Мой музыкальный харьков. 7

Ростислав Рыбальченко 2
А. Вертинский
Фото нач. ХХ века
автограф: не стоит подходить так близко, чтоб отойти так далеко.
Другие тексты не разборчиво.
Фото из собрания автора.


8. ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛЕГЕНДЫ – ВЕРТИНСКИЙ
Я давно знал об Александре Вертинском, в студенческой среде популярны были его экзотические песни. Но чтобы он приехал в Харьков, и я имел возможность видеть его и слышать – не мыслимо!
Многочисленные афиши, извещали о его концертах: 7 марта в филармонии и 8 марта в театре музыкальной комедии. Находясь со своим приятелем Женей в фойе мы обратили внимание, что слушатели по своему внешнему виду отличались от привычной нам. Преимущественно это были люди престарелого возраста, интеллигентной наружности. Одеты они были по праздничному, но в старомодные костюмы, и стоял запах нафталина. Я понял, что эти люди извлекли из своих сундуков праздничные костюмы и теперь представился случай их вновь одеть на встречу со своей юностью.
К своей радости я увидел и руководителя нашей группы профессора гражданского права Гордона Владимира Владимировича.
Наступил момент, когда на сцене появился сам Вертинский. Это был уже не молодой, высокий и стройный мужчина, полный собственного достоинства, по виду аристократ, похожий на лорда. Раздались аплодисменты, но своим повелительным жестом успокоил эмоции зала. Концертмейстер Брохес сел за рояль, поправил фалды фрака, взглянул на артиста и Вертинский стал петь в своей особенной манере – заунывным, протяжным голосом, с прононсом. Жест его был величественным, экономным и добавлял к образу исполняемого произведения. На пальце правой руки я увидел массивный перстень, так гармонировавший с его обликом.
Но каким диссонансом выглядел массивный золотой перстень на руке моего любтмого писателя Владимира Солоухина, не имевшего ни каких аристократических корней, а выходца из крестьянской села Олепино Владимирской области. Солоухин большой и яркий писатель, но не аристократ духа.
Успех выступления Вертинского был грандиозным, и его долго не отпускали  со сцены. У меня возникло большое желание что-то оставить на память об этом событии и лучшим знаком в этом случае был автограф. Волнуясь я зашел в артистическую и Вертинский увидев меня с блокнотом, пригласил к себе, спросил мою фамилию, имя и под программой своего концерта написал: «Ростиславу Рыбальченко на память о концертах в Харькове».
 
Я не мог поверить, что теперь владею автографом великого артиста.
Приехав домой, я всматривался в каждый мельчайший штрих автографа, и может быть тогда понял значение автографов, благодаря которым книги оживают и с этого момента они становятся не книжной продукцией, а уникальной вещью.
 

 
Встретившись в институте с В.Гордоном, он стал расспрашивать меня о впечатлениях от концерта Вертинского и на очередной политинформации профессор предложил мне рассказать о концерте Вертинского. Я согласился,  и показал своим одногруппникам блокнот с автографом и кратко рассказал о концерте. Дополнил мой рассказ и Гордон, который слушал Вертинского еще в молодые годы. Таким образом политинформация, как часто это бывало, превратилась культурное мероприятие.
 
А теперь еще раз возвратимся к Вертинскому, а точнее к династии артиста. Вся его семя была отмечена артистизмом. Сам Александр Николаевич известен как артис эстрады, певец, поэт, композитор и актер кино с 1912 года. Возвратившись в 1943 году в СССР, снялся в шести фильмах, выступал на эстрадах многих городов, написал две книги своих воспоминаний.
 
 Его жена, Лилия Владимировна и две дочери Марина и Анастасия – тоже актеры кино. Особенно запомнилась советскому зрителю Анастасия, Заслуженная артистка РСФСР, красивая и привлекательная кроме как на экране кино она редко появляется перед публикой, не пеарится как многие другие нынче.