Философия перелётов. Часть 7. Опиум для никого

Аннетта Сокольникова
Перелёты. Поездки, командировки, новые страны, города. Или, наоборот, возвращение туда, где уже была - не один раз. У каждой страны или города есть что-то непреложно своё, особенное.  Знаменитый собор, необычный памятник, характерная еда, уникальное божество - да разве всё перечислишь? Так или иначе, это то, что является "визитной карточкой". То, что отливают, печатают, шьют, вяжут, используют в качестве принта на футболки и т.п. Пример: Бельгия, Брюссель. Ассоциативно (для меня лично) - Манекен Пис, пиво, Гранд Пляс (главная площадь города). К чему я веду? К сувенирам. К тем самым мелочам, которые большинство из нас привозят своим знакомым, друзьям, родным. Бережно упакованные в шуршащую бумагу тарелочки с гербом Валлонии и писающим мальчиком, полотенца со словом "Bruxelles", затейливой вязью вышитым на махровой ткани, бейсболки, магнитики (будь они неладны!), забавные, чуть хулиганские штопоры с ярко выраженным причинным местом Манекена Писа - сколько всего абсолютно бесполезного можно привезти из Бельгии!

Каюсь, привозила. И совсем недавно стала замечать своё отношение к знакомым, друзьям и родным, которое чётко отображают привозимые мной сувениры.

Утро отлёта. Как всегда, суета, последние "хвосты" по работе, последние чашки кофе с бельгийскими друзьями, последние посещения магазинов. Так, что мне нужно? Пара-тройка брелоков (пригодятся сунуть кому-то из коллег или знакомых), пара пепельниц (надо будет заехать к N, он курит, да и  вообще, пусть будет), полотенце для знакомой, штопоров тоже парочку, забавная штука, хоть и не особенно крепкая. Ну, бейсболки, куда без них? Вроде бы, всё? Нет. Не всё.

Выбирая сувениры, я не задумываюсь о тех, кому их подарю. Так сложилось, что некоторые люди проходят через мою жизнь, не затрагивая ни моего сердца, ни моей души. А другие, наоборот, входят в душу и/или в сердце, оставаясь там, осваиваясь, обживаясь. И происходит первое и второе совершенно независимо от меня. И от них самих. Это просто судьба. Вот для тех, кто в душе и сердце, я и выбираю не сувениры, в подарки. Сразу скажу - дело не в сумме потраченных денег, дело в отношении.

Когда выбираешь подарок тем, кто живёт в твоём сердце, невольно пытаешься представить реакцию человека на этот подарок. Его глаза, голос, улыбку. Если даришь одежду - бейсболку или футболку, к примеру - то думаешь, а как будет выглядеть в этом человек? Подбираешь вещь, учитывая интересы или характер. А ещё вдруг осознаёшь, что выбираешь подарок и с учётом своего вкуса тоже. Самым любимым или тем, кто для тебя много значит, стараешься выбрать то, что и тебе самой нравится. Вольно или невольно.

Тяжело дарить что-то от души, когда не знаешь человека. Не знаешь его интересы. Его стиль. При этом, очень хочется порадовать. Помню, будучи в Бельгии, я долго выбирала подарок для одного человека. Минут 20 просто стояла в магазине и думала: что же тебе купить? Внезапно я поняла, что мне это даже нравится. В кои-то веки я выбираю подарок, а не отделаться хочу простым и пустым сувениром. Странное это было ощущение. Согрело - на какой-то момент.

Если говорить, то всё. Перелёты и стыковки настолько приучили меня к терпеливому ожиданию, что я научилась не замечать время. При этом, я не смотрела в одну точку, как дома или в отеле. Парадоксально, но факт: в аэропортах, то есть, в зоне безвременья, я научилась использовать время с пользой. Неспешно гуляя вдоль витрин магазинов, я представляла, что покупаю ту или иную вещь для Макса. Представляла, как отдаю её ему, как наблюдаю за ним, открывающим пакет. Я даже видела его чудесную, чуть насмешливую улыбку. И как же, наверное, идиотски я выглядела, замершая посреди аэропорта, смотрящая куда-то сквозь стены, блаженно улыбающаяся и  плачущая одновременно!

"Настоящие" сувениры - неотъемлемая часть перелёта или поездки вообще. Кусочек коралла - привет с моря, сверкающая ракушка - дар русалки. Засушенные между страницами книги цветы, красивый камешек необычной формы - знакомо? Думаю, да. А что происходит потом? Потом всё очень грустно, господа. Обычно грустно. Покрытый пылью, задвинутый в угол коралл, которому даже сны о море больше не снятся. Ракушка, куда иногда кладут булавки, монетки, всякую чушь. Или, хуже того, тычут сигаретами. Камень, надоевший и выброшенный в окошко. Рассыпавшиеся в прах лепестки цветов, выпавшие на пол из книги. Зато яркие магнитики гордо красуются на холодильниках, бездушные и пустые. Парадокс! То, что реально родилось там, где мы были, что является частью того мира, мы храним не бережно, не заботливо. И выбрасываем через полгода-года, или задвигаем, куда подальше. А китайскую ерунду на магните - оставляем. Горько.

- Сувениры везёте? Разрешённые?

Таможенник спрашивает для проформы. У перелётов всегда одни и те же лица: таможенников, стюардесс, техников на поле. Да, везу. Какие, не помню, это же просто сувениры. С подарками и проще и сложнее одновременно: я помню их все. Вот только... Мне некому их отдать. Это тоже парадокс.

Со временем прошло и это. Я перестала привозить сувениры, точнее, значительно сократила их количество, так как органически не приемлю фальши. Если я дарю то, что выбирала не душой, это фальшиво выглядит. А дарить иначе - не получается. Хотя, конечно, есть и исключения. Их единицы. Но спасибо жизни за то, что они есть.

В самом начале этой главы я упомянула Бельгию, приведя её, как пример. Моё правило сувениров и подарков работает независимо от страны или города. Суть-то не меняется. Меняются лишь краски на безделушках да гербы на тарелках. Остальное - неизменно. Подарки - для тех, кто в сердце и в душе. Сувениры - для тех, кто безлик. Это почти, как опиум. Опиум для никого. И вот сейчас, заново переслушав песню "Агаты Кристи", я закрываю глаза и представляю, как держу в руках пакет с подарком. А Макс улыбается. Сегодня я поняла ещё один плюс перелётов: можно выбрать подарок. Для тех, кто нужней всего. Любимее всего. Важнее всех. А сувениры... Это воспоминания. Перевод этого исконно французского слова - "souvenir"(помнить) - очень правильный, кстати. Но воспоминания у каждого должны быть свои. Так честнее.