Пасхальные развлечения, недоразумения и губернский

Наталия Ермашова
ПАСХАЛЬНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, НЕДОРАЗУМЕНИЯ И "ГУБЕРНСКИЙ СОВЕТ БЕЗБОЖНИКОВ"

Пасха всегда была для православного люда одним из главных праздников, к ней долго готовились постом и молитвой. После семинедельного гастрономического, физического и духовного воздержания народ жаждал не только скоромных блюд, но и качественных развлечений. Клубы, театры, балаганы стремительно заполнялись посетителями. Состоятельные оренбуржцы едва успевали делать многочисленные визиты. Многие, по традиции того времени и настоятельной просьбе губернатора, в первый день пасхи собирались  или присылали  визитные карточки с приложением рубля в пользу бедных. Народ попроще развлекался в основном весело и незамысловато.
Весной 1886 года Оренбургская городская Дума стояла перед дилеммой: устроить качели на время Святой Пасхи на Госпитальной площади (сейчас территория сада Железнодорожников), или на Конно-Сенной площади (теперь здесь Центральный рынок и тд "Восход"). Право на установку качелей выиграл знаменитый устроитель набережной Урала купец Белов. Содержатели трактиров рядом с Конно-Сенной площадью быстро сообразили, что их доходы с установкой качелей резко возрастут, и подали накануне Пасхи прошение "о постановке праздничных каруселей и качелей на площадке между магометанскими кладбищами и трактиром", мотивируя просьбу тем, что "торговля пала". Для пущей убедительности трактирщики предложили думе 75 рублей, "если просьба их будет услышана и уважена". Материальный аргумент оказался весомее здравого смысла. Качели установили на Конно-Сенной площади, "не внемля протестам благомыслящих людей. Если принять во внимание, что на качелях и каруселях веселятся и проводят половину времени дня около них преимущественно дети, то нельзя не удивляться такому поистине бестолковому решению Думы. Пускай де молодёжь учится безобразничать спозаранку, лишь бы трактирщикам жилось получше", - справедливо возмущался разумный гражданин в конце 19 столетия. "Вот таковы заботы нашей Думы о народной нравственности,- подхватывал тему журналист газеты "Оренбургский листок". "Из увеселений явились Трояновский с итальянскою каруселью, Ефремов с русскою каруселью, Александров с гармонистами, песенниками и плясунами. Качели устроил Александр Афанасьевич Белов",- подытожила газета пасхальные недоразумения. Кстати, устройство качельно-карусельных аттракционов обеспечивала дополнительных клиентов не только в близлежащие трактиры, но и для местных секс-тружениц наступала горячая хлебно-урожайная пора. Помимо официальных развратниц, тех, что стояли на учёте полиции, были сезонные работницы. В их число входили некоторые горничные, солдатки и даже казачки. После долгого телесного и духовного воздержания многие наши предки чудили и кутили на полную катушку.
В пасхальную неделю 1896 года особым вниманием горожан пользовался балаган господина Ступина. Это заведение пресса окрестила "народным русским цирком" и не напрасно. Но не знали люди, рукоплеща артистам, что своим счастьем они обязаны несчастью цирковой труппы. Дело в том, что русский богатырь - силач Ступин, "каучуковый" человек, жонглёры, эквилибристы, гимнасты, фокусники и замечательные клоуны братья Тревели были брошены в Оренбурге на произвол судьбы нечестным антрепренёром Боровским. Поэтому высоко квалифицированные артисты цирка вынуждены были зарабатывать, развлекая народ в балагане. Вне зависимости от возраста и социального статуса оренбуржцы катались на качелях-каруселях и пускались в пляс прямо на улицах, в общем, предпочитали не сдерживать эмоций. Гимназисты сразили наповал родителей, педагогов, своих товарищей, а так же  губернатора с супругой и всевозможных меценатов высокой силой искусства. Им удалось развеселить почтенную публику, воплотив на сцене комедию Плавта "Путаница" и немецкую комедию "Папаша разрешил" на языке оригинала. В антрактах играл гимназический оркестр под управлением Иванова. Пасхальная неделя подарила горожанам вполне эстетическое зрелище - оперу и оперетку. "Откуда не возьмись в Оренбург явилась целая труппа певцов, певиц и музыкантов", - с восхищением писали местные газеты в 1896 году.
А вот пасхальная неделя 1899 года не обошлась без драк и побоищ. "Начиная с первого дня праздника под качелями то и дело происходили драки: то между игроками в орлянку, то между пьяными солдатами". Не только православные христиане, но и правоверные мусульмане не остались в стороне от этого праздника жизни. "Балаганы пасхальные по обычаю не пустовали, равно как качели, карусели. Каруселей было пять и даже панорам четыре. Замечательно, что и "князья" (т.е. татары) очень любят балаганы и качели. Их тут узнаешь только по костюму", - делился пасхальными впечатлениями оренбургский журналист.
Как бы сейчас сказали, концепция события резко изменилась после октябрьского переворота. Религия официально была объявлена "опиумом для народа". Например, задолго до главного христианского праздника губернская газета "Смычка" в 1927 году начала публиковать статьи о "классовой сущности пасхи", тезисы "антипасхальных докладов", дабы открыть глаза некоторым отсталым пролетариям, которые упорно продолжали поститься, втихаря молиться , красить яйца и печь куличи. В "уголке "Безбожника" популярной в те годы газеты "Смычка" был напечатан "скетч" под названием " С пасхальным визитом у господина Остина Чемберлена", авторы которого скрывались под псевдонимами "Бритва" и "Эллан". Губернский совет безбожников, был и такой официальный орган, организовал в двадцати шести клубах города чтение антирелигиозных докладов и лекций на темы: "Происхождение пасхи", "Засуха - не есть наказание божие" и "Религиозные предрассудки в свете науки".  После лекций и докладов "По всем клубам были исполнены художественные номера: пение, декларация, выступление "синих блуз", хоровых кружков и физкультурников." Кроме того, сознательным пролетариям обещали игры и развлечения до утра. И всё это для того, чтобы отвлечь народ от религиозного дурмана. На открытом воздухе на ул. Советской, в случае хорошей погоды, обещали бесплатное кино для всех "Падение династии Романовых". Но, чтобы не предприняли неугомонные большевитские активисты, даже они вынуждены были признать, что "Христианская пасха - старый гниющий праздник ещё продолжает жить". "Обидно становится, писала прогрессивная газета "Смычка", когда видишь, что наряду с выжившими из ума старухами, этот праздник справляют и наиболее ещё отсталые рабочие и крестьяне". Постоянный автор антирелигиозных статей тов. Ненис, описывал "ночь перед пасхой" с высот новой коммунистической морали: "Старый мир в церквах поклоняется мертвецам, новый - слушает научные доклады инженеров, агрономов, врачей, проводит весело время, бодро смотря в будущее". А корреспондент "Смычки", под псевдонимом "Веха" гневно клеймил несознательного инженера Ташкентской железной дороги Сундукова, который самовольно ушёл со службы в день пасхи. Ещё один прогрессивный корреспондент всё той же "Смычки", с уверенностью глядя в будущее, утверждал: "Ростки нового быта уже есть и недалеко то время, когда вековые традиции станут достоянием историков". Как ни странно, но предсказания эти чуть было не стали печальным историческим фактом.