Жертва рэкета

Федор Быханов
Неэффективно растраченный банковский кредит обернулся похищением пенсионера и вымогательством у него, уже не существующих денег.

Круглый год, и в любую погоду не пустует «пятачок» у трамвайной остановки на переулке Мопровском, облюбованный торговками, реализующими товар, произведенный на частных подворьях. Особенно дорожат там вниманием пешеходов, спешащих ближе к полудню приобрести что-либо для приготовления обеда.
Однако, ни продавщицам, ни покупательницам вдруг стало не до спора о сходной цене, когда прямо напротив них несколько молодых людей сначала принялись избивать пожилого мужчину, а потом, заломив ему руки за спину, попытались запихать в салон легкового автомобиля.
Женщины подняли крик о том, что немедленно сообщат в полицию, если незнакомцы не прекратят свои противоправные действия. Несколько успокоил их ответ о том, что парни сами сейчас повезут туда воришку, срезавшего сумку с деньгами у женщины, незадолго до инцидента беседовавшей с тем, кого все же удалось принудительно посадить в легковушку.
Однако, судьба увезенного человека, продолжала волновать всех на торговом месте до самого появления пешего патруля сотрудников правоохранительных органов, у которых очевидицы события и поинтересовались участью задержанного.
Проявив к сообщению интерес, полицейские связались с «Дежурной частью». А так как туда никого не привозили, то пришлось опрашивать свидетелей похищения под протокол, после чего по всем постам была отправлена ориентировка о двух машинах отечественного и зарубежного производства, в одной из которых увезли возможную жертву преступного посягательства.
Еще через некоторое время, с поста на Чуйском тракте сотрудники ГИБДД сообщили, что в остановленных ими для проверки «Жигулях», действительно оказался мужчина, который утверждал, что его везут в сторону Республики Алтай не по доброй воле. Однако, остальные из сидевшего в машине «экипажа», опровергли слова этого пассажира. По их утверждению, он сам  напросился в попутчики у ближайшего кафе.
Записав, на всякий случай, их личные данные, всех отпустили. С тем, чтобы начать  поиск сидевших в «Жигулях», в связи с  заявлением, упорно стоявшего на своем, «попутчика от кафе», оказавшегося пенсионером Виктором Александровым. Ведь, он продолжал утверждать,  что не только был взят в заложники, но и подвергся вымогательству с применением жестокого насилия, как это бывает в западных боевиках про рэкетиров. И даже назвал имя женщины, под диктовку которой в лесном массиве написал расписку о долге в 200000 рублей, испугавшись продолжения побоев и угрозы применения холодного оружия со стороны одного из похитителей. 
К сожалению, владельца ножа – Константина Бабешина, отыскать, как всех остальных, не удалось, потому уголовное дело в его отношении было выделено в отдельное производство. А вот другие, поняв, что разоблачение неминуемо, принялись сотрудничать со следствием. Потому, достаточно скоро, удалось восстановить все обстоятельства того, что произошло на самом деле.
…Неприятности у Виктора Александрова начались после радостного события – назначения его генеральным директором небольшого коммерческого предприятия, занимавшегося грузоперевозками.
На беду учредителей, первый кредит в 600000 рублей, полученный в банке, был потрачен без должного эффекта. Для выплаты процентной ставки понадобился еще один – в 300000 рублей. Его выдали транспортникам под поручительство Николая Климова, перед тем продавшего по генеральной доверенности этому предприятию свой лесовоз марки «Урал». С машиной и связывали основные надежды на то, чтобы выпутаться из долгов.
Но однажды, вывозя из Республики Алтай груз древесины, лесовоз сломался. Его оставили на сохранность у местного жителя. Когда же через две недели вернулись с запасными частями, от машины уже мало что осталось –  все раскулачили неустановленные воришки. Потом «Урал» отбуксировали в Зональный район, где сельский автослесарь, получивший приглашение в будущем работать на отремонтированном им лесовозе, согласился его восстановить. Да только  сын-наркоман этого умельца, в отсутствии отца, продал остатки транспортного средства на металлолом. Сведя на нет все надежды Александрова и его партнеров.
А тут кредит почти на сумму в 900000 рублей банк взыскал через суд, предполагая вернуть деньги путем продажи имущества предприятия, где самым ценным был, уже не существующий «Урал».
Еще ранее умер Николай Климов, юридически остававшийся владельцем заложенной машины. И на его вдову, как на правопреемницу, тоже был подан иск о возмещении кредита, после мирового соглашения, составившего для вдовы треть от общей суммы.
Не поставленная в известность о судьбе лесовоза, она и попыталась вернуть себе, на самом деле давно проданный бывшим мужем,  «Урал» или его денежный эквивалент, с помощью своего сожителя Сергея Маковеева и его случайных знакомых, в том числе жителя Республики Алтай Кирилла Макарова и Константина Бабешина.
По телефону назначив  Александрову встречу на переулке Мопровском, Климова попыталась получить с того все до копейки.
Когда Виктор, после ДТП получивший травму, нигде не работавший и всю пенсию перечислявший банку за невыплаченный кредит, отказался, его насильно посадили в машину, вывезли в лес за городом и заставили написать расписку.
После этого Климова с сожителем уехали на иномарки, полагая, что сообщники отпустят пленника на все четыре стороны.
Но у Бабешина имелся на его счет свой замысел. Он повез Александрова в горы, угрожая тому, посадить в подвал, пока не получит свою выгоду. И только остановка «Жигулей» инспекторами ГИБДД – для проверки документов, расстроила дальнейшие планы похитителя.
Сумев обманом улизнуть от, задержавших его, сотрудников правоохранительных органов, Константин нагрянул к Маковееву, требуя денег за свои услуги. Получив отказ, так как общий замысел провалился, он пригрозил при удобном случае самого Сергея зарезать, а его сожительницу утопить. С тем и скрылся, чтобы оказаться в розыске.
Еще в ходе расследования Марина Климова погасила свою задолженность перед банком. О чем и сообщила Александрову на очной ставке. Потерпевший на уголовном процессе просил не наказывать подсудимых. И это было учтено в качестве одного из смягчающих вину обстоятельств, как и предшествующее поведение самого потерпевшего, выразившееся в недобросовестном исполнении обязательств по кредитному договору, явившееся поводом для совершения преступления.
Путем частичного сложения назначенных наказаний – за похищение человека, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, из корыстных побуждений, а так же за вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, совершенного группой лиц по предварительному сговору, Сергей Маковеев с Кириллом Макаровым получили по семь лет лишения свободы условно с пятилетним испытательным сроком.
Вынося  Марине Климовой приговор за вымогательство, суд учел совершение ею преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных возложением на нее бремени гражданско-правовой имущественной ответственности. Она получила три года лишения свободы так же без изоляции от общества.