Краткий анализ паствы современной РПЦ

Александр Семенов 4
В силу того обстоятельства, что я проживаю на территории страны, где доминирует христианская религиозная конфессия, а именно православие, представители этого религиозного направления мне встречаются чаще других. Кроме того последнее время РПЦ стала принимать все более активное участие в делах государства, и не замечать этого просто невозможно, поскольку СМИ уделяют участию церкви достаточно много внимания.
     Сталкиваясь с различными проявлениями религиозности, я начал изучать их носителей и подход различных граждан собственно к церкви и вере.В результате этого изучения я выделил  4 группы верующих (естественно, это выделение носит чисто субъективный характер).

     Первая наименее интересна. Это политики и бизнесмены высокого уровня, которые очень далеки от религии в целом. Они посещают церковь лишь для того, чтобы заручиться поддержкой тех масс населения, которые считают себя глубоко верующими. К вере и религии это не имеет никакого отношения, хотя внешне носит вполне благообразный характер.

     Вторая - религиозные деятели, иерархи церкви.Как правило это весьма эрудированные люди, прошедшие обучение в семинариях, некоторые за рубежом. Эта группа очень активна в социальном плане. Она "несет идеи", продвигает и развивает церковь, программы различных форм участия церкви в социальной жизни, договаривается и сотрудничает с властью и другими конфессиями. Ей трудно дать однородную характеристику с точки зрения духовности, поскольку внутренний мир этих людей хорошо замаскирован внешними атрибутами и высоким уровнем мастерства преподнесения себя на публике. Это хорошие дельцы и предприниматели. Но общее впечатление, сложившиеся лично у меня, состоит в том, что Духа на себе эти люди
не имеют, либо их духовный опыт крайне скуден. В основной массе это люди обычного мирского ума.

     Третья группа - обычные рядовые прихожане, заявляющие о своей вере в Христа. Группа весьма многочисленна. Люди, принадлежащие этой группе, исправно посещают приходы, службы, жертвуют на развитие церквей, причащаются, многие из них выполняют какое-нибудь послушание при церкви. Подавляющее большинство представителей этой группы полагают, что если декларировать свою веру в Иисуса и в некоторой степени исполнять заповеди (как правило это сводится к самооправданию: "Ну я же никого не убиваю, не граблю, не ворую...."), то ты уже христианин и периодическое посещение церкви и возжигание свечей тому наглядное подтверждение. Слова Спасителя о том, что «сами ничего не можете» активно цитируются этими людьми, поскольку являются хорошим оправданием своим слабостям. Представители этой группы очень ревниво наблюдают за соблюдением окружающими всех религиозных норм, очевидно, тем самым утверждая собственную правоту и "истинность" собственного служения Богу. Как правило, эти люди опираются на слова Спасителя: "Просите, и дано вам будет!", поэтому обращение к высшей силе чаще всего носит характер просьб в надежде на чудо, которое и разрешит те или иные проблемы мирской жизни. Если в разговоре с подобными прихожанами возникает какая-нибудь спорная тема, то они отвечают либо разрозненными цитатами из Писаний, причем сама разрозненность позволяет менять трактовку практически как угодно, либо раздражением. В сознании этих людей есть множество весьма жестких конструкций, заранее определяющих, что является правильным, а что нет, что истина, что ересь. Все, что им кажется еретическим, незамедлительно приписывается к проделкам бесов и становится причиной активной борьбы. Причем, данных последователей веры не смущает, что эта борьба, зачастую, может негативно восприниматься людьми ближнего круга, попросту мешать жить семье, и в качестве оправдания здесь вытаскивается цитата «Не мир Я принес, но меч», а слова «Блаженны кроткие… и Блаженны миротворцы..» на этом этапе обычно забываются, меч всегда оказывается ближе, что лишний раз подтверждает, что разрозненными цитатами из Евангелия можно аргументировать все, любой абсурд. В этой же группе много социально активных людей, «несущих слово Божие», ратующих за преобразование общества, в общем, несущих в массы «добро», как они думают. Зачастую это добро оборачивается своей противоположностью, но активные проводники христианской веры этого предпочитают не замечать, поскольку абсолютно уверены в собственной правоте. Именно этими людьми (а также представителями третьей группы, которую я условно называю «коммерсанты от религии» и здесь не обсуждаю) создано и поддерживается разделение христианства на множество церквей, считающих друг друга еретическими, хотя все они обращаются к Иисусу Христу, а святые, достигшие высокого уровня так же возникают во всех христианских течениях, что, впрочем, не мешает последователям иных ветвей не признавать их святость. Невероятно сурово осуждая различные проявления язычества, отдельные ветви христианства, например, православие, благополучно включили языческие культы в ритуал. Кажется, Саныч, здесь на форуме что-то говорил о поклонении лингаму… Так вот пасхальные куличи в виде столбика теста, политого сверху белой глазурью, как раз и есть тот самый лингам, детородный орган, символ изобилия, использовавшийся ранее в язычестве. Но увлеченные ритуалом люди предпочитают и об этом не задумываться. В общем, тяжелейшая внутренняя работа, которая является сутью христианства, искусно подменяется ритуалом, лишенным силы, и борьбой с другими слоями социума за соблюдение и распространение этого ритуала.

     Следует заметить, что вторая и третья группы в целом весьма агрессивны по отношению как к другим конфессиям, так и ко всем, кто задает вопросы по сути религиозных постулатов. Вторая, очевидно, защищает собственное положение в иерархии и доход, ну а третья - чувство собственной значительности, подкрепляемое постулатом об истинности их пути.

     Четвертая группа крайне малочисленна в рядах христиан. Это люди, которые в силу собственной внутренней чистоты, практик, Божьей милости и пр. имели какой-либо духовный опыт. Как правило, она намного более терпимы к инакомыслию, осознают единство большинства религиозных учений и систем духовного развития, редко вмешиваются в социальную жизнь и могут изложить суть Евангельских учений своими словами, поскольку опираются на внутренний опыт.Иногда эти люди обладают развитым сверхчувственным восприятием, но не стремятся демонстрировать свои способности. Они могут даже не находиться в монастырях, не являться активными прихожанами, но пребывание рядом с ними дает ощущение внутреннего мира и покоя. Советы подобных людей бывают весьма точны и полезны. Повторюсь, к сожалению подобных верующих в современной церкви ничтожное количество.

     На сегодняшний день христианство и РПЦ в частности состоят из представителей третьей и второй групп, причем вторая существует на средства третьей. Циклично в периоды больших праздников к ним присоединяется первая группа. И все это в целом носит характер ритуала, преимущественно лишенного силы. Церквей становится все больше, своеобразная игра в духовный ритэйл растет и ширится, но я не встречал священнослужителей, которые могли бы дать благодать Святого Духа прихожанину рукоположением, как это делали Апостолы, в результате чего человек приобретал понимание вселенских процессов, знания языков, способности к целительству и пр., то есть совершал скачок в собственном развитии. Современная церковь всего этого преимущественно лишена.