Граница между светом и тенью

Вертолет Танцует
Граница между светом и тенью - ты.
(с) Станислав Ежи Лец

Глобальное общечеловеческое понятие зла заключается во враждебности и распущенности. Одно тянет за собой деструкцию, агрессию, насилие, стремление доминировать любой ценой. Второе – и истинное лично для меня – нежелание человека совершенствоваться, малодушие, трусость, лень, неумение совладать со своими страстями и желаниями.
Дядюшка Фрейд полагал, что в человеке есть изначальное неосознанное стремление к смерти. Если он не выплеснет эту разрушительную силу на окружающих, то он уничтожит самого себя. Пусковым механизмом нередко выступает страх. Общество зачастую поощряет враждебность, уделяя особое внимание запредельной жестокости. Человек, которому не получается жить нужным образом, и который не может найти выход из депрессии и скуки, для того, чтобы добиться результатов, или чтобы получать удовольствие от жизни, становится агрессивным и враждебным.
Если говорить о распущенности, а именно о неудовлетворенных страстях человека, то это явление встречает каждый, и каждый день – в себе ли, в других ли… Кант и Гоббс пришли к выводу, что человек по своей натуре эгоистичен и зол. Блестяще определяет человеческую натуру высказывание Гоббса «Homo homini lupus est.»  По зороастрийской версии зло – изначальная структура нашего мира, в основе которых два могучих духа: добрый и злой. В результате борьбы они перемешиваются настолько, что отделить их друг от друга становится очень сложно (теория моральной двойственности мира). Абсолютно антихристианское определение, т.к. по канонам этой религии добро должно быть выше зла. Бог – благо, человек в этом мире – тоже благо. Так откуда же взялось зло? По опять же христианской версии, первое зло было совершено не человеком, а ангелом Люцифером. Одна из самых древних теорий восточных мудрецов говорит о том, что зла вообще нет; все зло видится нам в силу ограниченности нашего восприятия.
Добром же называется все важное, что происходит в жизни человека и имеет положительную окраску. Это то, что хорошо, прекрасно, достойно похвалы. Как и зло, это результат человеческой субъективной оценки.
Человек выступает мерой всех вещей. Именно он со своей субъективной точки зрения определяет бытие добра и зла. Если рассматривать добродетель как плод доброго в человеке, то следует еще определить, что является этой самой добродетелью. В христианском мире добродетелями признаны личное смирение, прощение и любовь, направленную даже на врагов. Но если взглянуть с позиции стоицизма, то в числе добродетелей оказывается совершенно противоположное, а именно: бесстрастие, мужество, гордость, безжалостность; а вот любовь к врагу рассматривается как трусость, отсутствие мужества. Удивительна абсолютная полярность этих взглядов! Стало быть, поступок один, но в одной культуре он заслуживает всяческого одобрения, в другой же он будет рассмотрен как порок и его носитель будет вынужден либо ассимилироваться моральными устоями общества, в которое он попал, либо уйти (возможно, в смерть).
Так как же встретить и определить добро в этом мире? Ведь что хорошо для одного человека, другому человеку или человечеству в общем будет злом. Но если самоограничение – не зло, а один из шагов на пути к добру, то за ним следует зло в виде напряжения и последующего агрессивного выброса ярости. 
Обо всех на свете не подумаешь – иногда едва ли помнишь о себе. Единственное, к чему должен идти человек – овладевание знаниями и тренировка воли вместо потаканию страсти. Человек – существо с относительной свободой, и я не вижу смысла становиться рабом, особенно, своих страстей. Если ты победил себя, значит, ты на многое способен, потому как самое сложное ты уже сделал.

(илл. Paul Blow)