записки из музея...

Поль Иванов
(из рецензии на «Музей современного искусства» Галины Романовской)


"...Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все..."
 (Оскар Уальд)

...так уж вышло, что человек, по природе своей, существо очень одинокое,
ибо вынужден находиться наедине со своими мыслями 24 часа в сутки, отчего
мозг его время от времени вскипает и у него появляется острая необходимость
выплеснуть своё "Я" в окружающий его мир, в качестве доказательства, что ОН
существует на этом свете. И выставляет он это своё "Я" в виде некоего об"екта
--"букв, картинок, поделушек", т.е. всё то, что он научился делать своим умом и
руками к этому моменту времени. В этот "об"ект" он обязательно проецирует часть
своей "души", потому что любому человеку остро необходимо, чтобы его, если и не
полюбили, то хотя бы поняли, а если бы не поняли, то хотя бы заметили, как можно
больше людей,--просто для того, чтобы хоть как то бороться с природным одиночеством.
А для того, чтобы его заметили, выставляемые человеком-творцом об"екты иногда
приобретают довольно причудливую форму, часто противоречащую эстетическим запросам
общества и иногда находящиеся на грани его моральных норм. Но всё это имеет право на жизнь,
если, конечно, не нарушает существующие в обществе законы. Качество же об"екта
зависит от талантливости индивидуума. Другое дело, что человек, посылая в мир
своё "Я", зачастую не замечает "Я" другого человека, так же орущего от
от одиночества где-то в двух шагах, и даже не пытается приложить усилие,
чтобы его понять, к сожалению.

...во все времена, каждому ХУДОЖНИКУ, (если это действительно ХУДОЖНИК, а не ремесленник, штампующий для
продажи один и тот же натюрморт) выплёскивающему свою душу на полотно,
обычно тесны рамки двухмерного пространства, а так же существующие на данный момент
догмы, постулаты и традиции и он всегда старается из них вырваться, чтобы его "Я"
отличалось от других. Но сломать существующие рамки удаётся далеко не всем, а лишь
гениальным новаторам-авангардистам. В большинстве случаев они, скверно вписывающиеся
в окружающую действительность и, абсолютно не понятные обществу, становятся
"изгоями" (ну тут можно привести массу банальных примеров, начиная от импрессионистов--
"мазни" Ван Гога, Сезана, Мане, Моне, Гогена, "проституток" Тулуз-Лотрека,...--,кончая нашими
супрематистами -- Малевичем, Лисицким, Родченко..., авангардистами Филоновым, Зверевым...,
 нонкомформистами Плавинским, Неизвестным...,и мн. мн. др.))
 Они обзаводились своими апологетами, подражателями-пропагандистами. Потом появлялись
профессора-искусствоведы, которые их классифицировали, унифицировали и мумифицировали, посмертно
об"являя ГЕНИЯМИ и сковывая очередными рамками, которые в свою очередь ломали другие "изгои",
тем самым продвигая вперёд мировую культуру и оберегая её от застоя...)

...вот вкратце то, что гениальный Оскар Уальд выразил одной строчкой, и как вторит ему другой гениальный писатель
Д. Хармс--художника обижать нельзя...

"...ХУДОЖНИК: Я художник!
РАБОЧИЙ: А по-моему,ты говно!
(Художник тут же побледнел, как полотно,
И как тростиночка закачался
И неожиданно скончался.
Его выносят...")


(иллюстрация -- "жопа с ручкой". Кружка работы Елены Михайловны Вагиной)