Хаос и порядок, симметрия и асимметрия

Лариса Баграмова
Современная естественно-научная картина мира основывается на понимании устройства мироздания как сбалансированного соотношения хаоса и порядка, или симметрии и асимметрии.

При этом под хаосом, понятие о котором ввели в теорию физики Больцман и Гиббс, понимается неопределённое состояние компонентов системы или вещества, нарушение определённых последовательностей и закономерностей. Под порядком, напротив, принято подразумевать определённое, регулярное, периодическое расположение частиц вещества, объектов, последовательный ход чего-нибудь, а также правила, по которым совершаются те или иные события.

Согласно определению Пьера Кюри под симметрией понимается неизменность какого-либо состояния относительно каких-либо преобразований в том или ином масштабе. Например, закон сохранения энергии Вселенной вообще. Асимметрия, таким образом, представляет собой нарушение подобного рода состояний и проявляется, например, в закономерность преобразования одного вида энергии в другой, а также во всех динамических процессах.

Относительно вышеприведённых определений следует заметить, что все они являются по сути своей условными. И состояния хаоса и порядка, а также симметрии и асимметрии взаимосвязаны друг с другом таким образом, что любой процесс или явление не только невозможно однозначно определить как относящийся к тому или иному типу состояний, но и вообще эти состояния невозможно представить отдельно друг от друга.

Кроме того, отнесение процесса или явления к категории хаоса или порядка, а также симметрии и асимметрии напрямую зависит от степени понимания наблюдателем закономерностей происходящих событий. Например, звёздное небо над головой представляет собой полный хаос для непосвященного в тайны астрономии наблюдателя, однако оно же являет собой строжайшую закономерность и последовательность для специалиста, знакомого с картой созвездий и принципом их движения на небосводе. 

Кроме того, в разных составных частях, масштабах того или иного явления и события их можно определить и как хаотические, и как упорядоченные. Например, каждая частица воды в бурлящей реке движется хаотически, по одному ей предначертанному уникальному маршруту, однако весь речной поток представляет собой строго последовательное перемещение водяного массива по однозначно определённому руслу с конкретными параметрами скорости, ширины и глубины этого самого потока. 

Что касается симметрии и асимметрии, то они также гармонично и взаимодополнительно сочетаются в различных свойствах материи. Например, тело человека обладает двусторонней симметрией, оно поделено на правую и левую половины. Однако такая симметрия распространяется только на внешнюю форму человеческого тела, внутренние же органы располагаются, в том числе, и асимметрично: например, печень правее, а селезёнка и сердце левее от срединной линии тела; что касается устройства мозга, то, условно, его левое полушарие отвечает за решение логически-интеллектуальных задач, а правое – за творчески-эмоциональную сферу. 

Таким образом, хаос и порядок, так же, как симметрия и асимметрия, неразрывно связаны друг с другом и представляют собой неотъемлемые атрибуты мироустройства.

Согласно современным представлениям об устройстве мироздания наш мир зародился благодаря Большому взрыву чего-то крайне мелкого и сверхконцентрированного и теперь безудержно и стремительно расширяется до невообразимо больших размеров, стремясь в конечном итоге к изменению энтропии и сверхмалой плотности. Под энтропией в данном случае понимается мера неупорядоченности вещества.

Рассмотрим эти события поэтапно и разберёмся с бытующими в современной науке представлениями о них как о показателях порядка, хаоса и характера изменения энтропии.

Считается, что мир возник из хаоса. То есть вот это самое «нечто», которое как раз и было очень мелким и сверхконцентрированым и в конечном итоге взорвалось с образованием текущего мироздания, якобы являлось неупорядоченно хаотичным… Однако может ли вообще нечто сверхмалое и сверхконцентрированное являться хаотично неорганизованным!?

Ведь, по сути, абсолютно все его условные части взаимодействуют абсолютно со всеми остальными условными частями! Всё взаимодействует со всем буквально как с самим собою. Все расстояние минимальны, все возможности передачи информации максимализированы, нет ни малейших потерь ни во времени (именно потому оно и отсутствует), ни в пространственных перемещениях (с аналогичными последствиями отсутствия и пространства тоже), ни в утечке энергии (нет и её, в том числе и  потенциальной, но об этом чуть позже).

Разве возможно вообще охарактеризовать такое сверхобразование и сверхвзаимодействие в качестве хаоса!? Это же строжайший, однозначнейший и сверхсовершенный порядок, основанный при этом на сверхсимметрии как своём основополагающем, атрибутивном качестве.

После Большого взрыва ситуация качественно меняется. Появляется пространство как характеристика разницы расстояний между отдельными частями материи. Появляется время как характеристика скорости изменения этих расстояний. Появляется энергия как характеристика потенциальных возможностей динамических изменений различных частей образовавшегося мироздания.

Вот тут-то и появляется, наконец, хаос как неопределённость состояния каждой отдельной частички новорождённого мира, и в то же время сохраняется порядок как строго определённые законы взаимодействия этих частичек, а также их комплексов и систем. Однако порядок этот переходит на новый, отличный от базового уровень, который можно охарактеризовать именно как комплексный, или системный.

Далее хаос и порядок взаимодействуют друг с другом, составляя, так же, как пространство и время, единое и неразрывное целое. Строгая симметричность нарушается явлениями асимметрии, которые представляют собой суть и основу всех динамических изменения и любого развития.

Однако за счёт безостановочного и неотвратимого расширения вселенной порядок снова неизбежно начинает превалировать над хаосом!

В самом деле, к чему стремится консистенция мироздания? К сверхвысокому расширению, а значит, и к итоговой сверхнизкой плотности. А что представляет собой материя, состоящая из бесконечно разреженных частиц? Она представляет собой полное отсутствие системности, то есть взаимодействия между своими составляющими.

В условиях сверхвысоких расстояний между отдельными частицами пространство утрачивает свой смысл – нет никакой разницы между расстоянием в сотню световых лет и в тысячу, если и в том и другом случае взаимодействие отсутствует полностью. Скорость изменения расстояний также утрачивает актуальность, следовательно, исчезает и время. А так как все мироздание в целом при этом теряет возможность потенциальных динамических изменений, то утрачивается и энергия.

Мир вновь становится строжайшим образом упорядоченным и симметричным! Энтропия падает до нуля (а вовсе не возрастает, как представляют себе это современные естественники), точно так же, как это было с нею и до Большого взрыва. Вся разница между прошлым и будущим мироздания состоит в степени взаимодействия между частицами. И если до Большого взрыва между ними было сверхвзаимодействие и сверхзависимость, то после предельного расширения вселенной они будут испытывать полнейшие отсутствие какого-либо взаимодействия и абсолютную независимость друг от друга.

Вот она, пресловутая свобода, к которой осознанно или же совершенно бессознательно стремится всё, что существует в данный момент в этом мире. А вся суть текущего мироздания состоит в переформатировании одной формы порядка в другую.