Добромысле

Элеонора Андриевская
- Когда станет невмоготу, когда не у кого буде спросить, постарайся найти дорогу в Добромысле, живёт там старик - на все вопросы знаток, трудно найти, только молва людская идёт, если вопрос сурьёзный, сам тебе навстречу тот старик выйдет, сам и дорогу указывать буде.

- А давно молва идёт?

- Да сколько себя помню, - улыбнулась бабушка. - Знаю только, как солнце блеснёт, да петух на плетень скокнет и заголосит, так и отправляйся, и иди, не спеша иди, прислушивайся, да приглядывайся. Пока солнце по левую руку - не сворачивай, а как перед тобой встанет, направо повернуть следует.

- А дальше?

- Дальше? Дальше милая, дорога поведёт и, если вопрос не даёт покоя, дорога быстро выведет, а если пустяк какой, поплутаешь и, назад обернёшься, домой воротишься.

Запомнила я совет бабушкин и в один день, когда вопрос мой показался мне вполне сурьёзным, купила для пеструшек петушка, и стала ждать рассвета, а как исполнилось всё по слову бабушкину, на путь встала.

Лишним было бы сказать, а напомнить можно, если кто решит к старику пойти: никакой ноши с собой брать не следует, хлеба ломоть, да соли щепотку, а если вопрос тяжёлый, то и того меньше...

Иду, по сторонам смотрю, прислушиваюсь. Дорога широко ведёт, по левую руку поле пшеничное, по правую-льняное. Жаворонок Бога славит и, словно убоявшись своей дерзости, камушком стремительно падает - отсидится, нет, вроде хорошо спел думает и, опять ввысь взовьётся.

Хорошо! Иду, не спешу и вижу - воротятся, дай думаю, спрошу у добрых людей, слышали ли они о старичке?

- Мир вам, люди добрые, откуда путь держите?

- И дому твоему, - ответил самый старший, - так ведь не мы путь держим, а он нас. Искали мы Добромысле и старика одного, вопрос у нас до него был.

- Значит и вы про старика знаете?

- А кто ж его не знает, о нём и прадеды наши знали, о нём говорили, его искали, и искать будут, только многое забываться стало, легендами обросло, износились одежды, а где в полотне порвётся, там и домыслов заплатка.

- Значит не нашли?

- Не нашли,- вздохнул младший.

- А что спросить-то хотели?

- Как дальше жить.

- Сурьёзный вопрос, да только на него уже есть ответ в книге Жизни, - постаралась я утешить путников.

-Что же, попытай и ты удачу, может твой вопрос тебя до старика доведёт, - пригладил бороду старшой, на том и разошлись мы в разные стороны.

А когда солнце по правую руку встало, почудилась мне тропиночка узкая через поле пшеничное, на неё и встала. Долго ли она меня вела, за колосками не сумела я разобрать, только небо и видно было, к нему и шла...

А как поле закончилось, я враз смекнула куда она меня вывела. В березнячке увидела я домик ладный с тремя оконцами, а на крылечке старичок сидел, и берёзовые  веники вязал. К крылечку тому козочка была привязана, а на лужайке, перед домом, овцы травку щипали.

И таким мне знакомым старик показался, таким родным, будто всегда его знала, а где видела, не могла вспомнить, будто мешало что-то...

- Вижу, что пришла, и вопрос твой вижу, - не поднимая головы сказал старик.- Сурьёзный вопрос у тебя и хватит ли силёнок ответ мой держать, - строго старик молвил, и даже веник в сторону отложил. -  Только ответ один: как начнёт  кто с узкой тропинки манить, звать, да обнадёживать, да долю лёгкую сулить, ты скажи:"Нет конечно". Скажут, брось, а ты не им, а прежде себе твёрдо молви:"Нет конечно." Скажут - не слушай, скажут я не прав, а ты твёрдо стой!

-Кто же ты? - спросила я старика.

-Я твоя вера. Захочешь ли жить без меня?

-Нет, конечно, нет!

Проснулась я, когда петушок мой уж закричался совсем, и всё лицо старика вспомнить силилась, да только как можно описать добро, когда оно светится в каждой морщинке, да и не любят у нас стариков-то, да и своих морщинок стыдятся...

Фото - автора.