Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 4

Юрий Шибаловский
                ЛЕКЦИЯ 4


                ХРИСТИАНСТВО  РИМСКОЙ   ИМПЕРИИ


На прошлой лекции мы говорили, что после обращения Константина в христианство, эта религия становится сначала допустимой, затем официальной и в конце концов в 393 г. указом императора Феодосия Великого превращается в единственную легальную религию, за исключением иудаизма.
    Для того чтобы понять значение Церкви для власти или политики этого периода, нам следует понять доктрину, потому что люди яростно боролись за неё и, как вы читали у Иоанна, в свои теологические разборки они вовлекали  даже императора.  В отличие от сегодняшних словесных перепалок и диспутов учёных мужей о  проблемах религиозных догм, в четвёртом веке это были жёсткие, порой кровавые, разборки.
Вопросы отношения между персонами Троицы, арианизм, природа священничества, донатизм со времени обращения Константина (312 г.) вызывали яростные схватки.
   Ереси вызывают решительный отпор со стороны приверженцев официальной доктрины, гораздо более решительный, чем  тот, который Римская Империя даёт
вестготам, разграбившим и частично подвергнувшим сожжению  Рим в 410г.   
Варварам было наплевать на Троицу и взаимоотношения Отца, Сына и Святого духа, они были сосредоточены на войне и потому имели некоторое преимущество перед Империей.  Дело в том, что в то время как учёные мужи ломали копья в теологических спорах, экономика, культура, военная мощь катастрофически падали, и никто не желал обращать на это внимание, более того, того кто призывал заниматься не теологией, а политико-экономическими вопросами, яростно шельмовали как еретика. 
Браун отмечает ещё один признак(если не одну из причин) падения Империи - неуклонное возрастание разрыва между  доходами и размерами собственности богатых и скудными доходами бедных. Эта пропасть неизменно растёт и доходы богатых превышают доходы простых людей не в десятки и не в сотни, а в тысячи раз, при этом император постоянно твердит, что первой его заботой является благосостояние народа.
Вопиющая несправедливость порождает апатию народа, который не желает воевать "защищая несметные богатства элиты", правительство открывает доступ в армию иноземцам. Толпы варваров становятся в ряды Римской армии.
Это очень пикантная ситуация, когда вас защищают соплеменники тех, кто на вас нападает, не так ли? Некоторые варвары выбиваются на командные посты.
  Впрочем, в период с 337 г. (смерть Константина) и 410 г. (разграбление Рима) люди ощущают себя живущими не в период упадка, а скорее во времена великих преобразований, наиболее драматическим из которых было движение к христианству во время правления Юлиана.
 Надо отметить, что императоры в этот период правили либо на востоке Империи, либо на западе, а некоторые даже на короткое время воссоединяли Империю.
Император Феодосий правил единолично в течении трёх лет, и после  его смерти в 395 г. его сыновья разделили империю:  Гонорий правил из Равенны(нынешняя северная Италия) западной частью; Аркадий правил из Константинополя восточной, и с этого момента мы можем абсолютно уверенно говорить о двух различных императорах.  Это двоевластие продолжается вплоть до падения западной Империи в конце пятого века.
 Император Юлиан "Отступник" - он был с рождения христианином, но пытался реставрировать традиционную Римскую религию(язычество) -  правил с 360 г. по 363 г.  Попытка возвращения язычества провалилась, потому что христианство к тому времени насчитывало подавляющее число приверженцев.  Юлиан попытался восстановить языческие храмы, культы различных богов, которым поклонялся сам. Ко всему прочему он был ещё и философом.
    Он представлял собой замечательный и печальный пример интеллектуальной мощи.  Хотя многие императоры имели хорошее образование и ценили музыку и искусство, мало кто мог претендовать на статус мыслителя.  Смело можно таким считать, пожалуй, Марка Аврелия, а Юлиан... ну он по крайней мере носил бороду и учился в Афинах.
 Он не отличался успешностью. Люди не следовали его учениям. Правда он был хорошим военачальником.  Его войска, с которыми он находился на Рэйнской границе, там где расположены нынешние Франция и Германия, были очень преданы ему.
   Как к императору не только церковь находилась в оппозиции к нему, но и многие его собственные последователи. Он умер (или был убит)  во время неудачного похода против персов.  После его смерти идея реставрации политеизма и поклонения олимпийским богам была похоронена.
    Вместе с тем, несмотря на указ императора Феодосия от 393 г., провозглашающий христианство единственной легальной религией, с некоторыми поблажками иудаизму, значительная часть сельского населения продолжала поклоняться  местным богам или пыталась приспособить поклонение им к христианству.  Каким образом?   Мы ещё поговорим об этом подробнее, но сейчас замечу, что дальнейшее утверждение христианства будет сопровождаться появлением святых.  Это уже не боги, но и не совсем обычные люди, они являются людьми священными и в некотором смысле воплощают собой политеизм. 
   Другой группой населения, противившейся христианству, являлся высший слой  Римской сенаторской элиты, наиболее образованные приверженцы традиционной религии - философы, последователи Платона, и мы коснёмся их, когда будем говорить о святом Августине. 
   После смерти Константина правление перешло к его сыновьям.
 После того как  двое братьев умерли, Констанций правит единолично.
Для того чтобы гарантировать свою власть, Констанций отправляет на тот свет большинство из своих родственников, оставив в живых лишь двоих, одним из которых был Юлиан, который затем и сверг Констанция.   
   Главными заботами правителей четвёртого века были угроза персидского вторжения на восточной границе и нашествие варваров на Рейн-дунайской границе.
  В четвёртом веке к этим заботам ещё добавились арианизм и донатизм.
     Арий был священником, выходцем из Александрии, впитавшим в себя идеи Платона об абсолютной и непознаваемой природе Бога.
В любой религии, и христианстве в особенности, существует щекотливая проблема, типа, если считать Бога абсолютным и недостижимым, то какое ему дело до нас? А если Он достижим и не абсолютен, то настолько ли он могущественен, чтобы возвышаться над миром. 
  Платонизм - философия последователей Платона - подчёркивает  более низкое положение материального и превосходство духовного. Так же как и Буддизм, платоники отдают предпочтение духовному, потому что материальное является смертным, гниёт, исчезает.
   Главной их проблемой было то что материальное всегда наглядно, неопровержимо и убедительно, а духовное иллюзорно, неявно, его трудно постигнуть и доказать.  В остальном же большинство  учёных людей согласилось, что духовное  выше, потому что не подлежит смерти и тлению.  Поэтому тот кто  отдаёт первенство духовному, тот объективно утверждает непознаваемость, таинство, сверхъестественность божественного.
Для платоников и арианцев Бог расположен бесконечно выше нас. 
А христианство приобрело во многих отношениях великую силу за счёт идеи о Боге, воплощённом в человеке.   Мысль о том, что Бог может пребывать в такой же плоти, что и мы с вами, очень греет страдающую душу.  Это очень смелая идея.
 Например, Мухаммед был посланник, в иудаизме мы видим пророков, и во многих религиях на Востоке святой становится сверхъестественным.
 Но в христианстве Богом является Христос. Бог, имеющий три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух, то есть Троица.   Арианизм же утверждал, что Христос существенно отличается от Бога Отца и что Бог Отец создал Христа как посредника для общения с миром.
 Вы уже наверняка слышали или читали, что одной из основных концепций платонизма является идея о Демиурге, чрезвычайно эффективная личность, или сила,  которая  является активным посредником между материальным и божественным (духовным).  Одновременно он является божественным и создаёт как в духовном, так и в материальном мире.
   Таким образом, в арианизме  Христос посланник на Землю, для того чтобы пожертвовать Собою ради человечества. Бог Отец пребывает на небесах.
Это не совсем совпадает с тем,чему учит Церковь.  С ортодоксальной или католической точки зрения, Христос и Бог есть одна сущность.
 Арианская точка зрения является субординалистской.  Суть её выражается в слогане " Было время, когда Христа не было."  Это было сверхъестественное, метафизическое  время, когда Бог сотворил Христа. Такое представление противоречило учению, утверждённому в Никее, которое и по сей день является общепризнанным стандартом христианского вероисповедания.
  Никейский символ веры заключается  в единой сущности всех персон Троицы, все они вечны, и никакая из них не создавала другую. 
  Арианизм, конечно, возник не на пустом месте, он отвечал на запрос вновь возникшего христианского общества. Нельзя отрицать, что если признать Троицу
тремя различными богами, то это может восприниматься как уступка политеизму. Если это единый Бог, то как Он может быть одним и тремя одновременно?
Вопрос о физической сущности Христа беспокоил людей, потому что если Христос становится плотью, страдает и умирает, то как Он может быть богом?
   Арианизм не был каким-то причудливым ручейком теологической мысли какой-либо лесной секты, из которого черпали духовность странные интеллектуалы, бездельники-мечтатели с огромным запасом свободного времени или философы.  Основная часть миссионеров, которые обращали варваров(в первую очередь германских) в христианство в  середине четвёртого века, были приверженцами  арианства, да и вообще в это время в Римской Империи наблюдается наплыв арианства.  Никейский Совет в 325 г. и Совет в Константинополе в 381 г. строго определили арианизм как ересь, которая стала жёстко преследоваться в Римской Империи, но по иронии судьбы, некоторые  новые императоры Запада пятого, и даже шестого века, придерживались арианства.
   Если арианство акцентировало своё внимание на сущности персон Троицы, то донатизм, или донатисты, более всего были озабочены природой священничества, сущностью церкви, правомерностью отправления культа священниками.
   Основной претензией, или заботой, донатистов являлось то что если священник  в прежнее время не выдержал преследований, которым подвергались христиане во времена Диоклетиана, и отрёкся от христианства или, что ещё хуже, сжёг писание, то эти священники не имеют право исполнять службу, а их культовые действия, как например, крещение ребёнка,  считаются недействительными.
 Короче говоря, способность священника отправлять богослужение, может быть обоснована лишь его исключительной добродетелью.
  Донатисты обвиняли священников, которые, по их мнению, сдались под давлением политики  Диоклетиана.  Они клеймили их как предателей и отказывали им в праве священнодействовать.
  Донатизм сильно укрепился в Северной Африке, где людям приходилось очень скрупулёзно относиться к личности священника, потому что в случае, если священник оказывался недостойным для отправления культа, ваш брак мог также окажется незаконным, ваш ребёнок будет считаться не крещённым, да и все ваши посещения церкви окажутся не эффективными.
  Проблема с правомерностью отправления культа возникала даже тогда, когда сам священник был безупречен, но тот кто рукоположил и помазал его на священство, таковым не являлся, или, ещё далее, епископ, который, помазал того, кто помазал другого и так далее по принципу домино.  Представляете, какую опасность таила  в себе эта концепция?  Весь принцип святости христианской Церкви подрывался, подвергаясь сомнению.  Невозможно было, если принять такую концепцию, установить единое унифицированное широкое конфессиональное здание, простирающееся от одного конца империи  до другого.  Почему? Да очень просто: Если вы христианин и приехали в другой город - а в те времена люди очень часто перемещались по торговым, служебным, политическим и даже личным делам - то перед вами вставал вопрос: где находится церковь, чтобы вы могли помолиться об успехе предстоящей торговой сделки, об удачном исполнении государственного поручения, об удачной женитьбе и т.п.   Но когда вы получали ответ на этот вопрос, то перед вами сразу вставал другой: а насколько священник в этой церкви правомочен исполнять службу и не будет ли ваш выгодный брак в дальнейшем признан недействительным? Вы стали бы прикидывать в уме: "Я ведь его не знаю, и не знаю того, кто его помазал. А вдруг кто-нибудь из них, когда то в прошлом отрекался от христианства. А почему бы и нет? Я и сам может быть отрёкся бы, если бы меня хотели засунуть в клетку к голодному льву. И что же тогда, мои денежки тю тю?"
  Для того чтобы такие мысли не приходили в голову прихожанам, Церковь должна обеспечивать и гарантировать святость и, если позволите так выразиться, культо-обрядную легитимность, то есть все его действия носят на себе печать божественного одобрения и обсуждению не подлежат.   
 То есть Церковь должна существовать как единая система, в которой важна не личность, исполняющего её процедуры человека, а сама система, которая гарантирует соответствующее высоко-нравственное качество личности. 
  В противном случае Церковь может существовать лишь в виде замкнутых местных общин, где все друг друга давно  и хорошо знают и уверены в святости того, кто отправляет службу.   Так что для утверждения христианства требовалась не только вера в Христа, Отца и Святого Духа, но и в непогрешимость и святость самой Церкви, как института божественного.
  А донатизм вёл(сознательно или неосознанно) к сектантству, то есть к существованию многочисленных разрозненных групп, в которых члены тесно связаны между собой либо давним знакомством, либо семейными узами.
Теперь спросите себя: было ли это нужно епископам, главам Церкви? Конечно нет. Им нужна была единая мощная система, хорошо управляемая, воплощающая в себе святость, энергию и мощь христианской веры. 
  Манихейство по сути вряд ли можно назвать ересью, но упомянуть о нём всё же стоит, потому что  манихейство  это учение о добре и зле, которое можно приложить ко всем религиям. 
  Манихейство предполагает наличие добра и зла, существующих изначально, а идея добра и зла существует вечно во вселенной, в которой идёт вечная борьба хорошего бога с плохим.
 В христианстве злой бог есть диавол, или, в соответствии с утверждением манихеев этого периода, к которым Августин на некоторое время присоединился, бог Ветхого Завета. Иегова злой бог, а бог Нового Завета, христианский бог, разумеется, является хорошим.  Иегова поразил многих людей.  Иегова есть творец материального мира, потому что манихейцы считали материю источником зла.   Христианский же бог создал дух, который много превосходит материю и служит добру.   Люди находятся в мрачном заточении под властью эгоизма своей плоти, и они должны выяснить способ для освобождения себя от власти злого бога.  Как первый шаг - вегетарианство, исключает из рациона плоть.
   Но спасение означает отказ от плоти, в том числе от  всего материального и сексуального желания.  Манихейство очень удобно для объяснения зла.   
  Почему так много зла в мире и откуда оно взялось и почему многим людям приходится так много страдать?   Казалось бы манихейство даёт ответы на все вопросы, но только не на следующий: почему же оно не получило всеобщее признание и не приняло форму общемирового движения? Я имею в виду, что в каком бы городе мира вы не оказались, вы очень долго будете искать в нём приверженца манихейства.
 В манихействе заложены два основных изъяна: 1) если существует злая сила, которая на каждом шагу противоречит воли Бога, то, значит, Он не является всесильным;  а если Он не является всесильным, то какой же Он Бог? 2) Если существует злая сила, способная противостоят даже Богу, то какой же может быть с меня спрос, если я поступаю дурно? Если Бог бессилен перед дьяволом, то как же я могу противостоять ему и не поддаться его соблазну. Одним словом, манихейство полностью снимает ответственность человека за свои поступки. Вам приходилось слышать высказывания типа "бес попутал" или "чёрт меня дёрнул" или "дьявол соблазнил", так вот всё это имеет свои корни в манихейском представлении о добре и зле, даже в том случае, когда сама личность, это говорящая, никогда не слышала о манихействе.
 Об этом упоминается в Признаниях святого Августина, имевшего опыт общения с манихейством.
 В четвёртом веке вместе с укреплением христианства Римская империя изобилует различными идеями.  В урегулирование конфликтов, возникающих между ними, часто вмешивается император, который формирует такое или иное отношение к ереси, а также влияет на формирование Церкви. Таким образом, начинается процесс слияния государства и церкви, которое  мы видим прочно установившимся в Средние века.
   Надо сказать, императору не легко было играть роль арбитра в религиозных распрях, потому что он привык полагаться на репрессивный аппарат и привык к тому что люди устрашаются очень быстро карательными методами. Здесь же он столкнулся со странными людьми, которые не только не боятся казни и мучений, но, наоборот, с радостью идут на них, считая это высокой честью и духовным очищением для себя. 
   Наместник в Африке писал Константину, что епископ в Северной Африке, Кацилиан, подвергся нападкам как отступник. Константин по привычке назначает судей, чтобы разобраться в этом деле и доложить ему.  Но когда император , получив отчёт о этом деле, приказывает донатистам прекратить свою деятельность, они продолжают проповедовать свои взгляды.
  Почему император вообще встревает в это дело и почему он не может сказать ""чума на оба ваших дома" и разбирайтесь сами"?
Он опасается прогневать Бога.  Вспомним, что его знакомство и сближение с христианством началось с божественных видений, которые впоследствии оказались знаками благоприятствования Бога, вследствие которого Константин одержал победу над врагами. То есть Константин по сути поклоняется христианскому богу, потому что  тот, по его, Константина, мнению, является его могущественнейшим покровителем.  И если император допустит развал христианской Церкви, то покровитель может разгневаться и покинуть его на произвол судьбы. Конечно, можно пытаться оспорить эту версию, но она в целом согласуется с известными нам свидетельствами и фактами.
  Однако, тот кто уничтожил своих военных противников, настиг Лициния в Средней Азии и казнил его, оказался бессильным заставить  беднейшие слои населения Северной Африки подчиниться своей воле.
  Он испробовал различные методы воздействия: компромисс и жестокие преследования, но ничто не работало, и даже более того, арианизм начал оказывать своё воздействие на него самого, и это проявляется в его письмах.
Поначалу он был настроен абсолютно против арианизма. Поскольку арианизм отрицал изначальность Христа, который в христианстве почитался Богом и основополагающей фигурой христианской веры, то Константин считал, что это учение направлено против христианства.
   Одержав победу над Лицинием, он познакомился с арианизмом, который был очень распространён на востоке, поближе и пришёл к выводу, что это чрезвычайно заумное философское  и смертельно скучное учение.
  Но он понимал, что с этим надо  было что-то делать, и тогда вместо  того чтобы назначать судей, он созвал  в 325 г. в Никее(город в западной части Малой Азии) совет епископов Империи, что и положило начало так называемому вселенскому совету, последний созыв которого состоялся в 60х годах прошлого века под руководством папы Иоанна. 
 Итак на первом вселенском совете  председательствует(или считает, что председательствует, потому что ни священником, ни епископом, он не был) император Константин.  Он проявлял почтение к епископам, но активно участвовал в рассмотрении конфессиональных вопросов и все своим видом давал понять, что он босс.
     Совместными усилиями они выработали формулу, лёгшую в основу ортодоксального христианства: Бог и Христос и Святой Дух есть одна суть, но в различных образах.    Напомню, что вопрос о Святом Духе ещё не являлся проблемой на первом совете. Ереси, связанные с понятием Святого Духа, возникнут несколько позже и мы поговорим о них в конце нашего курса лекций.
   Арий согласился с постулатом единой сущности Троицы, но епископ Александрийский отказался принять Ария обратно в общину. 
 Никейское постановление стало символом веры, но схватки по поводу отношений между Христом и Богом Отцом продолжались ещё пятьдесят лет. 
     Однако сам  Константин в последствие изменил своё мнение, он умер приверженцем арианизма.  Такая перемена была отчасти вызвана непримиримостью епископа Александрии Афанасия, который был причислен к лику святых  и считался поборником ортодоксальной линии.
   Константин был крещён незадолго до смерти. В те времена  акт крещения воспринимался как полное принятие христианства и очищение от всех прошлых грехов.  И хотя Августин приложил немало усилий для того чтобы способствовать крещению в младенчестве, это было не очень целесообразно с точки зрения прагматизма.  Крестись вы во младенчестве, за всю свою жизнь вы совершите столько грехов, что место в раю вам не видать как собственных ушей, а если вы креститесь перед смертью, то все ваши грехи очистятся и вы войдёте в царствие божье чистым как младенец.
   Так что расчёт Константина, проливавшего кровь, подавлявшего недовольных, казнившего своих политических противников(Лициний), принять христианство на смертном одре и таким образом сразу очиститься  от всех накопившихся грехов  был совершенно верен.
   Несколько слов о Признаниях св. Августиана.  Это очень интимный автобиографический  труд, рассказывающий не о суетных амбициях и честолюбивых достижениях, а о заботах, тревогах, сомнениях, страхах, желаниях. Это, можно сказать, отражение ментальности интеллектуала той эпохи.
   Он даёт нам более точное и определённое представление о жизни того времени, чем любые другие источники.  В нём ярко отразилась текучесть религиозной системы Римской империи.
  Его отец был язычником, а мать - христианкой.  Сам же он сначала придерживался взглядов платоников, затем примкнул к манихеям, позднее - к христианским платоникам, и наконец стал самым яростным поборником христианства.
    В труде рассказывается о различных религиозных течениях, о которых Августин, как вы понимаете, знал не понаслышке, о том влиянии, которое оказало христианство на Римскую империю и  её классическую культуру.
   В книге имеется множество молитв, цитат из Библии.
  Теперь несколько слов о Платонизме, об учении, к которому были привержены многие выдающиеся умы древности, в том числе и св. Августин.
  Хотя платонизм, или неоплатонизм - что в общем то одно и то же,  только последний ещё называют религиозным платонизмом - произошли от учения Платона,  первые отличаются от учения великого философа большей степенью акцентирования на мистической сущности  Бога и способах её трактовки и отсутствием интереса к сущности государства, города и другим мирским проблемам, с которыми имел дело Платон.
   Платонизм утверждал превосходство духа  и низменность плоти. Однако в отличие от манихейства, платонизм не считал, что материя это зло. Согласно платонизму, материя тоже хороша, только находится ниже на шкале абсолютных ценностей.  Материя сама по себе не является злом, но зло для своего проявления выбирает материю, как субстанцию, обладающую меньшей резистенцией, чем дух.
    Так называемая платоническая любовь, понятие приписываемое платонизму, потому что он никогда не отрицал плотскую любовь, но осуждал в том случае, когда она была лишена возвышенного духовного элемента.
 Богатство само по себе не плохо, но плохо, когда оно составляет исключительный смысл человеческой деятельности, предел его мечтаний и усилий, когда оно наглухо заслоняет от него духовное.  Итак, зло, согласно платонизму, проистекает из непонимания превосходства духовного над материальным, из того что люди действуют так, будто  материальное единственно, что существенно, а остальное глупость, выдумка или обман.
   Согласно платонизму, все дурные и злые поступки людей вытекают из непонимания вследствие заслонённого виденья вещей. Причиной этому служит малая или полное отсутствие образования у людей, и если все получат обширные знания, и духовно прозреют, то люди перестанут делать дурные и злые дела.
    Св. Августин обожал платоников, потому что все они были яркими интеллектуалами, и они помогли ему избавиться от дуализма манихеев ( упрощённого и схематичного понимания сущности добра и зла  как вечного противостояния  доброго и злого богов). Хотя платонизм более объёмно объяснял происхождение зла, такое объяснение не удовлетворяло Августина, и мы поговорим об этом на следующей неделе в пятницу во время нашей следующей лекции. Спасибо за внимание.   


[end of transcript]