Киносценарий Жизнь за ангела. Чать 28

Наталья Соловьева 2
Эпизод 270
Проснувшись, Ганс снова, стучится  дверь.
СОЛДАТ: Что надо?
Отвечает уже другой солдат, сменивший первого.
ГАНС ЛОКЕ: Я пить, есть хочу!
СОЛДАТ: Мало ли, что тебе хочется. Сиди!
ГАНС ЛОКЕ: Меня что, кормить не собираются? Я есть хочу!
СОЛДАТ: Заткнись! Сиди и жди, когда принесут.
ГАНС ЛОКЕ: Пить дай! Воды!
СОЛДАТ: Достал!(Открывает дверь, подает фляжку. Ганс видит перед собой другого солдата)На!

Ганс принимается жадно глотать воду. Солдат отбирает фляжку.
СОЛДАТ: Все, давай!(Снова запирает дверь)

Ганс снова стучится в дверь.
СОЛДАТ: Сиди фашист!
ГАНС ЛОКЕ: Я фашист? Я не фашист! Не фашист! Слышишь! Не смей называть меня так!(Пинает в дверь ногами, явно раздосадованный)
СОЛДАТ: А кто ты?
ГАНС ЛОКЕ: Я солдат! Я простой немецкий солдат! Ы-х!(Пинает дверь на последок)
ГОЛОС, КОММЕНТАРИЙ ЗА КАДРОМ: Меня почему-то обидело это слово, я словно чувствовал на себе клеймо, как будто вляпался в дерьмо или грязь, от которой хотелось отмыться.

Эпизод 271
К сараю, где содержат Ганса, подходит Катя со свертком, обращается к солдату, который охраняет пленного.
КАТЯ: Впусти, я еду для пленного принесла, его тоже кормить надо.
СОЛДАТ:(Явно не очень довольно) Не положено. Давай, я сам ему передам.(Принимает из рук Кати сверток). Иди.

Ганс в сарае, слышит голос Кати, пытается подглядеть в узенькое, маленькое окошко. Видит, как девушка уходит. Дверь в сарай открывается, солдат отдает Гансу сверток.
СОЛДАТ: На, жри.(Закрывает дверь)

Ганс развертывает сверток, в котором лежит банка с молоком, горбушка черного хлеба с салом, картошка и яйцо. Принимаеться есть, явно проголодавшись.

Эпизод 272
День, после обеда. К сараю подходит офицер в чине капитана, заместитель командира по политической части.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Впустите меня, я по распоряжению комдива.

Солдат отпирает дверь и впускает его к пленному. Капитан заходит в помещение, смотрит на Ганса.
ГОЛОС, КОММЕНТАРИЙ ЗА КАДРОМ: Вечером ко мне зашел один из офицеров, приятной внешности, лет тридцати, как оказалось заместитель командира по политической части. Он вежливо представился Александром Васильевичем, сказал, что ему хотелось бы со мной побеседовать.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ:(Представляется…) Здравствуйте. Меня зовут Александр Васильевич. Мне надо бы с вами побеседовать.
ГАНС ЛОКЕ: О чем?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Есть о чем. Я хотел бы сделать вам выгодное предложение.
ГАНС ЛОКЕ: Какое?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Если вы согласитесь, вас не отправят в лагерь для немецких военнопленных, поставят на довольствие, будут хорошо кормить, мы обеспечим вам приличные условия.
ГАНС ЛОКЕ: (Смотрит на капитана  несколько недоверчиво) Что вы от меня хотите?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Согласится на наши условия.
ГАНС ЛОКЕ: Условия? Какие?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Вы должны перейти на нашу сторону, и всячески нам помогать, в меру своих возможностей, выполнять все наши просьбы, распоряжения и приказы, беспрекословно им подчинятся.
ГАНС ЛОКЕ: Я и так уже сделал для вас, все что мог. Я сказал, все что знал.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Я вам верю. Вы же умный человек. Неужели вы все еще верите в победу Германии и вашего фюрера?
ГАНС ЛОКЕ: Нет, не верю.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Я тоже так думаю. Разве можно верить Немецкому командованию, которое бросило на произвол судьбы 6-ю армию под Сталинградом? Сотни тысяч погибших и раненных, десятки тысяч попавших в плен. Им ничем не смогли помочь.
ГАНС ЛОКЕ: Я знаю.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Это была наша сокрушительная победа, и будет еще. Мы на этом не остановимся. За что погибают немецкие солдаты? Ваша война будет проиграна рано или поздно, все планы немецкого командования абсурдны и бессмысленны. Подумайте об этом. Я знаю, что в ваших жилах течет русская кровь, пусть даже смешанная. Ваша бабушка действительно была русской?
ГАНС ЛОКЕ: Да, это правда. Она с моим дедом приехала в Польшу, в 18-м году, когда у вас была революция.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Где вы родились?
ГАНС ЛОКЕ: В Штеттене… Мой отец немец и я тоже имею немецкое гражданство.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: А где сейчас ваш отец?
ГАНС ЛОКЕ: Он погиб.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: На фронте? Простите если так.(На лице капитана отражается некоторое замешательство, поскольку это может осложнить дело)
ГАНС ЛОКЕ: Нет. Его убили, давно уже. Я тогда еще маленький был, мне было четыре года. Мама вышла замуж другого. У меня с ним не лучшие отношения. Я с ним поссорился, он мать мою обижал. Я за нее вступился, а он сдал меня в гестапо.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Вот даже как?
ГАНС ЛОКЕ: Я его ненавижу, он служит в «СС». Меня в гестапо, сломали. Четыре дня держали без воды и без еды, а потом сказали, что расстреляют за большевистскую пропаганду, заберут мою дочь. Перед этим в тюрьму водили, там людей показывали, сказали, что со мной будет, если я не соглашусь, и что они делают с коммунистами и евреями. А у меня жена умерла! У моей дочери кроме меня почти никого нет.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Я вам сочувствую. А где сейчас ваша дочь?
ГАНС ЛОКЕ: У бабушки. Не знаю, я два года ее не видел. Меня отправили в разведшколу, а оттуда на фронт.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Так вы окончили школу разведки?
ГАНС ЛОКЕ: Да.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Почему же вы сразу не  сдались в плен? Не перешли на нашу сторону.
ГАНС ЛОКЕ: Я боялся. Я не знал, что будет со мной в плену. После всего, что я видел! Я думал, меня расстреляют. Нам говорили, что русские пленных расстреливают или отсылают в лагерь, в Сибирь, где не кормят, содержат в ужасных условиях, заставляют работать, и люди умирают как мухи от голода и холода. Я готов был лучше умереть, чем сдаться в плен. Что мне делать?!(Вздыхает)
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Ну, я думаю, у вас есть выход. Он есть из любой ситуации, безвыходных положений не бывает. Насколько я знаю, по образованию и по профессии вы журналист?
ГАНС ЛОКЕ: Да.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Значит, судя по всему, вы грамотный и образованный человек. Сколькими иностранными языками вы владеете? Хотите закурить?(Предлагает сигарету)
ГАНС ЛОКЕ: Да, спасибо не откажусь.(Закуривает сигарету, при этом немного закашливаясь) Простите, я давно не курил, отвык. В совершенстве тремя, немецкий, польский и русский. Немного английский и французский, плохо.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ:(Удивленно поднимает брови) Вы меня поражаете! Конечно, понимаю, что досталось вам от нас, ну уж извините! Сами понимаете, война есть война, не мы ее развязали, не можем мы врагов своих жаловать. Так вы согласны сотрудничать с нами?
ГАНС ЛОКЕ: Да, согласен. (поднимает глаза на капитана, взгляд его выглядит изрядно подавленным и уставшим. Вздыхает)
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Что ж, хорошо! Считаю, что мы договорились. А карикатура на Гитлера ваша работа?
ГАНС ЛОКЕ: (Улыбается грустно) Да.               
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Мне пора, но мы с вами еще встретимся.(Выходит)

Эпизод 273
В штабе дивизии, зам. Комдива, начальник штаба и адъютант.
ПОЛКОВНИК ДЖАНДЖГАВА: Ну, как? Поговорили с пленным?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Так точно, поговорил. Побеседовали по душам. Сложная у него ситуация. Вообще, он много чего мне интересного рассказал.
ПОЛКОВНИК ДЖАНДЖГАВА: Вот как? Что именно?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Родился в Штеттене, бабушка у него действительно русская, мать наполовину полячка, а отец немец. Отца у него убили, правда он тогда еще маленький был. Мать вышла замуж за его отчима, а тот конечно матерый нацист, подался в «СС». Со слов нашего Гансика, если ему верить, отношения у них незаладились, повздорили они, тот мать его обижал. Гансик наш за нее вступился, а тот сдал его в гестапо. Вообщем там его… Вот так.
ПОЛКОВНИК ДЖАНДЖГАВА: Хм? Да. (Задумывается) Так он согласился с нами сотрудничать?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Да.
ПОЛКОВНИК ДЖАНДЖГАВА: Хорошо. Только если приедут с НКВД, про то, что отчим в «СС» пока молчи.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ:(Кивает головой) Хорошо, я понял.

Эпизод 274
Утро. Ганс стучит в запертую дверь.
ГАНС ЛОКЕ: Откройте! Есть, кто-нибудь?
ГОЛОС ОХРАННИКА (из-за двери): Чего надо?
ГАНС ЛОКЕ: Выпустите меня!
ОХРАННИК: Не положено. Велено тебя охранять, ты пленный и находишься под арестом.
ГАНС ЛОКЕ: В туалет хочу! (Стучит кулаками)
ОХРАННИК: Это твои проблемы.
ГАНС ЛОКЕ: Мне что, прямо здесь?
ОХРАННИК: Мне все равно. Будешь нюхать свое дерьмо.
ГАНС ЛОКЕ: Я же прошу тебя, будь человеком! Не хочу, надоело мне здесь, я что, в тюрьме?
ОХРАННИК: Замолчи! Закрой рот и сиди смирно.

Ганс садится на пол, на корточки и орет от отчаяния, что есть сил, цитируя Пушкина, поэму «Узник»
ГАНС ЛОКЕ: Сижу за решеткой, в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой…

Снаружи солдат смеется. Ганс снова пинает дверь ногами.
ГАНС ЛОКЕ: Офицера позовите!(Садится на пол) А-а-а!

Эпизод 275
Дверь в сарай отпирается, входит старший лейтенант.
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ: Чего буянишь?
ГАНС ЛОКЕ: Надоело, не могу я так больше! В туалет хочу, а он меня не пускает.
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ: Своди его в туалет.
СОЛДАТ:(Солдат подчиняется)Слушаюсь. Пошли!

Уводит Ганса. Через некоторое время возвращаются…
ГАНС ЛОКЕ: Товарищ лейтенант, я не хочу больше так сидеть, лучше дайте мне работу, пожалуйста! Я вас очень прошу!(Умоляюще смотрит на офицера)
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ: Хорошо, я спрошу разрешение командира.

Эпизод 276
Ганса приводят на кухню. Камера снимает обстановку на кухне, повара и солдат, четыре человека, наряд, которые чистят овощи.
Повар Ахмед с засученными рукавами, в запачканном фартуке, перьях, в руках держит курицу, которую не успел еще до конца ощипать, подходит к посетителям.
ГОЛОС, КОММЕНТАРИЙ ЗА КАДРОМ: После этого меня наконец отправили на кухню. Повар был дюжий хлопец, почти метра два ростом, кажется из Кавказа.
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ:(Обращается к повару) Вот, помощника тебе привели. Ты его тут Ахмед займи, чем-нибудь, дай задание, пусть работает. Но смотри за ним в оба! Понял?

Лейтенант уходит. Повар молча косится на Ганса, оглядывает с ног до головы. Ганс смотрит на повара, по сравнению с ним он явно мелковат, при 172-х сантиметрах роста.
АХМЕД: Тэбя как звать?
ГАНС ЛОКЕ: Ханс.
АХМЕД:(усмехается) Работать значит хочэшь? Да? Ну, пойдем. Ты вообщэ картошку когда-нэбудь чистил? Да?
ГАНС ЛОКЕ: Да.

Подводит Ганса к мешкам с картошкой, где сидят солдаты, занимаются работой, один чистит морковь, второй лук, двое картошку.
АХМЕД:(Показывает на мешки) Ну, вот тэбэ работа. Смотри, чтоб на совэсть, а то зарэжу, как эту курыцу и суп сварю понэл?

При этом размахивает курицей, которую ощипывал.
ГАНС ЛОКЕ:(Смотрит на повара округлившимися глазами) Ик...ик...(Открывает рот) П-понял. (Говорит запинаясь)

Раздается общий хохот…

АХМЕД: Тогда давай! Ну, чего смотрышь? Работай, работай! Мнэ целую дэвизию накормыть надо!

Ганс берет в руки нож, подсаживается к остальным и начинает работать. Солдаты поглядывают на него искоса, какое-то время сидят молча. Один из солдат решается с ним заговорить.
РЯДОВОЙ ДМИТРИЙ: Ты откуда такой?  Чего-то я не понял. Тебя как зовут, ты сказал?
ГАНС ЛОКЕ: Ханс.
РЯДОВОЙ ДМИТРИЙ: Ты что, пленный? Ребята, выходит к нам «фрица», что ли сюда подсадили? Чего ему здесь делать?!
РЯДОВОЙ АЛЕКСЕЙ: Ничего, пусть работает, какая нам разница. Не без дела же ему сидеть. Кормят его, пусть свой хлеб отрабатывает, недаром же его кормить.
РЯДОВОЙ ЕГОР: Правильно.
РЯДОВОЙ АЛКСЕЙ: Ты старайся, старайся, лучше картошку чисть, а то повар Ахмед тебя точно зарэжет, он шутить у нас не любит. Ферштейн? Ты по-русски вроде хорошо понимаешь?

ГОЛОС, КОММЕНТАРИЙ ЗА КАДРОМ: Два дня я помогал на кухне, чистил морковку, капусту, картошку, драил котлы, убирался.(Смонтированные сюжеты, отрывками.)               
Потом меня отправляли с лопатой, копать окопы, строить оборонительные укрепления…
На улице жара. (Ганс вместе со всеми копает окопы, работает с лопатой, вытирает пот со лба.) Кормили вполне сносно, из общей кухни, вместе со всеми. (Ганс ест из походного железного котелка, вместе со всеми)

Эпизод 277
В помещении, деревянном здании, где была сельская школа, в бывшем кабинете географии, сидит рота солдат. Капитан проводит занятия по политической  подготовке.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: И так, кто мне скажет какими методами можно морально воздействовать на противника? Рядовой Стаценко?
СТАЦЕНКО: Агитация через громкоговорители, распространение листовок…
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Верно. Еще? Работа партизан в тылу является устрашающим фактором для противника, оказывающим на него моральное давление?
ХОРОМ: Так точно!
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Наши крупные военные и тактические победы, такие как под Сталинградом, сила нашего оружия, смелость советских солдат, являются фактором, влияющим на противника? 
ХОРОМ: Так точно!
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Среди вас есть те, кто только что прибыл на фронт и еще реально не встречались с живым противником?

Несколько, больше половины, человек молодых бойцов поднимают руки.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Так, ясно. Вот что, сидите пока, я скоро приду. Но приду не один, приведу вам пленного, вы сможете задать ему вопросы.
Из рядов раздаются несколько возгласов...
ОДИН ИЗ БОЙЦОВ: Что немца?! Живого?!
ВТОРОЙ БОЕЦ: Настоящего?!
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Настоящего.(Выходит из кабинета)
ОДИН ИЗ СОЛДАТ, ВИДИМО БОЛЕЕ БЫВАЛЫЙ: Нет, поддельного! Гитлера вам приведут на веревочке, прямо из резиденции, волчьего логова, собственной персоной!
Вся рота заражается смехом, похожим на дикое ржание…

Эпизод 278
Дверь открывается, в дверь заходят трое: капитан, Ганс, и солдат при оружии охраняющий пленного, осуществляющий конвой. Воцаряется полная, тишина и солдаты устремляют свой взгляд на пленного. Бойцы видят перед собой обычного молодого человека, приятной внешности, несколько уставшего и изможденного, с серьезным, умным взглядом. Ганс несколько смущен, присутствием народа.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Ну что? Вы готовы к общению? (Бойцы молча смотрят на пленного) Вы можете задавать свои вопросы.(Обращается к Гансу) Вы готовы отвечать?
ГАНС ЛОКЕ: Да. (Утвердительно кивает головой)
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Как видите, наш гость хорошо понимает по-русски, так, что можете задавать ему вопросы на родном языке. Не стесняйтесь.
ОДИН ИЗ СОЛДАТ: А как его зовут? Как к нему обращаться?
ГАНС ЛОКЕ: Ханс.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: А полное ваше имя?
ГАНС ЛОКЕ: Локе, Ханс-Иоганн, Вильгельм.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Сколько вам лет?
ГАНС ЛОКЕ: Двадцать три.(Отвечает спокойно, на хорошем русском языке, с некоторым едва заметным польским акцентом)
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Ваше воинское звание?
ГАНС ЛОКЕ: Лейтенант.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Где вы родились?
ГАНС ЛОКЕ: В Штеттене.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: С какого времени вы на фронте?
ГАНС ЛОКЕ: С 41-го года.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Кто вы по военной специальности? Где служили?
ГАНС ЛОКЕ: Разведка.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: При каких обстоятельствах вы попали в плен?
ГАНС ЛОКЕ: Наша группа попала в засаду.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: И была уничтожена. Так?
ГАНС ЛОКЕ: Да.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Ганс был ранен, наш доктор спас ему жизнь. Это пример гуманного обращения к немецким военнопленным. Вы согласны?
ГАНС ЛОКЕ: Да. Я благодарен вашему доктору.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Задавайте вопросы.
СОЛДАТ: Почему ваш Гитлер напал на нашу страну?
ГАНС ЛОКЕ: Хороший вопрос? Не знаю. Лучше об этом спросить его самого…нашего фюрера. Я всего лишь солдат, и исполнял приказы своего руководства. Разве вы не поступили бы также?
СОЛДАТ: А если Гитлер прикажет вам прыгнуть с крыши или с моста и утопится?
ГАНС ЛОКЕ:(Улыбается, явно развеселившись, пожимает плечами) Пришлось бы подчиниться. Если не спрыгнешь, тогда расстреляют, пришлось вы выбирать что лучше, утонуть или получить пулю. Приказы в армии не обсуждаются, они исполняются, вам это известно.
ДРУГОЙ СОЛДАТ: А разве вы не по собственному желанию взяли в руки оружие? Пошли в эту самую армию.
ГАНС ЛОКЕ: Меня не спрашивали. Была объявлена всеобщая воинская мобилизация. Обязаны служить в армии все, кому исполнилось восемнадцать лет. Я и так уклонялся от призыва на военную службу, как мог. Я жить хочу, мне совсем не хочется умирать в двадцать лет. У меня есть ребенок, дочь.
ЕЩЕ ОДИН СОЛДАТ: Как вы относитесь к тому, что вас побили под Москвой и Сталинградом?
ГАНС ЛОКЕ: Как я к этому отношусь? Как солдат должен относиться к просчетам своего руководства? Молодцы! Это ваша победа, вы ее заслужили.

КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Я сейчас покажу вам портреты, вы должны ознакомить наших солдат с высшим военным немецким руководством. (Капитан достает и показывает плакат с нарисованной карикатурой)

Раздается дружный, веселый хохот и истерический смех. Ганс смеется вместе со всеми.
ГАНС ЛОКЕ: Тихо! Каждый уважающий себя русский солдат, должен знать наше высшее военное командование в лицо! Я рисовать не умею, только зверушек, поэтому нарисовал, как мог. Извините, конечно.(Солдаты продолжают смеяться, Ганса тоже охватывает всеобщее веселье. Он показывает на портрет.) Кто мне скажет, кто это?
ГОЛОС: Гитлер!
ГАНС ЛОКЕ: Правильно. А это? Кто знает?(Едва сдерживает смех) Это Йозеф Геббельс, министр пропаганды! А это Мартин Борман, правая рука нашего фюрера! (Давится от смеха) Нет, я не могу больше говорить.(Машет рукой) Ну вас!

Солдаты еще продолжают смеяться.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Все, ладно! Конференция окончена!(Обращается к Гансу) Спасибо, вы можете идти. (К солдату) Уведите, пожалуйста, пленного.

Ганс подчиняется, его под конвоем уводят.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Ну что? Пообщались? Что вы можете сказать о нем? Этот немецкий офицер адекватно оценивает обстановку?
ХОРОМ: Да. Вполне!
ОДИН ИЗ СОЛДАТ: А он ничего себе, неплохо держался. Завидное чувство юмора! Я вообще не думал, что у немцев еще и чувство юмора есть.
ВТОРОЙ СОЛДАТ: Откуда он русский так знает?
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Бабушка у него русская.
ВТОРОЙ СОЛДАТ: Он что, сынок эмигрантов? Выходит он наполовину русский, что ли? Толи я вижу даже рожа на немецкую не похожа!
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Выходит, что да. Кто мне скажет, стоит ли привлекать противника на нашу сторону? Рядовой Петров?
РЯДОВОЙ ПЕТРОВ: Думаю, что это возможно, в некоторых случаях. Только нужно учитывать некоторые характеристики и индивидуальные особенности данного человека.
КАПИТАН СИНИЦКИЙ: Верно! Я бы вам поставил пятерку. В некоторых случаях противника можно и нужно использовать, если это идет нам на пользу. Игра стоит свеч. Как видите там тоже не дураки, нам приходится иметь дело с умными, образованными, хорошо обученными и подготовленными людьми. Это не надо недооценивать, но и бояться противника не стоит. Это такие же люди и ничто человеческое им не чуждо. Им тоже присуще чувство страха, голода, жажды, усталости, потребность во сне итд, итп.

Эпизод 279
Ганс устраивается поудобней в сарае на соломенной подстилке.
ГОЛОС, КОММЕНТАРИЙ ЗА КАДРОМ: Настала ночь. Я устал и как-то сладко и беззаботно заснул, совсем не думая о том, что эта ночь, возможно, станет последней в моей жизни. У меня была развита интуиция, и  я обычно чувствовал опасность или подвох, но в этот раз она меня подвела.
Майор Апраксин, Сергей Апраксин и капитан НКВД садятся в машину.
МАЙОР АПРАКСИН:(Шоферу)Поехали!
ШОФЕР: Куда?
МАЙОР АПРАКСИН: В 15-ю стрелковую…
Машина трогается с места и удаляется по пыльной дороге.

Продолжение...
http://www.proza.ru/2014/04/25/1633