Киносценарий Жизнь за ангела. Чать 29

Наталья Соловьева 2
Эпизод 280
ТИТР: 28 мая…
Раннее утро. К сараю, где охраняют пленного, подходят офицера НКВД,(Капитан, майор) и двое солдат. Ганс сладко спит, подложив под голову руки и подогнув под себя ноги с беззаботным и спокойным выражением лица(крупным планом), совсем как ребенок. Майор подходит к Гансу и будит его пинками, по ногам и вбок.
МАЙОР АПРАКСИН: Вставай! Быстро! Шнель, тебе говорят!

Ганс открывает глаза, не совсем понимая, что с ним происходит спросонья.
КАПИТАН НКВД: Поднимайтесь, пойдете с нами.

Ганс поднимается, его выводят из сарая.

Эпизод 281
К сараю, где держат пленного Ганса, подходит Катя со свертком, видит солдата охраняющего Ганса.
КАТЯ: Привет! Ну, чего смотришь? Я пленному поесть принесла.
СОЛДАТ: Зря пришла.
КАТЯ: Это почему?
СОЛДАТ: Нет его.
КАТЯ: Как нет? А где он?
СОЛДАТ: Забрали его, только что увели. С НКВД приехали.

Катя в недоумении, опускает руки...

Эпизод 282
Катя подбегает к штабу, из штаба выходит майор Савинов.
КАТЯ: Товарищ майор, разрешите обратиться?
МАЙОР САВИНОВ: Да.
КАТЯ: Тот пленный, который у нас в санчасти лежал, где он?
МАЙОР САВИНОВ: Тебе зачем? Какая разница?
КАТЯ: Я просто хочу узнать, что с ним, скажите, пожалуйста! Говорят, его увели куда-то? Его отправили в лагерь?
МАЙОР САВИНОВ: Не твое дело. Только что, с НКВД приехали, расстреляли, наверное, уже его.
КАТЯ: Как расстреляли? За что?
МАЙОР САВИНОВ: Не спрашивай больше, ступай лучше отсюда.

Эпизод 283
Возле здания останавливается машина. Капитан Григорьев заходит в госпиталь, где врачом работает Татьяна.
КАПИТАН ГРИГОРЬЕВ: (спрашивает у проходящего мимо врача)Здравствуйте! Извините, как мне найти Татьяну, Апраксину.
ВРАЧ ГОСПИТАЛЯ: Пройдите к ней, она кажется в кабинете… в ординаторской…
Капитан стучится в кабинет.
КАПИТАН ГРИГОРЬЕВ: Можно войти?
ГОЛОС ТАТЬЯНЫ: Войдите!

Татьяна сидит за столом и что-то пишет в карточке, истории болезни одного из пациентов.
КАПИТАН ГРИГОРЬЕВ:(открывает дверь кабинета подходит к Татьяне) Вы Татьяна Апраксина?
ТАТЬЯНА:(Поднимает голову) Я, а что?
КАПИТАН ГРИГОРЬЕВ: Собирайтесь, мне срочно приказали доставить вас к вашему мужу. Он хочет вас видеть.
ТАТЬЯНА: Саша? Что-то случилось? Господи! Объясните в чем дело!
КАПИТАН ГРИГОРЬЕВ: Позже вам все объяснят, узнаете все сами. Собирайтесь быстрее, я вас прошу.
Татьяна собирается и выходит из кабинета…

К штабу НКВД подъезжает машина, из нее в сопровождении лейтенанта НКВД выходит женщина. Заходят, стучат в дверь кабинета полковника. Полковник за столом в кабинете
ПОЛКОВНИК: Войдите!(В кабинет заходит лейтенант)
ЛЕЙТЕНАНТ: Товарищ полковник, ваше распоряжение выполнено. Мы доставили вам Татьяну Апраксину.
ПОЛКОВНИК: Пригласите ее, пожалуйста.

В кабинет входит женщина, лет срока, светленькая, миловидная.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Здравствуйте.
ПОЛКОВНИК: Проходите! Садитесь, Татьяна Яновна…(Предлагает сесть)
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Мне сказали, что Саша хотел меня видеть и почему-то срочно велел сюда приехать, прислал за мной машину.
ПОЛКОВНИК: Это я хотел вас видеть, разговор к вам есть.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: А что случилось, что-то с Сашей или с Сережей?
ПОЛКОВНИК: С ними все в порядке. А вот с вами может быть нет, но вы не пугайтесь.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Да что случилось?(Явно нервничает)
ПОЛКОВНИК: Меня интересует ваша девичья фамилия.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Зачем?
ПОЛКОВНИК: Ваша фамилия Новацкая?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Ну и что?
ПОЛКОВНИК: Вашу мать звали Анна, не так ли?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Какое это имеет ко всему отношение?
ПОЛКОВНИК: Такое! У вас еще есть брат и сестра, Мария. Где они?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Я ничего о них не знаю. Честное слово!(Плачет, по щекам ее текут слезы)
ПОЛКОВНИК: Зато я знаю. Они уехали в Польшу. Ваш отец был поляк, а сестра, Мария, впоследствии вышла замуж за немца и уехала в Германию.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Вы думаете, я шпионка? Я клянусь, что не общалась с ними.
ПОЛКОВНИК: Ну, в этом вас пока никто не обвиняет. Вы знаете, что у вашей сестры есть сын?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Сын? Возможно,… я не знаю!
ПОЛКОВНИК:(Показывает Татьяне фотографии) Взгляните на эти фотографии. Вы кого-то узнаете?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Это моя сестра! Мария! Это она!
ПОЛКОВНИК: А здесь, узнаете?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Нет. Здесь же немцы какие-то!
ПОЛКОВНИК: Посмотрите внимательней, тот, что слева, вам никого не напоминает?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Нет, я его не знаю.
ПОЛКОВНИК: Это ваш племянник.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Что? Нет, этого не может быть! Это не правда!(Рыдает, впадает в истерику)
ПОЛКОВНИК: Успокойтесь.(Кричит адъютанту) Принесите, пожалуйста, чаю!(Обращается к Татьяне) Возьмите себя в руки. Этого немца зовут Ганс, точнее Локе Ганс Вильгельм. Он был тяжело ранен и попал в плен к одной из наших дивизий. Хорошо владеет русским, окончил Берлинский Университет, факультет журналистики. На допросе показал, что бабушка его была русской и звали ее Анна Новацкая, а маму зовут Мария. Маленьким он жил в Польше и воспитывался бабушкой.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Что с ним? Он сейчас жив, этот Ганс?
ПОЛКОВНИК: Да, я могу вас уверить.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Что с ним теперь будет?
ПОЛКОВНИК: Все зависит от него самого. По всем правилам, как вы знаете, мы должны его расстрелять, как  немецкого разведчика и диверсанта. Но, есть одно "но", если он согласится с нами сотрудничать, я могу облегчить его участь. Сибирь и лагерь для военнопленных, это самое лучшее, что может его ожидать, вряд ли он сможет этого избежать.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Пожалуйста, оставьте его в живых! Я очень прошу, не убивайте его, он все же сын моей сестры, мой племянник. Я могу его увидеть?
ПОЛКОВНИК: Нет, это вряд ли получится, я не могу этого допустить. Ваш муж сейчас уехал, чтобы совсем разобраться на месте и провести с ним переговоры.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Что? Он может его убить, я его знаю, чтобы не дать себя скомпрометировать. 
ПОЛКОВНИК: Черт, об этом я как-то не подумал. Пожалуй, вы правы. Хорошо, я сделаю все, что возможно.(Снимает трубку телефона).Соедините меня со штабом 13-й армии, 15-й стрелковой…
В части раздался звонок.
ПОЛКОВНИК ДЖАНДЖГАВА: 15-я стрелковая, слушаю…
ПОЛКОВНИК НКВД: Майор Апраксин у вас? Полковник Мечников…

Эпизод 284
Татьяна Апраксина дома с дочерью (В снимаемой квартире, где проживают).
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Дочка, Галина!
ГАЛИНА: Не плачь мамочка, не плачь!(успокаивает мать)Что случилось?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Беда доченька! Я даже не знаю, как все рассказать. Как тебе все объяснить.
ГАЛИНА: Расскажи все по порядку.
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Господи! Надо же такому случиться! Нет, этого не может быть! Не может быть! Так не бывает! Какое-то дурацкое совпадение, стечение обстоятельств. Сестра моя, знаешь? Мария.
ГАЛИНА: Это тетя моя, о которой ты говорила и с которой ты очень давно не встречалась?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Да. Она же оказывается в Германию уехала, там жила… Но это еще не все. Оказывается у нее и сын еще есть!
ГАЛИНА: Что? Не может быть! Мамочка… он же брат тогда мой двоюродный. И что?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Он воевал на стороне немецких войск, а теперь в плен попал…
ГАЛИНА: Он в плену?! И что теперь будет?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Не знаю. Ранен он, сейчас в санчасти одной из наших воинских частей. В НКВД, мне досье на него показали, фотографию, которую у него нашли. Там с солдатом каким-то немецким…
ГАЛИНА: Так ты даже фотографию видала? И какой он?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Парень, обычный…молодой, лет двадцати, и на вид симпатичный. Такой же, как наш Сережка. Хотя…наверное не очень похожи. Он на сестру мою больше похож… даже очень, мне так показалось. Мне бы его увидеть. Может, он хоть что-нибудь  мне о ней рассказал. Господи!
ГАЛИНА: А ты не спрашивала можно ли тебе его увидеть?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Нет, мне этого не дадут, сказали, что нельзя. Полковник меня обо всем расспрашивал: не переписывалась ли я с ними? Что я о них знаю?
ГАЛИНА: А ты что?
ТАТЬЯНА АПРАКСИНА: Я сказала, что ничего о них не знаю. Ведь это правда! Твой брат, наверное, тоже, еще ничего об этом не знает. Как же мне Сережке обо всем рассказать?

Эпизод 285
Ганса приводят в одно из помещений бывшей сельской школы, где раньше был кабинет директора. Майор, пристально принялся его разглядывать. Майор кивнул, и пленного усадили на стул.
МАЙОР АПРАКСИН: Насколько мы знаем, вы хорошо знаете русский. На каком языке предпочитаете, чтобы вас допросили?
ГАНС ЛОКЕ: (смотрит на майора) Мне все равно. На русском меня устроит.
МАЙОР АПРАКСИН: Что ж? Хорошо. Значит Ваше полное имя - Локе Ганс-Иоганн, Вильгельм?

Капитан ведет протокол, тщательно записывая каждое слово.
ГАНС ЛОКЕ: Да.
МАЙОР АПРАКСИН: Родились в Германии, в городе Штеттен, 28 мая 1920-го года?
ГАНС ЛОКЕ: Да.
МАЙОР АПРАКСИН: Проживали в Штеттене, окончили школу, берлинский университет, факультет журналистики, потом школу Абвера в Цоссене. С 1941-го года служили в немецкой армии в подразделении разведки.
ГАНС ЛОКЕ: Да.
МАЙОР АПРАКСИН: Признаете ли вы, что занимались шпионской, разведывательной и диверсионной деятельностью?
ГАНС ЛОКЕ: Да, признаю.
МАЙОР АПРАКСИН: Тем самым вы наносили вред нашему государству и советскому народу. Признаете ли вы свою вину?
ГАНС ЛОКЕ: Да.
МАЙОР АПРАКСИН: Знаете ли вы, что по законам нашего государства и по законам военного времени вам полагается смертная казнь? Вас могут за это расстрелять.
ГАНС ЛОКЕ:(Поднимает глаза на майора) Знаю. А что вы от меня хотите? Я же служил в немецкой разведке. Я выполнял приказы своего командования! Что, я должен быть белым и чистым как ангел? Хотите меня расстрелять?  Вот я! Расстреливайте, что вам еще нужно! Легче вам от этого будет? Зачем этот спектакль? Устроили представление.
МАЙОР АПРАКСИН: Хорошо.(Подсовывает Гансу листок и ручку) Подпишите еще вот эти бумаги.
ГАНС ЛОКЕ: Что это?
МАЙОР АПРАКСИН: Это протокол вашего допроса, где вы подтверждаете свои показания, что все сказанное вами верно.
ГАНС ЛОКЕ: Это что? Смертный приговор? Я не буду ничего подписывать.
МАЙОР АПРАКСИН: Будете.
ГАНС ЛОКЕ: Не буду!(В голосе твердое упрямство)
МАЙОР АПРАКСИН: (сует в руки Ганса ручку) Подписывай!
ГАНС ЛОКЕ: Я не умею!(Жалобно вопит)
МАЙОР АПРАКСИН: Подписывай! (Указывает в листочке) Вот здесь, внизу, где «Все записано с моих слов, верно.» (Хватает Ганса за волосы и резко дергает) Подписывай! Ну! Мразь!

Ганс старательно выводит подпись.
МАЙОР АПРАКСИН: Ну вот!(Смотрит на подпись, усмехается.) А теперь оставьте меня с ним наедине, нам есть о чем побеседовать. Ты тоже останься Сергей…
Капитан и присутствующие солдаты выходят. Ганс и майор смотрят друг на друга пристально
МАЙОР АПРАКСИН: Ну что, щенок? Как ты говоришь, бабушку твою звали?
ГАНС ЛОКЕ: Анна.
МАЙОР АПРАКСИН: А фамилия как?
ГАНС ЛОКЕ:(Выражая недоумение)Новацкая.
МАЙОР АПРАКСИН: Новацкая, значит?(Со всего маху бьет Ганса в лицо, разбивает ему губу, тот едва не падает со стула) А маму твою как звать?
ГАНС ЛОКЕ: Зачем это вам? С какой стати это вас интересует?
МАЙОР АПРАКСИН:(Хватает Ганса за ворот, сдавливая горло, выражает ярость)Я спрашиваю. Отвечай!
ГАНС ЛОКЕ: Мария.
МАЙОР АПРАКСИН: Мария? Гаденыш! – майор снова залепил мне пощечину.

Ганс смотрит на него исподлобья, при этом выражает недоумение, в то же время как будто догадывается о чем-то.
ГАНС ЛОКЕ: Кто вы такой?
МАЙОР АПРАКСИН: Я? Я твой дядя!

Ганс открывает рот, у него широко открываются от удивления глаза Несколько секунд он молчит, не в силах от шока вымолвить не слова, потом, наконец, выдает.

ГАНС ЛОКЕ: Вы, мой дядя?!(Лицо его принимает глупое выражение) Ха! Здравствуйте дядя!(Горько смеется, сквозь слезы, переходит на рыдание)

ГОЛОС, КОММЕНТАРИЙ ЗА КАДРОМ: Такого поворота я никак не ожидал! Это было для меня полнейшей неожиданностью. Мало сказать, что я чуть с ума не сошел от такого сюрприза. Смешнее, наверное, не придумаешь, мало мне отчима из «СС», которого я ненавижу, еще и дядя из НКВД! Как он мог меня найти? Я поверить не мог, что такое возможно. Это было невероятно, но тем не менее - факт!
МАЙОР АПРАКСИН: У тебя еще брат двоюродный есть, к твоему сведению, мой сын, Сергей. Посмотри на него!!! (показывает на Сергея) Ты еще воевал против него, гнида!? А ты?(обращается к сыну) Хотел на него посмотреть? Смотри… смотри!!!

Ганс смотрит ошарашено на лейтенанта НКВД, тот тоже смотрит ему в глаза… Оба смотрят друг на друга…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Здравствуй братец…
ЛОКЕ ГАНС: Кузен…(отворачивает глаза, закрывает лицо руками)
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Не ждал? Хотя…какой ты мне братец? Язык не повернется так тебя назвать… Кузен!
ЛОКЕ ГАНС: Я не прошу тебя об этом. Ты имеешь право меня ненавидеть…
МАЙОР АПРАКСИН: Племянничек нашелся… Сволочь фашистская! Но только учти, об этом никто не узнает, ни одна собака! И ты не откроешь поганый свой рот, потому что ты сдохнешь! Я тебя уничтожу - так и знай! Сам расстреляю, собственноручно. Понятно?!(Открывает дверь и кличет остальных)Зайдите!

ЛОКЕ ГАНС: (Кидается к дяде, цепляет его за руку) Дядя! Подождите! Мне надо вам еще что-то сказать… Это важно…
МАЙОР АПРАКСИН: Постойте пока за дверью… (останавливает входящих) (Племяннику)Минуту даю…
ЛОКЕ ГАНС: Бабушка умерла… дядя Анатолий в Польше и больше я о нем пока ничего не знаю. А мама… она хотела найти свою сестру, тетю Таню… Очень хотела найти! И… часто мне о вас рассказывала. Скажите, тете, что мама жива! Пожалуйста! Скажите!
МАЙОР АПРАКСИН: Не надо…
ЛОКЕ ГАНС: Пожалуйста! Умоляю вас! Я адрес напишу… Война, когда-нибудь закончится… и тогда, может быть они встретятся… Дайте мне бумагу, я напишу записку. Прошу вас!

Майор Апраксин несколько в замешательстве…

Еще мгновение назад, кипевший ненавистью и гневом Апраксин вдруг
смягчается и становится несколько растерянным, с лица его сходит гримаса злости
 
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Отец, пускай…(Дает бумагу и ручку) Пиши…

Ганс пишет записку с адресом своей мамы и адрес в Польше, где живет его родной дядя…

ЛОКЕ ГАНС: Вот… Когда меня не будет, передайте это тете, и скажите, что я тоже хотел бы ее увидеть, если бы мог… Может она когда-нибудь простит меня… это все!  Не отказывайте мне в этой просьбе.(Отдает брату записку) Спасибо…

Майор Апраксин открывает двери, капитан и два солдата заходят обратно.
Все выходят…

Эпизод 286
Под конвоем Ганса, в белой рубашке, проводят мимо части…

Подводят к заброшенному коровнику на краю села, стоящему несколько в отдалении, где вероятно была колхозная ферма, и держали скотину. Следом, немного погодя подходит и сам майор, объявляет приговор.

МАЙОР АПРАКСИН: Локе Ганс. Военным трибуналом, за шпионаж, разведку, диверсионную и подрывную деятельность, вы приговариваетесь к смертной казни, через расстрел. Приговор привести в исполнение. Есть последнее желание?
ЛОКЕ ГАНС: Нет. Подождите!Сергей… подойди ко мне пожалуйста.(Снимает с руки дорогой перстень и отдает Сергею)На…возьми…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Перстень? Зачем?(растерянно)Ты с ума сошел…
ЛОКЕ ГАНС: Не возьму же я его в могилу… Возьми.(настойчиво)На память… Это перстень нашего деда. Мне он теперь больше не нужен, а тебе пригодится. Бери! Это фамильная драгоценность Новацких, то немногое, что осталось… Береги его. Камень в нем – талисман. Пока он у тебя, с тобой ничего не случится. Пусть Господь хранит тебя… Если можешь - молись за меня… И записку тёте передай – это последняя моя просьба. Прощай…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН:(Смотрит Ганса совсем ошарашено, затем вдруг подбегает к Отцу) Нет… Папа… Может не надо? Отец!!! Слышишь? Ну не на-до!!!!
МАЙОР АПРАКСИН: Не могу я… все понимаю сын! Мне тоже жаль, но не могу иначе! Не проси… Время вышло…

На лицо Ганса, надевают повязку, пытаясь завязать глаза какой-то материей (платком).

ГАНС ЛОКЕ: Не надо! Пожалуйста!!!(Вопит отчаянно) Не закрывайте глаза! Не надо!!! Я не хочу…
МАЙОР АПРАКСИН: Снимите повязку…

Повязку снимают. Ганс открывает глаза, вдыхает воздух, успокаивается, спокойно встает у стены, окидывает взглядом по сторонам, смотрит на синее небо, на дядю глаза в глаза…
Стоит молча, смирившись со всем, что должно произойти, ни слова, ни истерики не крика, только взгляд обреченный. Камера снимает глаза Ганса средним и крупным планом.

МАЙОР АПРАКСИН: Оружие наготове!
Солдаты вскидываю винтовки, взводят, прицеливаются…

Камера снимает Ганса средним планом. Глаза крупным планом и  черные дула винтовок. Майор смотрит на капитана, капитан поднимает руку, готовясь отдать последнюю команду.
Солдаты вскидываю винтовки, взводят, прицеливаются…

Эпизод 287
К месту бывшей сельской школы подъезжает машина уазик, из нее выходит капитан Синицкий, замполит, входит в здание, потом выбегает. Видит вдали старый коровник, бежит к нему.
Капитан НКВД, готовится отдать команду, внезапно раздается крик.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Стойте! (Бежит к месту казни) Стойте!!!
(Машет рукой) Подождите… не стреляйте!

Все смотрят на приближающегося капитана. Солдаты опускают винтовки.
МАЙОР АПРАКСИН: В чем дело?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Товарищ майор, подождите! Мне надо поговорить с вами.
МАЙОР АПРАКСИН: О чем? Какого черта вы вмешиваетесь?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: С вами хотел еще поговорить командир дивизии.
МАЙОР АПРАКСИН: Прямо сейчас? Это так срочно?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Срочно товарищ майор.
МАЙОР АПРАКСИН: Подождите.(Подзывает капитана) Я скоро вернусь. Сергей, ты остаешься здесь, с двумя конвойными, без меня ничего не предпринимать!

Оставляет сына с двумя солдатами охранять пленного и уходит вместе с двумя капитанами к машине, стоящей неподалеку.

Ганс медленно опускается и садится, обхватывая голову руками. Сидит молча, смотря в одну точку… Сергей садится рядом с ним,
Смотрит на него внимательно…
Долгое молчание…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Курить будешь?(протягивает сигарету)

Ганс молчит и никак не реагирует…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Слышишь? Не молчи… Повезло же тебе…
Может все обойдется?
ГАНС ЛОКЕ: И что? Мне все равно… Лучше бы расстреляли…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Ты точно, что ли сбрендил?
ГАНС ЛОКЕ: А зачем мне эта жизнь? Кому я нужен? Да и ты
меня ненавидишь…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Ненавижу… Мне тоже так казалось, а теперь даже не знаю… Надо же! Фриц какой-то моим братом двоюродным оказался! Я даже представить себе такого не мог в страшном сне!
ГАНС ЛОКЕ: Я тоже не думал, что все так получится… Прости…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Да… Чем только черт не шутит… Знаешь,а ты
не такой уж конченый. Есть в тебе нечто…
ГАНС ЛОКЕ: Спасибо! (С горькой усмешкой)Утешил…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Ну… раз уж ты мой родственник, расскажи мне лучше про деда, про бабку…
ГАНС ЛОКЕ: А что рассказывать? Дед всю жизнь советскую власть проклинал, до последнего вздоха… Бабка все дочь свою
вспоминала, Татьяну и увидеть ее не могла. Я жил у них в Польше, они меня воспитали. И деда и бабку я очень любил…и они меня очень любили. И русский я от бабушки знаю, она меня научила… А когда они умерли, мне пришлось уехать к маме, в Германию… Учился на журналиста… Ты же дело изучал, все знаешь…

СЕРГЕЙ АПРАКСИН: А власть советскую, ты тоже как дед ненавидишь?
ГАНС ЛОКЕ: Да далась она мне… Мне и свою власть любить не за что. Я этих нацистов, даже больше коммунистов ненавижу. Отчим меня в гестапо сдал, за то, что в партию вступать не захотел. Да и рот затыкали так, что честному журналисту работать нельзя… Думаешь, воевать я хотел? Оно мне надо? Мне выбора не оставили…
Да ну их…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: А женщины? Как у тебя с ними. Жена есть? Подруга?
ГАНС ЛОКЕ: Была у меня жена – умерла. До сих пор забыть её не могу… дочка осталась… В сан часть здесь попал, там такая медсестра! Ангел! Чудом живой остался, если бы не доктор и не эта Катя… Но…все равно мне надеяться не на что…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Не повезло тебе с ними…
ГАНС ЛОКЕ: Да…

Эпизод 288
К штабу дивизии подъезжает машина. Из нее выходят трое - капитан НКВД, политрук и майор Апраксин. Заходят в штаб. В штабе разговор.
КОМДИВ СЛЫШКИН А.Н.: Вы что, хотите его расстрелять?
МАЙОР АПРАКСИН: Да, решение принято и оно окончательно. Я уже подписал приговор.
КОМДИВ СЛЫШКИН А.Н.: Подписали приговор?
МАЙОР АПРАКСИН: Он отказался с нами сотрудничать.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Постойте, как отказался? Это неправда, я сам лично разговаривал с ним, проводил беседу, и он со мной соглашался. Соглашался сотрудничать! Он даже перейти хотел на нашу сторону с оружием в руках. Зачем его расстреливать? А если это так, почему бы ему не позволить? В Сибирь его сослать или под пули подставить, не все ли равно, как он погибнет? Какая разница? Скоро и так пекло начнется, что многим не уцелеть. Оставьте его в покое!
ПОЛКОВНИК ДЖАНДЖГАВА: Я тоже лично беседовал с ним, проводил агитацию. Он даже карикатуры мне здесь рисовал на свое руководство. Павел Григорьевич, вы допрашивали пленного? (Обращается к майору Савинову)
МАЙОР САВИНОВ: Да на допросе он рассказал все, что знает, показания давал охотно. Все полученные нами сведения проверены, все правда.
МАЙОР АПРАКСИН: Меня не волнует. Развели здесь черти что! Вы что, сочувствуете и испытываете жалость к врагам? Я могу сообщить своему начальству, загремите под трибунал.
КОМДИВ СЛЫШКИН А.Н.: А вы нас не пугайте, я сам начальству вашему позвоню и узнаю, какие он давал вам распоряжения.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Товарищ капитан,(Обращается к капитану НКВД) Вы можете подтвердить, что в результате вашей беседы с пленным, он действительно отказался с нами сотрудничать? Почему вы молчите?
КАПИТАН НКВД:(Смотрит на Майора Апраксина) Извините, Александр Петрович, но при мне вы действительно не спрашивали пленного о том, согласен ли он, сотрудничать с нами, ваше решение подписать ему приговор было авторитарным. А полковник, между прочим, по-моему, давал вам совсем другие указания - расстреливать пленного только в случае категорического отказа.
КОМДИВ СЛЫШКИН А.Н.: Что съели? Выходит, занимаетесь самоуправством. Мне позвонить вашему начальству?
МАЙОР АПРАКСИН: (Майор бросает злой взгляд на Капитана НКВД) Ну, вы у меня еще получите!
КАПИТАН НКВД: Интересно? Это мы еще посмотрим! Я в точности выполняю  все указания и не хочу из-за вас получать по шее.
ПОЛКОВНИК ДЖАНДЖГАВА: Немцы вербуют наших пленных сплошь и рядом! А мы не можем действовать теми же методами? Поймите, у нас и так с переводчиками с немецкого проблема, их и так не хватает, каждый хороший специалист на вес золота. Нельзя же так кидаться! Этот шпана три языка в совершенстве знает! А вы? Его же можно запросто на задания посылать, комар носа не подточит, хоть проводником использовать. Да мало ли, что можно придумать! Какая разница, если это пойдет нам на пользу? Цель оправдывает средства. Вам бы только расстреливать сразу! Наш доктор и так его после ранения еле выходил.
МАЙОР АПРАКСИН: А если он снова к немцам сбежит?
МАЙОР САВИНОВ: Я его хорошо изучил, не похож он на идиота, он теперь своих, как черт ладана боится. В любом случае, немцы ему не поверят, посчитают, что его специально подкинули, а все что он скажет - дезинформация. Ему прямая дорога в гестапо и расстрел.
МАЙОР АПРАКСИН: Черт! Хрен с вами со всеми. Но запомните, что лично за все отвечаете! Ясно?

Эпизод 289
У коровника…
ГАНС ЛОКЕ: (Сергею Апраксину)А хочешь анекдот?
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Валяй!
Стал Гитлер генералов своих проверять, на чистоту арийской расы… Куда ни кинь везде еврей какой-нибудь в роду… Всех расстрелять! Нет, а с кем я воевать то буду? А сам я кто? Наполовину еврей! Отдал Гитлер приказ расстрелять его самого! И заплакал с горя…

Оба смеются…
Сзади подъезжает машина, из нее выходит Апраксин с офицерами и видит интересную картину, слышит смех… Делая знак молчать, он незаметно подходит к месту, где сидят сын и племянник. Оба его не замечают и продолжают смеяться, как ни в чем не бывало…
ГАНС ЛОКЕ: Оййй…! У меня же день рождения сегодня! Сто грамм бы, шнапса…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Неее… Водки! И на бруденшафт… 

Снова смеются. Ганс поднимает глаза и увидев перед собой дядю,
внезапно замолкает, совершенно оторопев от неожиданности. Следом замолкает и Сергей…
МАЙОР АПРАКСИН: Что это? Я вижу, вы уже сдружились, я так понимаю,… Братцы… анекдоты вместе травите? И про кого?
Повисло молчание…
ГАНС ЛОКЕ: Ну вот… все…(смотрит на Сергея)… Прости…
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Батя, а он оказывается, парень веселый… ну потравили мы анекдоты про любовь! (Улыбается) Ну… какой он ариец? Бабкина кровь его испортила. Да и здесь поди, в санчасти еще всю кровь арийскую спустили…
ГАНС ЛОКЕ: Дурак я… Долго мне еще ждать?
МАЙОР АПРАКСИН: Чего ждать?
ГАНС ЛОКЕ: Расстрел. Помирать так с музыкой!

МАЙОР АПРАКСИН: Расстрел отменяется. Считайте, что вам повезло. Пойдете вот с этим капитаном.(Указывает на замполита)

Ганс застывает на месте…

МАЙОР АПРАКСИН: Вам что, не ясно? Вы можете идти, вам сохраняют жизнь.
Ганс несколько секунд стоит как каменный и вдруг бледнеет, начинает медленно проседать, его подхватывают на руки.
СЕРГЕЙ АПРАКСИН: Э-э-э-э-эй!!!!Братан! Да что ж ты от радости в обморок то западал! Очнись же!(Хлопает того по щекам) Воды!!!

Ганса опрыскивают водой, и тот открывает глаза…

МАЙОР АПРАКСИН: Оййй… мороки же мне с этим племянничком… Парода эта Новацкая дурная… голубых польских кровей…паны…ети ж! (Дает племяннику воды) Пей… давай, давай… еще глоток…
ГАНС ЛОКЕ:(Апраксину) Дядя…вы же мой дядя…
МАЙОР АПРАКСИН: Вставай. Поднимайся. Сейчас тебя в часть отведут, до особого распоряжения. Там решим, что с тобой делать.
ГАНС ЛОКЕ: Зачем? Зачем?!! Нет, я не хочу никуда идти…
Оставьте меня… Дайте мне умереть!!! Оставьте меня!!! Аааа…
МАЙОР АПРАКСИН: Тише, тише…все, успокойся…(капитану) Распорядитесь налить ему спирту, пусть нервы успокоит… А лучше дайте ему поспать, и не тревожьте пока.

Продолжение...
http://www.proza.ru/2014/04/25/1644