4. Философский взгляд на происхождение человека

Андрей Митран
На протяжении истории, пытливый ум человека не оставлял в покое ни окружающей среды, ни происходящих в ней событий. «Кто мы? Почему мы здесь? Как произошли? В чем наше предназначение? Как сделать жизнь лучше? и, Что будет после нас?», эти и другие вопросы сопровождают человека еще с древних времен. Во все времена жили люди, которые силой своей познавательной мысли устремлялись за пределы общего знания. Это ученые мужи древности, исследователи, натуралисты, философы, положившие начало многим научным дисциплинам. Основной свод знаний о человеке и его деятельности содержит в себе современная философия и антропология. Хотя человека изучают свыше 100 научных дисциплин. Тем не менее, и сейчас природа человека – это тайна, которая полностью нераскрыта.

Древнекитайские и древнеиндийский философы, основываясь на мифологических и теистических концепциях, сформировали самобытную Древне-Восточную философию. В ее основе лежат духовные и мистические принципы человеческого бытия. Быть человеком, считал Конфуций, значит любить людей. Даосы, напротив, считают главным аспектом жизни – невовлеченность, отсутствие каких-либо действий и проявлений, следование высшему духовному пути. А в Древней Индии проблема человека являлась не только ключевой, но и исходной для всей философии. Именно в учении о человеке появляются ее базовые понятия: переселение или перевоплощение душ (сансара), законы, обязательные для исполнения (дхарма), избавление от страданий и перевоплощений (мокша), предначертание, или судьба (карма), и др. В «Упанишадах» (VI-III вв. до н.э.) отмечается, что высшая цель жизни – мокша, т.е. освобождение от сансары путем аскетизма, отречения от всего земного, достижения нирваны. В Мокша-дхарме утверждалось, что человек есть сочетание тела, чувств и сознания. Они обособлены, но в деятельности соединяются друг с другом.

В свою очередь древнегреческая философия затрагивает вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека. Традиционно считается, что первым создателем учения о человеке является Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Хотя его предшественники и современники, например, софисты уделяли этой проблеме значительное внимание, Сократ был первым из античных мудрецов, кто, по словам Цицерона, опустил философию с небес космической проблематики на землю, в города и жилища людей. Так он заставил граждан думать, размышлять в первую очередь о своей жизни, царящих нравах, добре и зле. Вершина античной философии – Аристотель, впервые определил сущность человека через его социальные качества. В «Никомаховой этике» он отмечал, что человек по природе существо общественное, а в «Политике» писал, что человек – это политическое существо. Значение такой характеристики огромно и сохраняется до сегодняшнего дня. Таким образом, в античности были намечены основные линии и параметры философской антропологии, человек обозначен как предмет философского осмысления и определены самые очевидные грани его существенных характеристик – природность, разумность, социальность. Они рассматривались с разных позиций - натуралистической (Фалес), космоцентристской (Демокрит), логоцентристской (Сократ), социоцентристской (Аристотель), что обеспечило полноту и комплексность в дальнейшем развитии знаний о человеке.

В основе средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии. Теоцентристские установки в учении о человеке эпохи Средневековья постепенно преодолевались в философии Возрождения. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека. Греховность человеческого рода отрицалась, возрождались идеи античности о самоценности человека, о его праве на счастье, свободу не в загробном мире, а еще при жизни. Сформировалась гуманистическая установка, ставящая в центр мироздания и философии человека, а не Бога.

Однако окончательно развенчала теологическую философско-антропологическую концепцию философия Нового времени. На основе достижений науки, изменений в экономическом строе, политических интересов формируются новые, логоцентристские (от logos - ум, разум) представления о человеке. Рационалистическая парадигма философии Нового времени в качестве центрального вопроса философско-антропологического плана поставила вопрос о сущностном признаке человека. И здесь мнение мыслителей Нового времени было почти единодушным: человека делает человеком Логос, ум, способность мыслить.