Откатил

Дмитрий Осипов
     Волнующие дни декабря.
     Их немного, они специфичны для определенных категорий граждан нашей необъятной Родины.
    Самый волнующий, который отмечается большей частью населения – 31 декабря – последний день уходящего года провожается рюмочкой с водочкой под соленый огурчик, груздь или малосольную селедочку. Замечательный день! Волнующий, как и взрослых, так и детей.
     С 20 декабря 1917 года по настоящее время конфиденты и их хозяева отмечают свой профессиональный праздник. Если во времена Ягоды и Ежова этот праздник отмечало 10% населения, то сейчас тост – за чистые руки, горячее сердце и холодную голову, произносит 30 % населения России.
     14 декабря -  День Наума Грамотника
     12 декабря - День Конституции Российской Федерации. Это очень специфический праздник и его отмечают те, для которых Конституция и написана. В первую очередь – Президент, тень Президента, депутаты обеих палат, Правительство и Губернаторы субъектов Российской Федерации.
    Участники Великой Отечественной войны и те, кому дорога история нашей страны вспоминают 5 декабря. В этот день в 1941 году началось контрнаступление советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой.
     1 декабря морские офицеры отмечают день победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп, почитатели Г. К. Жукова отмечают его день рождения.
     В этот же день наркоманы и представители сексуальных меньшинств отмечают День борьбы со СПИДом.
     Есть еще в декабре знаменательные даты, связанные с  рождением людей неоднозначных, именитых, сыгравших большую роль в истории нашей Родины.
    Ничего я не забыл?
   Уважаемый читатель, не ломай голову, этот день в википедии ты не найдешь.
   Этот день волнующий только избранных, они избраны для расходования бюджетных средств. Этот день – 23 декабря – финал отчетного года.
  Сколько трагедий и комедий свершается на помостах исполнительной власти в преддверии этого дня, об одной истории, произошедшей в одном из субъектов Российской Федерации, я спешу поведать.


***

Иван Петрович уже вторые сутки не находил себе места.
А все началась со звонка Губернатора.
- Лизун?! Запиши себе на лбу, 13 декабря в 10-00 я буду тебя слушать по итогам реализации инновационных программ в сфере культуры! Запомнил? Не забудь доложить о проектах инвестиций в культуру нашей области, кого намерен привлекать, какие результаты ожидаешь. Не подведи меня, на совещании будут представители центра, все совещание посвящено инвестициям и инновациям. Еще заслушаем сельское хозяйство и строительство с ЖКХ. Так, что готовься, два дня у тебя есть. – в телефонной трубке раздались частые гудки.
Лоб Ивана Петровича покрыла испарина, появилась в грудине боль, которая пронзила его тело насквозь, вышла к левой лопатке и ушла в левую руку.
Стремительными движениями хозяин роскошного кабинета достал тубу с нитроглицерином, две таблетки под язык предотвратили очередной приступ стенокардии.  Однако, бледность лица не проходила, тремор рук перетекал на все тело, в голове засела одна мысль - как я забыл!
Иван Петрович Лизун очень уважал Губернатора Суррогатова, но сейчас его мозг был занят не вопросами инвестиций и инноваций, а самой глобальной проблемой этого года, - проблемой неосвоенного миллиона.
- Старею. - подумал Лизун, - Забыть о миллионе! Осталось двенадцать дней, что можно замутить? Что?
Иван Петрович уже вторые сутки не находил себе места. Его и днем, и ночью терзал один вопрос – что? Сюжет ночных кошмаров был типовым – он – Иван Петрович Лизун, министр культуры субъекта Российской Федерации, стоит на середине моста через великую русскую реку и со смехом бросает в Оку сотни денежных купюр красноватого цвета. Они, медленно кружась, касаются поверхности воды, но сразу заглатываются смеющимися над ним рыбами. Любитель астраханской рыбалки сразу идентифицировал речных хищников пожирающих его миллион. Длинные усы выдавали негодяев – это были сомы. Каждое пробуждение в холодном поту, снотворное, нитроглицерин, и так - две ночи.
Совещание у Суррогатова прошло на высоком уровне, все говорили о высоких инновациях и инвестициях, ожидали огромных результатов в сельском хозяйстве, культуре, строительстве и жилищно-коммунальной сфере.
Банкет был  на высочайшем уровне. Но настроение Лизуна упало, как только на стол положили большое блюдо с сомом в ореховой панировке. Рот у этого речного негодяя улыбался. 
Иван Петрович был вынужден принять нитроглицерин.
Имеет место такое явление, как «семейственность» профессий, все в роду, например, доктора, или сталевары, а сейчас - это явление очень распространенное – судьи, депутаты, прокуроры и т. п.
Род Лизуна был всегда тесно связан с культурой. Бабушка и дедушка до октябрьского переворота показывали фокусы с картами и наперстками на «Привозе» в Одессе, большевикам эти фокусы не нравились, а поэтому работники «цирковой эстрады» с фокусами «завязали», вступили в ВКП(б), а затем получили мандат ВЧК. Работа в ВЧК, ОГПУ закончилась ГУЛАГом,  не смотря на лишения и трудности - бабушка и дедушка выжили.
 Отличный музыкальный слух супругов помог устроить свою дальнейшую судьбу. Борис Моисеевич - первая скрипка в ресторане «Интурист», Софья Абрамовна исполнительница романсов в том же ресторане.
Не смотря на лишения и трудности ГУЛАГа, они не только выжили, но и родили сына. Советская власть Петру Борисовичу помогла получить бесплатное образование в институте культуры по специальности хореография, обучаясь хореографией Петя обзавелся супругой, которая училась на дирижера. Вот от этого брака и родился Иван Петрович – продолжатель «семейственной» профессии.
И вот теперь достойный продолжатель рода Лизунов, внесших огромный вклад в развитие культуры, был на грани инфаркта.
Причиной инфаркта был миллион рублей, лежащий «не освоенным» на счету министерства культуры. Последний день перед драмой был строго регламентирован законом – 23 декабря!
Дельных мыслей в мозгу Иван Петровича не рождалось, он как раненый зверь бросался из одного угла кабинета в другой. Сигареты чередовались с валидолом.
Но, чудо свершилось! Возле двери, на стене, висел календарь с последней страницей уходящего года. Внизу мелким шрифтом были напечатаны выходные данные типографии, которая изготовила этот календарь – ООО «Вайсман и компания» Полиграфия. Тираж  1000 экземпляров…
- Аркадий! – воскликнул Иван Петрович, и бросился к рабочему столу, трубка телефона прыгала в его руке, палец другой руки набирал нужный номер. Радости не было предела.
- Аркаша, друг! Выручай! Через полчаса встречаемся в «Обершвайне»!

***
- Аркаша, друг! Сколько мы с тобой не виделись? Год? Два? – Иван Петрович после третьей рюмки коньяка раскраснелся.
- Два, Ваня. Два года. Ты летаешь в высоте, я ползаю по земле, собираю крошки, там с высоты, такого, как я, и не увидишь, а если не увидишь, то и не вспомнишь.
- Аркаша, извини, эти два года были настолько насыщены трудовыми свершениями, что о личной жизни пришлось на время забыть. Работа, работа и работа, я, честно говоря, даже забыл для чего в моей квартире Сонечка проживает. – Лизун хлопнул по плечу собеседника и засмеялся.
- Короче, Ваня, знаю тебя полвека, в чем интерес ко мне у министра культуры? Будь проще, как картавый, и все массы за тобой пойдут! Лирику в сторону, давай по существу. – Аркадий Вайсман был серьезен.
- Аркаша, ну, проблемка у меня имеется, ты можешь мне помочь. 23 декабря конец финансового года, у меня на счету остается миллион, мне его надо срочно израсходовать на нужды культуры. Время катастрофически мало. Долго ломал голову, и тут вспомнил про своего старейшего друга, который мне может помочь.
- И чем же я тебе могу помочь? Освоить миллион? На миллион отпечатать визиток или открыток с группой «Приокские бабушки»?
- Аркаша, визитки и открытки не пройдут. А вот книжечка о родном крае, как раз то, что надо! Две тысячи штук по стоимости пятьсот рублей. Это официальная стоимость, а ты мне напечатаешь две тысячи по триста рублей. По сотни на брата к Новому году, как?
- Ваня, конечно, это реально, но ты конкурс на заказ по изданию успеешь провести, без конкурса тебя быстро спустят с высот на землю.
- Аркаша, конкурс – это моя проблема. В конкурсе будешь участвовать ты и еще одна маленькая типография, с которой я иногда пересекаюсь. Они естественно проиграют, останешься ты.

***
К Новому году Сонечка Лизун в подарок от любящего мужа получила соболиную шубку, дочурка – норковую.
- Ванечка, ты просто прелесть. Какая хорошая премия по итогам года, можно просто позавидовать! – Сонечка сияла от счастья.
- Это от Губернатора, видишь, как он меня ценит.
- Вижу дорогой, это ведь уже пятая премия в этом году. Ты смотри, цени такое отношение к себе, будь покладистым и исполнительным, нам еще квартиру в Софии надо обставить, как полагается.
- Обставим Сонечка, лишь бы быть при деле и здоровым. Хороший труд всегда хорошо оплачивается. От каждого по способностям, каждому по затраченному труду!

***

Предчувствия беды появилось у Ивана Петровича, после сообщения о смене председателя Счетной палаты при правительстве. Услышав фамилию Сергутьян, он вздрогнул. Сергутьян – десять процентов! Такое «погоняло» носил Гриша Сергутьян, возглавляя Роспотребнадзор.
Предчувствия оправдались.
- Для каких целей Ваше министерство профинансировало выпуск двух тысяч экземпляров книги под названием «Приокские просторы»? – маленькие глазки Сергутьяна сверлили лицо Ивана Петровича.
- Дело в том, что наш регион имеет обширные культурные связи с различными уголками мира, есть города-побратимы. В целях обмена опытом в сфере культуры нам приходится общаться со многими общественными и государственными организациями. Книга – лучший подарок. А кроме того, это эффективный способ распространения патриотической информации о крае, в котором мы с Вами,  Григорий Васильевич, живем.
- Мысль замечательная, но количество книг, не соответствует количеству городов-побратимов и количеству организаций, с которыми контактирует Ваше министерство. Вам бы для Ваших благородных целей хватило и сотни экземпляров!
- Григорий Васильевич, это книги! В этом году потребуется сотня, в следующем может две сотни…
- Ага, понял, долгосрочная программа… А,  чем Вы объясните, что мои специалисты утверждают, что стоимость этой книги не более двести пятидесяти рублей, а  Вы выложили по пятьсот?
- Ах, ты сука! Аркаша! Меня надул, еще урвал на «халяву»! Ну, ладно, я тебе падла устрою веселенькую жизнь! – подумал Иван Петрович, а вслух сказал:
- Григорий Васильевич, если Ваши специалисты это утверждают, в их компетенции я не сомневаюсь, значит, так оно и есть. Но, только, дело в том, что ни я, ни мои сотрудники  в полиграфии не разбираются. Мы разместили конкурсный заказ. Нашлись фирмы, которые приняли решение об участии в конкурсе, одна выиграла, как раз решающим фактором была себестоимость книги…
- Ну, ну… - протянул Сергутьян, он понял, что от Лизуна десять процентов от миллиона он не получит.
 
***
 - Аркаша! Ты негодяй! Договаривались книжечки сделать по триста рубликов, а ты их сделал по 250. Полвека дружбы и такая подлость!
- Ваня, кто тебе сказал о цене книги?
- Компетентные люди, Аркаша.
- Что ты хочешь?
- Я скандала не хочу, мне осталось пять лет доработать до заслуженного отдыха. А поэтому, предлагаю следующее. Я верну тебе книги, ты вернешь мне деньги. Слава богу, что ты еще отпечатал их две сотни.
- Ваня отпечатаны все экземпляры, я буду нести убытки и кто мне их компенсирует?
- Это твоя проблема, ты меня обманул. Если не согласен, будем разбираться в присутствии ОБЭП.
- Хоть с Генеральным прокурором.
- Ты Аркаша новый уголовный кодекс изучил? Статья 159 тебе знакома? Нет? А раньше ты знавал 147 УК РФ. Понимаешь к чему подходим? Ты Аркаша - мошенник! Так, что будет лучше если ты вернешь мне деньги!
После длительной паузы Вайсман ответил на главный вопрос дня:
- С тебя сотня и получишь свой лимон.
- Какая сотня?
- Такая, которую я тебе откатил!
Иван Петрович растерялся, - конечно, сотня осела у него, но ее уже и след исчез, и почему он должен этому мошеннику отдать свою сотню, черта с два, обойдешься.
- Обойдешься! – отрезал Иван Петрович.
- Тогда и ты обойдешься, больше я с тобой без адвоката встречаться не буду! – Аркадий резко встал, показал Иван Петровичу  оттопыренный средний палец правой руки.

***
Видно судьба решила испытать на прочность Ивана Петровича, - прокурор города - друг Аркаши, заставил друзей Лизуна из ОБЭП отказать в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления в действиях Вайсмана.
Вайсман нанес Ивану Петровичу ответный удар в форме искового заявления о возмещении затрат за хранение изготовленных книг. Оказывается для хранения книг Аркаша был вынужден арендовать помещение.
 Судебный бой продолжается уже третий год, сторонами привлекаются разнообразные силы  и средства. Финалу этого поединка не видно конца, так как противники по силам и возможностям оказались равными.
Но, это и не важно. Важно, что освоен миллион народных денег во время, к 23 декабря!


Декабрь 2013 года.