Переходной возраст или старость

Николай Кривенко
       В обществе сложилось понятие переходного возраста, который связывают с физиологическими и психологическими изменениями, а соответственно и поведением подростков. Переходной возраст – это такой промежуток времени у девочек и юношей, когда происходит половое созревание, сопряжённое с ускоренным ростом и физическим развитием. В этот период окончательно формируются внутренние органы и системы организма, происходит интенсивный процесс выработки целого ряда гормонов, что является залогом всех физиологических изменений.
 
Физиологические изменения внешности вносят свои коррективы и в формирующееся самосознание. Происходит становление характера на всю оставшуюся жизнь. Все проходят эту стадию в своей жизни. И все отклонения в поведении молодых людей от принятой «нормы» поведения, относят на счет этого самого переходного периода. Общество потеряло или не нашло свои ценности в управлении процессом развития мо-лодого поколения. И свою недееспособность формировании сознания в подрастающего поколения люди оправдывает ссылкой на «переходной» возраст.

 Никакого переходного возраста нет. Есть определенный период в развитии нового поколения людей, который повторяется и будет повторяться из поколения в поколение. Есть всего лишь процесс развития молодых людей, который проявляется в их поведении при становлении (формировании) личности.
 
 А что же тогда есть переходный возраст и есть ли он?  Понятие переходный возраст - говорит о переходе из одного состояния в другое. Но мы видим процесс роста будущего поколения с детства в отрочество или юность, а далее с юности во взрослый период, это всего лишь процесс созревания людей. И никакого перехода нет. Переход существует намного позже, когда люди заканчивает свой жизненный путь.

Так называемому переходному возрасту детей наука уделяет много внимания.  Чтобы управлять процессом развития любого организма, необходимы знания или информация о происходящих процессах. Наука нашла критерии, по которым переходной возраст можно разделить на три фазы.

 Первая фаза – это период подготовки организма и психики к предстоящим серьёзным изменениям.

Вторая фаза – собственно переходный возраст у детей. Ещё его называют пубертатным.

Третья фаза – постпереходный (или постпубертатный) возраст, во время которого происходит завершение физиологического и психологического формирования. Время, когда заканчивается переходный возраст, характеризуется растущим интересом к противоположному полу, появляющейся и растущей сексуальной активностью.
 
Вышеперечисленные фазы это всего лишь констатация протекания физиологических и психологических процессов в стадии роста. Во многих случая этот научный вывод о переходном возрасте используется для оправдания беспомощности взрослых и оправдания проступков юности. В действительности все намного сложнее. Появление выражения переходного возраста юности связано с утратами семейных устоев, тради-ций. Произошла утеря естественной духовной семейной информации, которая передавалась из поколения в поколение при повседневном общении всех членов трёх – четырёх поколений (прадедушки, дедушки, родители, дети, внуки).

В жизни каждого живущего существует настоящий переходной возраст, который действительно представляет собой переход или подготовку перехода из этого мира в тот, который называют вечность. И этот переходный период или возраст называют старостью. Об этом периоде жизни знают все, но понять его могут только те, кто достигает этого возраста.

 Вот этот остаток жизни и есть настоящий переходной период существования людей с подготовкой к уходу из жизни в небытие. В нём, как и в надуманном переходном возрасте детей, также происходят метаболические процессы в организме, только не развиваются, а угасают. Перестают функционировать железы ответственные за размножение, замедляется частота биопульсара, что влечет замедление всех реакций и не толь-ко на внешние раздражители. Изменяется психологическая деятельность головного мозга. Идет переоценка ценностей. Кипучая деятельность в молодости и зрелом возрасте охлаждается. Изменяются и скорости биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Параметр времени ускоряется  в психологическом восприятии. Понятно, что сутки остались те же, что и в детстве. Но проходят они в старости «значительно быстрее».

 А что мы знаем о действительно переходном возрасте, который готовит всех к переходу из жизни в небытие. Общество назвало этот период старостью. А старость это неотъемлемая часть жизни всех живых существ, в том числе и людей. Мы с болью отмечаем несвоевременный уход из жизни людей, потому, что это не нормальное событие. Если есть не своевременный уход из жизни, то должен быть и «своевременный», имеется ввиду каждый в своё время. Произносить выражение своевременный уход из жизни, вызывает неадекватное чувство. Но от объективных законов жизненного цикла не уйти.

Науку, занимающуюся изучением явления старения живых организмов, в том числе и людей, называют геронтология. Исследуются механизмы старения, изменения в физиологии, психике и другие аспекты, связанные с этим переходным возрастом. Один из психологических аспектов в этой науке занимает вопрос изучения старения организма людей, при-чины и способы борьбы со старением. Стремление к вечной жизни конечно хорошая цель, только ли нужна она – эта вечная жизнь?  Вечная жизнь на Земле заключается в смене поколений. Люди и есть живая бес-конечность во Вселенной.

Мы не будем говорить о болезнях, связанных с инволюционными изменениями, а также особенности лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте. Всеми этими вопросами, в том числе общая и специальная гигиена людей старших возрастных групп, занимается наука, которая называется герогигиена.  Появилась и геронтопсихология, которая изучает психолого-поведенческие особенности людей пожилого и престарелого возраста.

Мы не будем говорить о борьбе со старостью, потому что возраст и старость не синонимы, но взаимосвязаны. Даже выход на пенсию на может быть критерием. Пенсионный возраст определяется не старостью, а законодательством. В разных странах установлен свой предел для мужчин и женщин. Но в основном это 60 – летний возраст. В Германии 65 лет. Но нельзя сравнивать условия бытия в Германии и любой другой страной. В социальной среде существуют свои особенности старения орга-низма людей, связанные не только с условиями труда, спецификой производства, но и социальной сферой жизни, материальным обеспечением, уровнем медицинского обслуживания, климатическими условиями и еще многими другими параметрами социальной жизни, в том числе уровня культуры и наконец, самим менталитетом сообщества.

Пенсионный возраст установился практическим путем, исходя из физических возможностей организма людей. Каждый организм индивидуален, но среднестатистический пенсионный рубеж находится на отметке 60 лет. На этом рубеже физические нагрузки, связанные с работой, организмом переносятся на пределе, по сравнению с прежними годами. Только уровень квалификации способствует справляться с трудовыми нормативами. Но каждый достигнув шестидесятилетнего возраста считает себя ещё «молодым» и в силе. Но это кажущаяся установка. При продолжительной нагрузке восстановление жизненного ресурса происходит медленно. Душа не стареет, она вечно молода. Стареет тело, но не дух.

В некоторых странах, чиновники предлагают увеличить пенсионный возраст. Это преступный подход. Этим предложением чиновники стремятся закрепить за собой право на продление занимаемой должности. Понятно, что износ организма чиновника и крестьянина нельзя сравнивать. Пагубность этого предложения состоит в том, что в результате одно из поколений не участвует в управлении социальной средой. Это нарушает плавность социальных изменений, социальный естественный метаболизм. Второй нехорошей особенностью является предложение урезать оставшийся промежуток жизни и лишить полноценной деятельности по-священной собственным желания ощутить жизнь. Ведь жизнь бывает только одна - единственная. Реинкарнацию, переселение душ, можно встретить только в духовной культовой литературе. Но отрицать её нель-зя, потому как мы ещё не владеем в достаточном объеме инфониккри.

Всем понятно, что после 60 лет, люди, обеспеченные социальной государственной защитой, имеет возможность наслаждаться оставшимся промежутком жизни переходного периода. Ибо переходной период характерный тем, что никто не может предвидеть когда, и какие болезни его ожидают, и когда он закончится. Но если исключить болезни и другие факторы, сокращающие переходной период или старость, то есте-ственная биологическая смерть управляется сознанием. Достаточно много существует тому примеров, но которые не могут быть представлены по этическим соображениям.
До определенного момента развития нашей Цивилизации, вопрос о переходном периоде или старости не был государственной проблемой. Всё решалось на уровне семьи и семейных кланов. Веками складывались народные обычаи, отображающие национальные социальные взаимоотношения к пожилым людям. Главной чертой являлось уважение и забота о старших.

Уважение пожилых людей за их возраст это самый важный элемент этики. Основанием уважения людей преклонного возраста есть их труд, от-данный обществу в предыдущие годы, плодами которого пользуется последующее поколения. В этом и состоит заслуга уважения старых людей.  Уважение пожилых людей есть мерило психологического благополучия общества. Понятие уважение заключает в себе значительную энергети-ческую составляющую духовной жизни, которая непосредственно и постоянно воздействует на подсознание людей не зависимо от возраста. Уважение, это не эмоция сознания, а естественное человеческое чувство, которые должно проявляться в сознании. Воспитание уважения в молодости к старости, создается основа моральной этики собственной старости.

 На определенном этапе развития социальной среды, когда семья являлась основополагающим звеном социальной структуры, семьи были многодетными. Большая семья была залогом дальнейшего развития. Отсутствие медицинской помощи, компенсировалось количеством детей, обеспечивало выживаемость рода. Натуральный способ хозяйствования требовал рабочих рук. Большой семье при определенной способе хозяйствования было легче обрабатывать землю и убирать урожай, занимать-ся промыслами. Вопроса содержания старых родителей не было. Был естественный процесс цикла жизни. Младший из семьи оставался с родителями. Вновь образованные семьи селились рядом с домом родите-лей.

 С появлением государственного устройства социальной среды, часть функций, ранее принадлежавших семье, были возложены на государство. Это прежде всего обеспечение защиты, включающее в себя многие её формы. По мере роста государственного института расширяются и функции. В разных государствах это проявляется по-разному.  Государство стало первопричиной разрушения семьи. С этим утверждением можно соглашаться, или нет, это зависит от состояния точки зрения индивидуума.
Одна из функций переложенных семьёй на государство, в результате разрушения семейных устоев, есть забота о людях переходного возраста или стариках.
Практически все государства, осуществляя заботу о людях переходного возраста, используют одну и ту же схему – создание домов для содержания престарелых людей. Различные благотворительные фонды, которые своей целью считают дать возможность почувствовать людям, живущим в различных домах (престарелых, ветеранов, инвалидов), что они не забытые обществом. Пребывание в любом интернате лишает семейного тепла, которое уже не ценится.

Хотим мы этого или нет, но все эти дома есть не что иное как вокзалы, провожающие своих пассажиров в вечный путь при отсутствии провожающих.
Какое бы не было материальное обеспечение и обслуживание в этих вокзалах, но создать утраченные духовные семейные ценности невозможно.

Есть достаточно большая группа людей, которые по различным жизненным обстоятельства остались одинокими. Для них это приговор судьбы, но без суда. Какая бы ни была система, казенщина, все равно остается казенщиной со всеми вытекающими индивидуальными особенностями. И эту последнюю чашу казенщины приходится испить и не только тем, кто отказался от детей, но и те кого оставили дети, как следствие распада семейного уклада.
 
Старость объективная составляющая жизненного цикла любого живого существа. Если в молодости есть своё будущее, которое материализуется в результате деятельности, то в старости существует свое будущее, которое заключается в передаче приобретенного опыта следующим поколениям: детям, внукам, правнукам. Это объективный процесс, который основан на духовном свойстве.

 До интернетовской эпохи обмена информацией существовало два варианта получения информации. Печатные издания и непосредственная беседа с носителем информации. В печатных источниках не всегда можно было найти ответ на возникающие вопросы. К печатным источникам обращались только тогда, когда потребитель умел читать. Без умения чтения книга бесполезная вещь. Дошкольный возраст и есть тот потребитель знаний, который получает информацию от собеседника, носителя информации.

 Первыми собеседниками или учителями являются родители. Если полноценная семья, то ребенок получает весь комплект информации, которую он воспринимает от родителей, не только слушая их, но и наблюдая за их поведением и взаимоотношениями в семье. Когда в семье два и более ребенка, семя образовывает миниатюрный или элементарный социум, социальную среду. В этом случае объем информации более разно-образный. Необходимо обратить внимание на тот факт, что на любом этапе развития общества родители занимались обеспечением семьи, а детей оставляли на бабушек и дедушек, которые активно подключались к воспитанию внуков, и контакт продолжался всю жизнь вплоть до конца жизни. Это было как правило в любом семейном клане. Но со временем изменения социальной среды внесли возмущения в информационную структуру семьи. Люди преклонного (переходного) возраста лишены то-го исторического контакта, сложившегося веками, со своими наследниками, который был в предыдущих поколениях.  Это послужило появлению чувства (информации) невостребовательности.  Не востребованность это деликатное выражение за которым скрывается многое отрицательное значение.

Современный процесс развития социальной среды формирует новые взаимоотношения. И через два – три поколения это будет считаться естественным состоянием (по оценке сознания), когда дома для престарелых станут неотъемлемой составляющей общества. А соответственно и восприятие объективной реальности в переходном возрасте во взаимоотношениях будет иным.

Для любого жителя достигшего жизненной зрелости актуальной темой является забота о будущем благополучии человечества. Забота о наследниках это одно и, пожалуй самое важное свойства сохранности жизни. Благодаря этому свойству жизнь становится вечной. Жизнь продолжается в поколениях. Мы - есть живая бесконечность. 

Молодые люди заняты обслуживанием своей жизни в сложившихся условиях социальной среды. Они планируют будущее со своей точки зрения, исходя из своего незначительного опыта в жизни. Существовавшие советы старейшин были главными духовными органами управления дальнейшим развитием соответствующей общины. Мудрость, обогащенная опытом, предохраняла общество от скоропостижных эмоциональных решений.

Существует известное выражение, которое отделяет мудрого от умного. Умный всегда найдет выход из создавшегося положения, которое сам и создал. А мудрый всегда поступит так, чтобы не было соответствующего положения и нужды искать выход.  Психологи, изучавшие пожилых людей, полагают, что только в старости к человеку приходит настоящая зрелость и мудрость, будущее не страшит таких людей, поскольку они видят продолжение себя в своих потомках или творческих достижениях.
Во времена, когда не было метеорологической службы, опыт стариков был неоценим прогнозом о сроках работы в земледелии. Но с развитием социальной среды, необходимость использовать этот опыт отпала. Так исчезла ещё одна функция, которая принадлежала старикам. Отпала необходимость в их жизненном опыте. И каждый такой, казалось бы, не-значительный факт, наслаивает чувство ненужности. Но необходимо помнить, что и в преклонном возрасте каждый остается Человеком с его предназначением.
 
 А Человек по своей природе творец. Творец, надо понимать, не только создатель материальных средств, но и носитель духовности, хранитель информации. Уход из жизни целого поколения это и потеря определенного объема информации. Поколения, жившие в периоды различных социальных возмущений, представляли собой источники информации того периода, которая отображала ход событий. Любая написанная историческая книга, написанная уже следующими поколениями, не способна отобразить ту реальность, которой жили люди соответствующего поколения.

Каждое новое поколение людей обращается к исторической литературе, к мемуарам. А мемуары пишут люди, которые достигли переходного возраста, и которым есть что сказать. И которые могут изложить имеющуюся информацию в письменной форме. Ведь практически в цивилизован-ном мире все люди наделены возможностью писать, но не каждый может воспользоваться её. Переходной возраст характеризуется необходимо-стью передачи информации в отличие от юношеского переходного возраста, который является активным потребителем информации.

Сознанию молодых людей присуща социальная эйфория (увлечение) для каждого периода жизни своя, которая подавляет ощущения реальной жизни. И только при достижение переходного возраста, эйфорическое ликование уходит, сознание очищается от социального психоза и наступает период переоценки смысла жизни. Социальная эйфория это временное помутнение сознания социальной среды. Иногда эйфория моло-дости переходит в убеждения, которые сопровождают всю жизнь.
Эйфория, порожденная идеологией опасное заболевание социального организма, которому подвержены молодые люди. Когда в обществе господствующее положение занимает мудрость стариков, социальные по-трясения не возможны.
 
 Роль мудрости переходного возраста и заключается в обеспечении плавного развития социальной среды без революционных потрясений. Разумный консерватизм предостерегает психические потрясения толпы. В Древнем Китае бытовала поговорка: «Проклятие тебе жить в век перемен». Перемены не всегда являются прогрессом.

После сорока лет каждый психически благополучный человек начинает все больше задумываться не только о благополучии следующего поколения своей семьи, но также и о состоянии общества в целом, в котором будут жить и работать дети, внуки или даже правнуки. В юности и молодости все жизненные силы человека уходят на приобретение профессии, построение семьи, воспитание детей, а если удается выкроить время – то на развлечение и отдых. И только к середине жизни у людей по-является время задуматься о сохранении и совершенствовании нашей культуры, позаботиться о тех, кто придет на смену – о том, как помочь детям и внукам упрочиться в жизни, выбрать верное направление. Такая забота присуща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения, это – учителя, тренеры, руководители кружков и молодежных движений, наставники по работе. Для любого человека достигшего жизненной зрелости актуальной темой яв-ляется забота о будущем благополучии человечества.

Продление переходного периода это объективная реальность, необходимая для устойчивого развития цивилизации. В разных странах продолжительность жизни имеет свое значение и, соответственно, старыми считаются люди достигшие определенного количества лет. В Японии старым человеком считают того, кто достиг 90-летнего возраста.

 Русский язык дал определение Человека – это существо, продолжительность жизни которого составляет век или столетие.  Слово человек образовано из двух слов: Чело + Век. Таким образом, в самом наименовании определяется продолжительность жизни людей. А слово «старость» под-водит итог жизненного цикла: Ста + Рост (сто лет роста).

Переходной возраст наступает тогда, когда сознание людей начинает подводить итоги своей жизни, как горят оглядываться назад. В разговорах чаще присутствуют эпизоды из прошлой жизни. Этот рубеж во всех культурах, считается началом старости или, по мнению автора, переходным возрастом. Переходной возраст, это и промежуток времени, когда начинает, «незаметно», по одному, уходит из жизни целое поколение людей.
 
Вызывает беспокойство и огорчение тот факт, когда у некоторых людей трудоспособного возраста, возникает проблема стариков, как экономическая нагрузка для общества. Это одно из проявлений помутнения разума социальной среды от не реальной оценки сути бытия.

Если общество не способно достойно обеспечить жизнь людей переходного возраста, это больное общество, которое, как и всё больное погибает.
Во всех религиях было заложено уважение людей пожилого возраста и это не выдуманная стратегия религиозных идеологов, а необходимая составляющая сути бытия.