти, вот и живем на два дома, в Питере зарабатываем, а сюда привозим- детей кормим.
 
  Я конечно таких грандиозных планов не строила, но работу тоже потеряла, вместе со всем городом.
 Встретила свою знакомую, она говорит: « В Москву еду, на стройку на  работу».

Я говорю : «Я тоже хочу».

  - Поехали!
  -Поехали!

Ну и поехали. В воскресенье мы уже ехали в электричке до Дебальцево, а там нас ждал поезд на Москву.
Ирка говорит:
  -Я до сих пор не верю, что ты со мной поехала, у меня все подруги хотели со мной ехать, но когда пришло время ехать, сказали: «Ой, как-то страшно ехать никуда, ни работы, ни жилья, ну ты едь сама, а как устроишься, то мы к тебе приедем». Как устраивалась наша жизнь там -это отдельная история. Работали мы тяжело, физически, по двенадцать- четырнадцать часов, практически без выходных, но не жаловались. Я люблю Москву, это мой город, она меня испытала на прочность, приютила, приласкала, подарила мне новую жизнь и у меня нет претензий ни к ней, ни к кому либо, ни даже к президенту. Может я мало себя ценю, может не требовательна, но я  не думаю, что мне кто-то, что-то должен давать, по крайней мере, пока у меня есть здоровье, руки, ноги и голова. Я не ждала милости ни от Бога, ни от президента, у них и без меня забот хватает, пусть со своими проблемами разбираются. Я просто пошла работать туда, где меня взяли, я не искала ни легких денег , ни олигарха . Через четыре года, я даже, пошла наконец то учиться в СЭУ, но видно Богу было угодно иначе мной распорядиться, он взял и выдал меня замуж, выслав за границу, на чем моя учеба и закончилась. Мы часто с мужем смеемся: «Где я так нагрешила перед ним, за какие такие грехи он выслал меня в Польшу? Я же никогда не просилась за границу». Но ему видней, видно было за что, хотя бы даже за туже строптивость, он уже больше десяти лет учит меня смирению и терпению и все никак. Когда я из Польшы ехала в Германию, я думала, может хоть здесь не будут у меня спрашивать: «Смакует ли русским суп с головы чечена?»

   -Не знаю, не пробовала?- Если кому-то еще интересно.
   На вопрос  «Правда ли, что наш президент на танке зачистки делает и, что у него унитаз золотой?», отвечаю: «В Москве видела пару танков в музее, президента на них не было, какой у него унитаз, тоже не знаю, пока в туалет меня не приглашал. Когда пригласит, « клятвенно обещаю вам об этом сообщить , всю правду без утайки , честное пионерское». Подобных вопросов за десять лет я наслышалась тысячи и это было бы смешно, если бы не хотелось плакать. Но повидимому граждане Польши еще не все вопросы,  подобного рода исчерпали, кажется этому источнику никакая засуха не грозит и я снова услышала , все тот же сочувствующий тон.

   -Бедные вы там, как вас там диктатор прижимает?
  Ну нет, только не это, Боже за что!?!-взмолилась я про себя.
На западе все уверенны, что в России каждого избирателя ведут с калашником на выборы и проверяют, за кого он голосовал, если крестик поставил не там  где должно , то ответ известен- расстрел на месте. Я промолчала, но Гжегож не унимался.
 
    -А в Карее как все плакали, вас ведь, тоже там заставляли плакать когда Брежнев умер.

   Моя «крыша» потихоньку стала закипать. Похоже он решил меня совсем добить.

  Я тогда была в десятом классе. Не помню точно кто, но кто-то из ребят утром сообщил, что Брежнев умер. Учительница химии сказала , что это не смешная шутка , что он действительно очень болен , но это не повод для шуток . На что мальчик ответил , что это вовсе не шутка , эту новость он услышал по какому-то там радио. А мы даже не сразу приняли это всерьез . Кто-то что-то пошутил на эту тему, кто-то засмеялся, было странно , что Брежнев  всегда был и вдруг не стало его. А вот моя бабушка , когда узнала , то и вправду всплакнула :

   -Привыкла к нему, если уж он умер, то мы и подавно все под Богом ходим, я уж тоже не молода. – смахнув слезу уголком платка, который она всегда завязывала под бородой, сказала она так как будто он мог не умереть и  от того умрет он или будет жить вечно, зависела и наша жизнь. Она смотрела в окно оперевшись на стол локтями. Я ее обняла:
   -Ну ба, ну что ты?

   -Ивк, я ж тоже старенькая, а вы меня не слушаете, вот умру я, кто тебя жалеть будет?

   -Ох ба, ты что, уже умирать собралась? Ты нам, здесь еще нужна, что тебе туда спешить, поживи еще немного.-засмеялась я, а самой так жалко ее стало. Она хоть и ругается на меня больше всех , но и любит меня больше всех, во дворе все говорят , что я бабушкина внучка. Но уж точно ее плакать, никто не заставлял.

   -А взятки, коррупция, мафия.-не унимался Гжегож.
  И тут мою «крышу» совсем снесло. Десять лет воспитания в Польше,  пошли  коту под хвост.

   -Гжегож, это наша страна, наш президент и наши проблемы, позвольте нам самим с этим разобраться. Мы что, недоразвитые? Вас кто-то просит нас опекать? Если кто-то просит, то пусть просит за себя, я считаю что каждая страна в праве сама справляться со своими проблемами, без посторонней помощи и каждая страна имеет такого президента, какого заслуживает, а если люди молчат значит их все устраивает. Например в Польше , в нашем доме, в подъезде, в двери стекло разбили, на второй день оно уже было вставлено. Потому-что знают, что моя соседка в пять минут все подписи соберет, митинг устроит , управление нашего кооператива должно будет отчитаться за каждый грош и никто не отступит, иначе говоря- головы полетят. В доме где живет моя сестра -трещина в два пальца через весь дом, дома довоенные, ремонта не было со времен застоя, штукатурка- сыплется , трубы сгнили, отопление -хорошо если  плюс четырнадцать зимой, а то ведь и просто сосульки на батареях могут висеть, а за квартиру и на ремонт все исправно платят, ни у кого никаких задолжностей нет.

  -Наташ, почему не идете требовать?

  -А, Ив , кто там нас будет слушать?-безнадежно отмахнулась она.
  Через год приезжаю у них дом подремонтирован, подштукатурен, подкрашен, дверь новая стоит.

  -Наташ, что случилось?

  -Да пошли мы в ЖЭК, а они сказали , чтоб мы не в банк заплатили за квартиру, а в ЖЭК, наличными, а они нам за эти деньги ремонт сделают, потому что деньги если в банк попадают , то они их больше не видят и допроситься не могут, а так за наличные сразу рабочим заплатим и вам сделают. А соседний дом , точно такой, как был без ремонта так и остался.

   -Это ж им по блату сделали –позавидовали соседи. Когда им сказали , что нужно сделать, они ответили:

   -А кто у нас пойдет, я на работе , баба Маша уже старая и больна , Витька не пойдет, в общем из восьми семей , оказалось некому идти, вот так сидят и сетуют на свою тяжелую судьбу. И такие мы во всем. Как говорила моя мама: «Под лежачий камень вода не побежит».  А ведь всего навсего , надо приучить этот  ЖЭК и всех прочих, точно так же, как мы их приучили брать взятки, приучить , что мы своего будем требовать и что от своего не отступимся , и когда начальник  этого ЖЭКа поймет, что ему дороже будет с вами спорить , он в конце концов начнет все-таки делать , хотя бы для своего спокойствия, нужно только быть всем вместе, не хочу повторяться, что в « единстве наша сила». Но до этого мы еще не доросли , слишком долго жили под опекой, когда государство за нас все решало:  квартира,  школа,  больница,  пенсия,  работа все было за нас распланировано и сделано. Теперь мы должны научиться жить самостоятельно. Это займет немного времени, но я думаю ,что мы справимся и без американских бомбардиров.  В Польше нет диктатора , а политики , то стреляются , то вешаются ни с того ни с сего по непонятным причинам и без каких либо объяснений. Тоже и со взятками...

Гжегож возмущенно:

   -У нас нет взяток и коррупции. В Германии это невозможно , у нас здесь все честно.

   -О , похоже ему тоже не все равно , что о его стране говорят, тоже оказывается болит. –позлорадствовала моя вредная половинка.
 
   - Если все честно , то скажи мне , как так может быть , что турецкая фирма выиграла притарг на вылевку бетона за такую цену , за которую можно только материал купить,  или только рабочим заплатить за работу, но и то и другое по немецким ценам это сделать невозможно. Разве что они такие альтруисты и работают бесплатно – чего по немецким законам тоже нельзя делать, налог-то с чего-то надо брать.

  Тут уже Гжещ закипел:

  -Как ты можешь так говорить!? Ты только приехала сюда , ты здесь ничего не знаешь, будь внимательна со словами , думай что говоришь! У нас такого просто быть не может! Это хорошо что ты мне такое говоришь , а еслибы не мне ... Нарвешься на кого-то!!...

  Повеяло холодком , если не сказать грозой , а скорей угрозой. От удивления мои брови полезли вверх. А как же демократия ? Это в России мафия и диктатура , а тут свобода слова и мне угрожают за то , что я говорю о том , что есть , значит не такая уж тут и свобода слова .
  -А ты был в России?

  -Нет .
 -Тогда как ты можешь судить о том , как мы там живем?

 -Ну так, маш рацие(пл. ну да ты права).-Согласился Гжегож,- я не был в России, так нам  по телевизору говорят.

  Это называется- информационная война , когда говорит, только одна сторона , это как если бы в суде судили и не давали слово ни адвокату , ни обвиняемому, но все свято верят , что это самый справедливый суд в мире, потому что судят не их .

  Я всегда мечтала , что когда-то исчезнут границы и все люди будут жить в мире и согласии. Детство прошло, мечты  сбываются, одни границы и правда исчезли , но появились другие , что для меня не менее странно, а что еще более странно- вместе с новыми границами кто-то пробует нам навязать еще и ненависть. Жалко что только человеческий маразм и ненависть не имеет границ.   
  У Гжегожа зазвонил телефон.

  -Хало!Ну чещч (привет)! И цо там у тебе слыхать(и что там у тебя слышно)?... Угу, угу, так...ну...ну веш цо( ну знаешь что)? Я могу конечно спросить, но знаешь как там , куда не сунься , если на лапу не дашь, то даром и рта никто не откроет, таки скубане (неперевод. польский фальклёр), ниц задаром (ничего бесплатно). Ну так то есть. Ну-ну конечно же спрошу...

   На моей челюсти повисла гиря пудовая и я никак не могла ее вернуть на место, а глаза то-ли орбиту потеряли,  то-ли пружинка лопнула, да это уже и неважно было. Мама почему ты не родила меня глухонемой? Не подумайте , что я кощунствую, но сколько проблем можно было бы  избежать и сердце понапрасну не болело бы.

   Утром , наглое солнце  лезет во все окна и щели , шагает через подоконник, прямо на стол,  споткнувшись о вазу с  персидской сиренью, которую вчера принес мне Гжегож еще до дискуссии, растянулось длинной тенью через весь стол  и совсем как мое одеяло , сползло на пол, медленно подкрадываясь к моей кровати и протягивая свои острые и тонкие ручонки, цепляясь за мое одеяло , как за спасательный круг и пробуя с меня его стянуть,  лезет  –не остановишь , ну просто бандит с большой дороги. Птицы орут не благим матом, кажется совсем совесть потеряли . Ну что ж вам не спится , родные мои ? Вы на часы смотрели ? Суббота сегодня , могли бы и подольше поспать . Я отвоевала у солнца свое одеяло и  попробовала нырнуть под него с головой .  Нет , так жарко . Тогда я решила  оставить только голову под одеялом , буду телом дышать как саламандра, но тут открылась дверь и вошел мой полуношный муж , который спит не больше этих сумасшедших птичек , такой довольный :

  -Ив , смотри кто к нам пришел?

  Ну конечно , его распорядок дня даже по праздникам остается неизменным , в шесть часов утра его природный будильник призывает его к порядку, что пора на сигаретку вставать и он встает,  включает чайник , потом берет сигаретку , заваривает себе кофе и идет на террасу . Эти движения отработаны до перфекционизма и никакая сила этого не в силах изменить.
 
   Вбежала Наля и лизнула  меня в выглядывающую из-под шортов , обнаженную ягодицу. Пришлось ее спрятать , и высунуть голову.

   -Налюня ! Нет! Иди, будь хоть ты человеком!-взмолилась я .  Но от Нали так легко не отделаешься , она принялась лизать мне лицо,( надо было все-таки оставить ей свою ягодицу), интенсивно дыша мне в нос, ее колгейт действует как нашатырь, окончательно привел меня в чувство , но никто не сказал , что бесповоротно. Ну что с природой спорить? Сделала , без энтузиазма  сто упражнений для пресса живота , на ощупь влезла в свои тапочки, одела мягкий пушистый халатик и пошла во двор, трава должна быть еще в прохладной утренней  росе, можно походить босиком, соседи наверное еще спят, так что никто не подумает что я сумасшедшая.  Наля последовала за мной , по прежнему не сводя  с меня своих преданных глаз и жадно ловя каждое мое движение , а нуж у меня как у царевны из сказки, если я рукой махну , то из рукавов кости посыпятся.

   -Наля, ну что я сделаю, если твои Рогалики  запретили нам тебя баловать, но Наля не сдается , каждое  движение ее головы это четкая копия движений моей руки , как в танце или в синхронном плавании. Ее не обманешь, она точно  знает-«стучи и тебе откроется». Я открываю ладонь в котором спрятан прихваченный мной для Нали ее любимый  сухарик,  поджаренный специально для нее в духовке . Делаю короткое движение пальцем , Наля замирает , подбрасываю сухарик в верх , Наля , щелкнув пастью,  снова  замирает , сухарик, как муха исчез не жеваным в ее бездонном желудке.  Я снимаю тапочки и мои ноги утопают в мягкой и пушистой траве , а холодная роса приятно обжигает их, постепенно я начинаю просыпаться . Легкая дрожь пробежала по телу, сначала сжала, а потом выпрямила меня как натянутая тетива и я потянулась к теплому  солнцу , стала на цыпочки , кажется тело сейчас вытянется и где-то в районе живота лопнет или оторвется от земли и полетит , как одуванчик,  в голове зашумело , зашуршало и закружились звездочки . Птицы вдруг перестали орать и запели на разные голоса , ровным, стройным хором. Ах как-же хорошо,  как здорово , как мало человеку надо , чтоб быть счастливым , всего-то глоток свежего воздуха , зеленой травы и хор голосистых птиц, ну может еще маленькую чашечку кофе со сливками и корочку свежей, хрустящей, теплой булочки с «маскарпоне» и « пармезаном» –замечталась я . Возвращаюсь на террассу и вижу на столике лежит пакет с теплыми свежими булочками .

  -Кай , ты что за булочками ходил ?
  -Нет , а что это ?
  -Булочки . Тогда откуда они ?

  - Не знаю , краснолюдки ( гномики) принесли .
Я рада, что  этому гномику все-таки не чужды чувства человеческие, а политика и разные взгляды на нее  не повод для вражды .