Тит

Пётр Петрович
Тит
Это случилось в январские иды в 7 консульство Гая Юлия Цезаря Октавиана Августа и 3 консульство Марка Випсания Агриппы.
Гай Юлий Цезарь Октавиан восстановил республику, и стал первым среди равных — принцепсом. Единоличный правитель отказавшийся от своих привилегий в пользу народа - какое прекраснейшее, благороднейшее лицемерие. Тит немного дружил раньше  с этим юношей, почувствовавшем себя сейчас богом.
Куда подевались сейчас герои, - думал Тит , -  спасавшие Город от тирании, в те моменты, когда всем казалось, республика уже погибла. Слышно лишь всеобщее ликование и буйство черни, радующейся возможности бесплатно нажраться.
И эта кучка сброда — потомки Горация и Сцеволы, Катона и Цицерона? - грустные мысли лезли в голову Титу. Воистину мы живем в печальные времена...
Но когда всё это произошло? В какой момент власть одного стала возможной в ущерб республике? Неужели века истории Города напрасно, все труды предков ушли на то, чтобы мы уподобились варварам, обожествляющим своих тиранов? И сколько продлится это рабское состояние дел ? И закончится ли оно вообще? Или вся эта низость, гнусность и подлость, именно то, что и должно было случится с Городом,в наказание за раздоры и разрушение единства республики?
Он не знал, где искать ответы. Возможно они были в рассуждениях говорливых греков, или в тайных учениях варваров с Востока. Месяцами Тит сидел в библиотеке так и не приближаясь к ответу.
Он уже устал от бессмысленных поисков и взял почитать книгу Цицерона «Об ораторе» просто, чтобы развеяться от вычурного слога Востока и заумных речей греков. И тут он нашёл: «История — учитель жизни». Это было настолько очевидно, что ему даже стало стыдно, что он сам не додумался до этого раньше. Ну, конечно же, корни любых изменений нужно искать в событиях,им предшествующих. Но это была непростая задача: необходимо было понять, когда начался упадок республики и  развилось стремление к тирании, какими силами оно сдерживалось до настоящего времени и как вообще в Городе на Тибре возник такой государственный строй как республика.
Он начал искать  в древних годовых летописях -  анналах, которые велись со дня основания Города, были наиболее достоверными из всех сведений о прошлом, и в них попадали наиболее важные события, происходящие в республике. Листая свитки, он хотел узнать ответ на вопрос: «Почему всё случилось так, а не иначе?».
В определенный момент он понял, что недостаточно просто найти ответы в древних рукописях и преданиях, тем более они представляли, либо разрозненные и яркие сведения, либо пустые и безжизненные: имена чиновников и  годы их правления, но зато упорядоченные в цепь событий. Необходимо было составить единый свод в котором последовательно были бы объединены все дошедшие до нас сведения, для того, чтобы представить  себе полную картину событий.
Он начал составлять такой свод, руководствуясь соображениями объективности. Всё должно быть беспристрастно и тщательно отражено в своде. Он выискивал детали, отбрасывал ненужные и сомнительный подробности, стремясь сделать свое повествование подобным тексту законов, строгим и четким в своих формулировках, и точным в изложении событий. Такая стратегия казалось ему наиболее верной, ведь ему была нужна истина, а не литературные достоинства.
Вгрызаясь в повествования древности, он видел как, подобно дереву, рос, креп и становился город. Как из сочетания многих начал, подобно учению Эмпедокла, считавшего, что тела собрались из некогда блуждающих частей, вырастало гордое племя, сделавшее «Дело государства — делом народа».
Он подбирал наиболее однозначные выражения, высушивал тексты поэм, чтобы им нашлось место в труде, но увы, когда он прочитал первые наброски он ужаснулся...
Где героические портреты предков? - Отброшены, как излишние детали. Где подвиги древних? - Не включены, т.  к. недостоверны и сомнительны. Где кураж битвы, горечь смертей, страх за жизнь, где всё то,что было главным для участников истории? - Это бессмысленно, не несет никакой информации, и отягощает текст излишним словоблудием.
Он рылся в своих записях, чувствуя при этом себя, как слепой щенок. Ничего по прежнему было непонятно, только имелась куча мусора, исписанного никому не нужными данными.
И тогда он понял, ведь именно байки, легенды, недостоверные сведения и прочая чушь давали представление об истории, а безжизненные, и абсолютно достоверные сведения: кто, когда и где занимал какую должность -  были не нужны.
Его разрывало от смеха. Всё оказалось так просто! Вот зачем древние сочиняли небылицы и придумывали песни, они хотели поведать потомкам о старых временах!
Нет конечно, сведения о том кто и где занимал должности можно оставить, вдруг какому-то идиоту они понадобятся. Но везде, где можно сделать образ героя живым, где можно передать настроение народа, нужно пренебречь деталями и достоверностью, и попытаться одеть в плоть, пусть ни на что не опираясь, историю древних.