Мой музыкальный харьков. 8

Ростислав Рыбальченко 2
9. ИЗАБЕЛЛА ЮРЬЕВА
Ничто так не напоминает мое довоенное детство, как песни Изабеллы Юрьевой.
В конце 30-х годов отец купил невиданную роскошь по тем временам – патефон.
Обязанности по обеспечению семьи лежали на моем отце. Один раз в неделю он ездил в город, привозил продукты, подарки нам и обязательно одну-две граммофонные пластинки. Вкус у отца был отменный и у нас  не заметно собралась неплохая стопка пластинок апрельевского завода в серых бумажных конвертах. Конечно каждая привезенная пластинка вызывала желание быстрее ее проиграть. Но мы не проявляли такой поспешности. Пока отец, приехав из города, мыл руки и умывался, мама накрывала на стол и в теплый летний вечер мы ужинали под ветвями огромного дерева. Потом выносили из дома патефон, стопку пластинок и начинался вечерний концерт. Часто проигрывали такие пластинки как «Брызги шампанского», «Цыган», «Рио-Рита»,была у нас и пластинка с песней «Если завтра война», которую я любил.
Хорошо помню, что большим праздником была пластинка с двумя песнями Изабеллы Юрьевой – «Саша» и «О любви и дружбе». Песни нам настолько нравились, что пластинку проигрывали каждый раз. И сейчас вспоминается все до мельчайшей детали: и летний вечер, стол под берестом, наш маленький домик под соломой, а когда сгущались сумерки и начинали свой полет летучие мыши, мы зажигали настольную лампу, и, насладившись музыкой, раскручивалась пружина патефона и родители вели неспешный разговор, а я смотрел на вечерних бабочек летевших на свет лампы. А голос Юрьевой еще ветал над вечереющим двором.
Саша, как много в жизни ласки,
Как не заметно бегут года
И вдруг, в одночасье пришла война и прервала идиллию мирной нашей жизни и всей страны. Тогда зазвучала другая песня, уже героическая и глыбастая песня: «Вставай страна огромная».
И все, и наш патефон с пластинками остались в былом.
Умолкли звуки чудных песен
.  .  .  .  .  .
В один из мартовских дней 1953 года я увидел на афише, что в Харьковскую филармонию приезжает Изабелла Юрьева. Я не мог в это поверить. Через несколько дней я в зале филармонии и с волнением ожидаю встречу с уже живой и легендарной Юрьевой.
Неспешной походкой на эстраду вышла среднего роста не молодая, но и не старая женщина, скромно одетая, без всяких украшений, только одни бусы. Улыбаясь она сделала легкий поклон, а зал встретил ее аплодисментами. Конечно в ее репертуаре была и знаменитая «Саша».
После концерта, также как и при встрече с Вертинским, у меня было желание получить автограф у певицы.
Я был рад этому автографу, показывал его друзьям и знакомым, пока он не затерялся.
Готовя эти записки я обратился к своему личному дневнику и нашел запись: «17 мая 1953 года был на концерте Изабеллы Юрьевой и голос ее, песни напомнили мне довоенное детство».