Человек не имеет права на глупость

Вертолет Танцует
Кем является человек, когда он находится в обществе? В первую очередь, это субъект, который подчиняется обществу и выполняет свою роль, которую от него ожидают. От юноши ждут максимализма и креативности, от зрелого человека – умеренности и трезвомыслия, от старика – строптивости и брюзжания. Но каков бы ни был возраст человека, над ним нависают три кантовских вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Если перефразировать, то вопрос звучит следующим образом: Что я могу достоверно знать об обществе, в котором я живу, которое меня сформировало, от которого я не могу отделиться, но от которого я хочу отделиться, чтобы объективно его понять? Во-вторых, что нужно делать в обществе, которое я плохо знаю, перед лицом будущего, которое я не могу предвидеть? И смогу ли надеяться не в ином мире, а в этом на общество, которое будет обществом моего будущего, по крайней мере, будущего моих детей?
Если в мозге человека есть хоть одна сколь-либо крутая извилина, то пусть в иной форме, но он задумается над этими тремя вопросами.
Что я могу знать? Не больше, чем ты сам хочешь. В момент, когда ты останавливаешь процесс овладевания знаниями, ты делаешь шаг назад, словом, деградируешь. Одно нужно понять: всех знаний охватить нельзя, но к этому нужно стремиться.
Что я должен делать? Извиваться, прогибаясь под мир и мнения чужих людей, или стремиться к достигаемому статусу под эгидой прямолинейности и наплевательства на социум? А, может, идти на сделку с собой и другими, называемую компромиссом? Я считаю, гибкость еще никому не вредила – в том числе, физическая.
На что я могу надеяться? На самого себя. Есть у нас замечательная поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». У тебя есть ты сам, родившийся одиноким и в одиночестве тебя ждет смерть. Все, что у тебя будет, сделаешь ты сам, единственным ценителем сделанного выступишь тоже ты.
Зачем задавать себе эти вопросы? Для того, чтобы определиться, кто ты есть, и что ты за человек, чтобы затем смочь оттолкнуться от нынешнего состояния и улучшить себя.
Что есть человек? Существо деструктивное, движимое импульсом и наделенное тем, что принято называть душой. Существо, которое несет на себе ответственность за себя, свои поступки и мысли. Существо, наслаждающееся свободой идеи. Мясо + кровь + идея. Человек без идеи – просто физиологический объект, который поглощает еду, размножается, спит, когда не размножается или не ест. В каком-то смысле идея и есть душа.
Человек – существо свободное, и его нельзя угнетать, к примеру, религией – особенно это касается пропаганды и навязывания чужого мнения. Нельзя жить, рассчитывая на чью-то поддержку, потому что даже самые прочные сваи точит время, вода и солнце.
Человек не имеет права на глупость, жаль, что за это еще не придумали наказания. Ибо нет существа более жестокого, пугливого, бессмысленного, зависимого от других, чем глупый человек.
На фоне всего сказанного мне хочется заметить, что главное условие становления личностью – не бояться. Себя ли, общественного ли мнения, последствий, которые неизбежно будут тянуться вслед. Человек обязан помнить о своем одиночестве в мире людей, возделывать его, наслаждаться им. Человек, не выносящий одиночества – пустой сосуд, заполняемый звуками, мыслями, мусором.