Мой музыкальный харьков. 12

Ростислав Рыбальченко 2
13. АЛЕКСАНДРА ЛЕСНИКОВА

В Советском Союзе было развито художественное чтение, хотя бы вспомнить таких знаменитостей как В.Н.Яхонтов не говоря уже о таких мастерах СЛОВА на эстраде, радио и ТВ, как В.И.Качалов, И.М.Москвин, Д.Н.Журавлев.
В Харьковской филармонии также была представительница этого жанра – ЛЕСНИКОВА АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВНА.
Сохранилось у меня первое впечатление: на эстраду вышла стройная, молодая женщина, темноволосая, в длинном темном платье, с одной красной розой. Голос у нее был ласково-вкрадчевый, мягким, приятного тембра и выразительным.
Читала она безукоризненно, не разу не споткнулась, чтение лилось свободно и непринужденно. Она удачно модулировала голосом, акцентируя на ключевых местах текста, изредка подчеркивая это изящным движением рук.
Александра Лесникова иногда читала знакомые мне тексты и они открывались для меня новой стороной, на которые я раньше не обращал внимание, а теперь словно слышал их впервые. В этом и заключается главный смысл художественного чтения художественного произведения.
Лесникова выступая на эстраде исподволь учила слушателей КУЛЬТУРЕ ЧТЕНИЯ, что сейчас совсем утрачено. В основном читают, не обращая внимание на знаки препинания, пробегая глазами страницу за страницей. А настоящее чтение – не спешное, не торопливое и тогда наступает эстетическое наслаждение.
Репертуар ее был очень широк:  здесь и русская, и иностранная классика (Джек Лондон, Шекспир, Байрон, Бернс).
Мой друг Виктор Мельник вспоминает, что когда он был студентом Харьковского университета, то Лесникову часто приглашали на устраиваемые студентами Литературные «кафе» и она каждый раз соглашалась. Виктор вспоминает и такой эпизод: «Как-то Лесникова пришла раньше и попросила организатора встречи показать место на эстраде, где она будет стоять, сказав при этом: «Чтобы мои морщинка на лице меньше были видны». А дальше, она улыбнувшись процитировала Есенина: «Большое видится на расстоянии».
Александра Лесникова стала народной артисткой СССР, но главная ее награда – всеобщая любовь харьковчан.
Лесникова работала над текстами до последних дней своей земной жизни. Умерла 12 августа 2008 года.