Юность шестидесятых

Мая Рощина
ТАМАРЕ ЖИРМУНСКОЙ посвящается.




Шестидесятые, «Юность»! О, какое было наслаждение читать этот журнал. Но, прежде чем вспомнить эти замечательные странички, эти ИМЕНА! Хочу рассказать об одном замечательном человеке – Владимире Изральевиче
Шляпошникове.

 Автор первого послевоенного сборника «Легенды Крыма», экскурсовод, первый руководитель юношеского симферопольского туристического кружка. Жили Шляпошниковы на ул. Пролетарской, недалеко от нас. Моя сестра дружила с Женей – дочерью Владимира Изральевича. Я крутилась у них под ногами. Прошло время, Стася и Женя вышли замуж. Ещё прошло время, появились детки. Женя уехала к мужу в Севастополь. И вот, как-то раз сестра послала меня к Владимиру Изральевичу: «Возьмёшь «Юность», Шляпошников её выписывает с самого первого номера». Я не бежала – летела! Во двор, вверх по ужасной лестнице. Открыла жена Владимира Израильевича (кажется, тётя Рая) провела в маленькую каморку (стол, стул и этажерка) – Владимир Изральевич что-то писал. Увидел меня, протянул руку к стопке журналов и дал мне штук пять-шесть самых первых. С тех пор раз в неделю я приходила к ним как в библиотеку, меняла номера. За эту неделю вся семья прочитывала все журналы от корки до корки. Я начинала с поэзии.

Когда прочитала интервью Татьяны Бек с Тамарой Жирмунской – вспомнила свои еженедельные подъёмы по ужасной лестнице Шляпошников. Она отъезжала от дома, железные ступеньки были в дырках, - как они жили, бедные… А дождь, а гололёд? Как-то Владимира Изральевича не было дома, а тётя Рая обезумела от сопелек внучки Диночки (Женя привезла на время): «Она не может дышать, не может кушать!!!». Кто меня тянул за язык(?): «Слышала, что луковый сок помогает». Быстро натёрли луковицу, выдавили сок. Она держит ребёнка, я капаю, -Дина заорала в три раза громче. Я схватила «Юность», уже свежий номер (догнали читателей постоянных) и сломя голову по этой лестнице… Потом тётя Рая пришла к нам, всё рассказала  нашей маме:  «Насморк прошёл, но девочка ТАК плакала»… Ещё бы! Надо ж было разбавить сок водой…  Было мне лет пятнадцать.

Воспоминания Тамары Жирмунской об Инне Кашежевой вновь вернули туда в «Юность». В ту «Юность», не прочитав последний номер которой, было не прилично появиться на ул. Пушкинской. А о чём ещё тогда говорила молодёжь? Только о вас (таких юных и талантливых), о ваших стихах и прозе. Вы были кумирами! Вы были нашими ровесниками! Это был действительно журнал юных авторов для юных читателей! Не знаю, каков был тираж, но его надо умножить, как минимум, на десять!  Ну, ещё о Друниной и Каплере шептались - (он появился на экране в «Кинопанораме»), их любовь тогда владела нашими головами, как впоследствии Влади-Высоцкий. И всё по секрету, нигде ж ничего не писалось. Тайна!

  Каждый номер был не просто очередной. Его ждали! Им жили! Вычитывали всё и между строчек тоже, плюс фантазия, слухи: «Стихотворение Евтушенко сняли с номера. Хочешь переписать?». И переписывали:  «..едут сдобные москвички в Гагры отдыхать», «еврейской крови нет в крови моей». Что правда, что нет?..

Это была наша жизнь. Пусть с сегодняшних высот она такая - не такая. Другой не было. И уже не будет.

…Владимир Изральевич с женой переехали в Севастополь к дочке. У Жени родилась ещё одна дочь – Лиля, умер муж, ушли родители, Дина стала Ворониной и всё что я знаю. Погибла моя сестра и связь с этой замечательной семьёй прервалась.

 А как бы хотелось, чтоб кто-нибудь вспомнил Владимира Изральевича Шляпошникова…