Село Серафимовское. Сургучев Петр Парамонович

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Храмы села Серафимовского Благодарненского уезда Ставропольской губернии, ныне - Арзгирского района Ставропольского края. 1907 г. Фото с картин А. Н. Воронина из коллекции А. И. Кашпорова.

***

СУРГУЧЕВ ПЕТР ПАРАМОНОВИЧ –
ДИРЕКТОР БЛАГОДАРНЕНСКОГО ЭЛЕВАТОРА
1929 – 1937 гг.

Сургучев Пётр Парамонович родился в 1893 году в Тамбовской губернии в батрацкой семье. Когда ему было два года, его отец умер. Чтобы выжить, мать с детьми, по совету добрых людей, отправляется с группой переселенцев в село Шишкино Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии, затем переселяется в село Спасское Новогригорьевского (с 1900 года – Благодарненского) уезда.

В начале ХХ века множество семейств иногородних переселенцев, ранее прибывших в Ставропольскую губернию, стали испытывать недостаток в земле на местах первоначального наделения. В декабре 1905 года Губернское присутствие приняло постановление, согласно которому с весны 1906 года началось переселение крестьян и иногородних на Верхне-Чограйскую и Северо-Мажарскую дачи.

В двадцати верстах от села Благодарного в балке Рассыпной в 1906 году власть образовала Мирненскую волость, в которую вошли: село Мирное с населением 2601 человек, поселок Русский – 747 и поселок Троицкий – 239 жителей.

К этому времени на Трухменских оброчных участках (Верхне-Чограйская дача) уже существовал хутор тавричанина Тимофея Подковырова. Местоположение хутора: до аула Эдельбай – 10 верст, до села Арзгир – 15 верст, до аула Башанта – 10 верст. На хуторе имелось: два простых колодца глубиной в 15 сажен, пруд; хозяйственные постройки: 3 амбара, 24 сарая; сельскохозяйственный инвентарь и транспортные средства на сумму – 6335 рублей.

В хуторе было три двора, где проживало 16 мужчин и 16 женщин. В том числе тавричане: И. Г. Подковыров, А. Д. Левашова, Т. Левашов, П. Л. Лежанкин, Г. Л. Лежанкин, Я. А. Антихвеев и И. И. Моисеев со своими семьями. Все они имели небольшие земельные наделы в Таврической губернии, а в Ставропольской губернии занимались разведением овец. Тавричане арендовали земельные участки у туркмен аулов Эдельбай и Сабан, крестьян села Арзгир. Договора аренды были заключены в 1904 и 1905 годах на сроки в пять-шесть лет.

Т. А. Подковыров в своем хозяйстве имел 9500 голов испанских овец, 230 голов крупного рогатого скота, 72 лошади и 15 коз. Для содержания этого поголовья он арендовал 495 дес. пашни, 2205 дес. сенокоса, 352 дес. пастбищ. В его большом хозяйстве работали 40 постоянных работников. На период окота овец, сенокоса и обмолота хлебов Т. А. Подковыров нанимал до 100 сезонных работников. [9]

Так вот, недалеко от хутора Подковырова власть стала нарезать наделы переселенцам из других сел губернии. Образовался новый населенный пункт, от которого до села Мирного расстояние 20 верст, до села Спасского – 25 верст, до аула Башанта – 12 верст.

В справочнике «Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца XVIII века по 1920 год», опубликованном в 2008 году, записано: «…В местности Бирючья балка, в пятидесяти верстах от села Благодарного, согласно распоряжению Ставропольского Губернатора от 11 марта 1906 года, поселилось 894 семейства в количестве 6198 душ обоего пола из старых сел Ставропольских губерний, большей частью «малосемейные» и «весьма бедные». Они образовали село Серафимовское Благодарненского уезда». [5]

Село назвали в честь святого Серафима Саровского. Из справочника «Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.)»: «…18 июня 1906 года сельское общество приняло решение о постройке молитвенного дома. 16 июля 1906 г. подряд на строительство получил крестьянин Виктор Ефимович Нестеров. К февралю 1907 г. молитвенный дом построен и 20 февраля того же года освящен в честь прп. Серафима Саровского. В мае 1907 г. открыт самостоятельный приход». [6]

Однако, уроженец села Серафимовского Кашпоров Александр Иванович 24 апреля 2014 года сообщил мне другую версию строительства храмов в селе Серафимовском. В 1907 году первые поселенцы построили храм Рождества Пресвятой Богородицы. Для возведения колокольни был приглашен деревянных дел мастер Виктор Нестеров из села Высоцкого. В этом же году в селе построили второй храм, каменный, который освятили в честь проповедника Серафима Саровского.

В 1908 году в селе Серафимовском проживало 8233 человека. В том числе: коренных жителей мужчин – 4061, женщин – 4113; иногородних жителей мужчин – 25, женщин – 34. [2]

В 1909 году в селе Серафимовском в 970-ти дворах проживало 8625 жителей. В том числе: 4272 душ мужского пола и 4353 – женского. Управление в селе находилось в руках волостного правления. В Серафимовском молитвенном доме служил в нем священник Поликарп Шамрай. А вот школы и почты в селе не было.
В селе еженедельно проводился базар, работали два магазина. Из общественных учреждений в селе действовали кредитное товарищество и хлебный магазин. Медицинских работников в селе не было. Но была открыта аптека и ветеринарный пункт. Водоснабжение населения  и водопой скота осуществлялись из 185-ти простых колодцев и 5-ти прудов. [3]

***

К 1914 году – началу Первой мировой войны Сургучев Петр Парамонович, один из основателей села Серафимовского, уже был вполне взрослым человеком, грамоту освоил самостоятельно, со своей семьей вел крестьянское хозяйство на собственном наделе земли.

 Развивалось село, люди растили хлеб, занимались животноводством, пасли отары овец, гурты скота и косяки лошадей. Мирный ход жизни нарушила война с Германией. Многие серафимовцы ушли на фронт, среди них: Рыбальченко Александр Никифорович, Губанов Емельян Григорьевич, Карагодин Григорий Николаевич, Яценко Алексей Антонович, Громов Михаил Филимонович и другие. Ратников призывных возрастов из Арзгира, Башанты и Серафимовского родные и близкие со слезами на глазах провожали в уездный центр – село Благодарное.

В 1915 году на службу в царскую армию призывают и Петра Сургучева. Он попадает на турецкий фронт. За боевые заслуги, смелость и решительность получает царские награды и звание унтер-офицер.

В 1917 году фронтовики узнают об отречении от престола царя Николая II, а потом – и о Октябрьской социалистической революции. П. П. Сургучев вместе с личным составом дивизии переходит на сторону Советской власти. Дивизия покидает боевые позиции и отбывает в Россию. Сургучев возвращается в село Серафимовское, активно участвует в организации исполнительных органов советской власти.

20-24 марта 1918 года в селе Благодарном проходило второе общее собрание Благодарненского уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Серафимовский волостной совет представляли Н. В. Бакланов и С. В. Белявский. Депутаты рассмотрели обширную повестку дню, обсудили множество крупных и мелких вопросов, определились с налогами, оценкой земель, утвердили сметы доходов и расходов, планировали налаживать экономику уезда и улучшать жизнь людей.

Однако, советская власть, установленная в Ставропольской губернии раньше, чем в соседних губерниях, оказалась под угрозой. Назрела необходимость новую власть защищать. Организационные вопросы по мобилизации призывных возрастов были решены 9 мая 1918 года на Чрезвычайном Губернском съезде Советов. Но мобилизация прошла неудачно. Для борьбы за власть Советов требовались добровольцы.

В июле 1918 года в село Серафимовское с агитационной целью прибыл отряд красных партизан во главе с Григоровым. Отряд нес гарнизонную службу в уездном центре – селе Благодарном. В составе отряда служили серафимовцы Кузьма Кибалов и Иван Андросов. Срочно собрали в центре села митинг, на котором Григоров горячо говорил о необходимости защиты завоеваний Октября, срочном создании отрядов Красной Армии для борьбы с белогвардейцами. На его призыв откликнулось более 500 человек. Добровольцами в отряд записались Данильченко Ф. И., Барсуков С. А., Силенко М. Н., Клещёв С. А., Балыкин П. С., Жванко М. Т. и другие. [1]

Но не везде красных партизан встречали дружелюбно. Серьезный инцидент произошел в соседнем селе Арзгир. Кулаки спровоцировали бедняков и середняков на выступление против советской власти. Имея на руках оружие, восставшие не пустили отряд Григорова в село. Местные активисты во главе с Николенко Антоном Калиновичем разъяснили крестьянам политику новой власти, направленную на защиту интересов беднейших слоев населения. Кулаки из села бежали. К концу июля Арзгирский красногвардейский отряд насчитывал 600 сабель и более 1000 штыков. Отряд возглавил А. К. Николенко, а его заместителем стал Пелипенко Тихон Иванович. [8]

Красные отряды формировались по всем уездам Ставропольской губернии. Добровольцы сел Сотниковского, Спасского, Серафимовского и других влились в состав 3-го Ставропольского полка 1-й Александровской советской истребительной дивизии. Командиром полка был назначен сотниковчанин Тучин Федот Савельевич, начальником по снабжению – Побединский Василий Семёнович. Командирами батальонов избрали Крутько А. А., Сургучева П. П., командиром роты – Дроздова В. В., командирами взводов – Митянского, Воробьёва Г. Р. и Маслягина Л. Д.

Отряд Федота Тучина пополнился за счет земляков до 1500 человек, объединился с другими ставропольскими отрядами. Общее руководство ими было поручено Фоме Григорьевичу Шпаку. [1]

В середине ноября 1918 года 3-й Ставропольский советский полк терпит поражение от белых на подступах к Ставрополю, у сел Дубовки и Казинки. В январе Ф. С. Тучин назначается командиром отряда имени Бедноты, который в селе Арзгир охранял военные склады XI Красной Армии. В отряде служили серафимовцы Сургучев П. П., Гранов М. Ф. и другие.

17 января 1919 года красные войска оставили Святой Крест. 19 января военный комиссар Ульянцев Тимофей Иванович, под угрозой захвата военной базы, отдал приказ об эвакуации боеприпасов, имущества, раненых и больных бойцов из Арзгира в Элисту. Чтобы вывезти грузы и людей требовалось 1000 подвод, удалось мобилизовать у населения всего 300 транспортных единиц. Это был тяжелейший переход в условиях жесточайших морозов, метелей, при отсутствии питания для людей и корма для лошадей. Погибших людей хоронили наспех, в неглубоких ямах.

В начале февраля 1919 года отряд Ф. С. Тучина вливается в партизанский отряд особого назначения Дмитрия Жлобы, который подошел от Астрахани на спасение остатков XI Красной Армии в район Элиста – Яшкуль.
К маю отряд Жлобы преобразуется в 1-ю Партизанскую кавалерийскую бригаду. П. П. Сургучев в бригаде служил в должности заместителя по техническому обеспечению. Об этом свидетельствует справка ЦГАСА.


***

С января 1919 до февраля 1920 года Ставрополье находилось в руках Добровольческой Армии. Белые восстанавливали прежнюю власть, организовывали работу организаций и учреждений по-старому.

В 1919 году Ставропольский Губернский Статистический комитет под редакцией Управляющего делами Статкомитета Г. Н. Прозрителева и при участии советника Губернского правления А. И. Руднева успевает выпустить «Памятную книжку Ставропольской губернии на 1919 год». В нем помещены сведения в отношении учебных заведений села Серафимовского:

Серафимовское 1-е: Заведующая Большакова Ольга Ивановна, учителя: Алексеева Александра Васильевна и Панченко Варвара Петровна;
Серафимовское 2-е: Заведующий Бубнов Александр Григорьевич. Учителя: Точинов Дмитрий Иванович и Бубнова надежда Сергеевна.

В 1919 году в Серафимовском храме служил священник Михаил Белохвостов. [4]
Перепись населения 1920 года показала, что население Серафимовской волости, которая по-прежнему входила в состав Благодарненского уезда Ставропольской губернии, резко сократилась. Благодарненский уезд был огромным – 952375 десятин, он объединял нынешние районы: Благодарненский, Петровский, Ипатовский и Апанасенковский. В 39-ти волостях уезда проживало 256,4 тысячи человек. Так вот, село Серафимовское было средним, здесь на площади в 22085 десятин проживало 6591 человек. [5]

***

В 1921 году на территории Северного Кавказа в результате засухи крестьяне не получили урожай зерновых культур, выгорели травы. Жизнь крестьян усложнилась, начался голод. К тому же в Благодарненском уезде появились банды Майбороды, Сычева, Конаря и других. Они мешали исполкомам налаживать мирную жизнь, держали жителей сел и хуторов в постоянном страхе. Банды, совершая налёты, занимались грабежами, расправами над советскими, партийными и комсомольскими активистами.

Примерно в этот время с войны домой пришел Петр Парамонович Сургучев. Однажды пути Сургучева и его старого знакомого по Турецкому фронту – Левы Конаря пересеклись. Сургучев с женой работали на своём земельном участке. Стояла прекрасная погода, созревали хлеба. Вдруг они увидели двух всадников, приближающихся к ним. Когда всадники подъехали, Пётр Парамонович узнал в одном из них Конаря, вместе с ним был его ординарец, калмык по национальности. Поздоровались. Конарь предложил Сургучеву выпить за встречу. Петр Парамонович резко оборвал его, и выпить с ним отказался. Конаря это обидело, он выхватил из кобуры пистолет, а затем медленно вложил его на место. Пытаясь разрядить ситуацию, к Конарю подбежал ординарец и вручил ему стакан с самогоном.

Сургучев пояснил Конарю, что, несмотря на то, что они однополчанине, своим другом в настоящее время он его не считает. И все из-за того, что Конарь промышляет грабежами, разбоями и держит мирное население в страхе. Пётр Парамонович просил Конаря опомниться, сдаться советской власти, заверил, что он будет прощён. Конарь резко повернулся к Сургучеву, плеснул остаток самогона ему в лицо, сел на лошадь и ускакал.

Для борьбы с бандами в селе сформировали отряд дружинников, который возглавил П. П. Сургучев. Разработали план ликвидации банды Майбороды у села Мирного. Для его осуществления члены отряда прибегли к хитрости. Несколько бойцов снарядили оружием, переодели в женское платье и платки и отправили на подводе-двуколке в сторону Мирного.

Бандиты на приманку «клюнули». Увидев женщин, они бросились к ним. Завязался жаркий бой. Майборода вырвался из окружения и поскакал в открытое поле, отстреливаясь из маузера. Его преследовал Сургучев. Майборода в перестрелке израсходовал последний патрон и неудачно, зато пуля, выпущенная Сургучевым, достигла цели. Майборода был убит. Его труп доставили в село в Благодарное, где провели опознание. Но уничтожение банды и ее главаря Майбороды не принесло спокойствия серафимовцам. В окрестностях села продолжала орудовать банда Конаря. [1]

***

В 1922 году жители села Серафимовского избрали П. П. Сургучева председателем исполкома сельского совета. В результате голода 1921-1922 годов и засухи 1924 года многие жители села мигрировали в другие регионы.

По сведениям Северо-Кавказского краевого статистического управления к октябрю 1925 года в селе Серафимовском в 939 дворах проживало 4289 человек, в том числе: 2017 мужского пола и 2242 – женского. [7]

Но уже перепись 1926 года показала, что численность жителей Серафимовского значительно увеличилась. Переписчики насчитали 5540 человек, в том числе 142 казака. Из них: 82 мужчины и 60 женщин. [10]

Село Серафимовское входило административно и территориально в Благодарненский район Ставропольского округа. До районного центра расстояние составляло 45 км, до окружного – 165 км. Ближайшая железнодорожная станция находилась в 60-ти километрах в городе Прикумске. Ближайшие почтовое отделение и базар – в 25-ти километрах в селе Сотниковском.

На территории Серафимовского сельского совета действовали 2 партийных организации, 2 школы первой ступени, одна изба-читальня, 9 небольших предприятий, в том числе: 7 кузниц и одна мельница. Водоснабжение населения и животных обеспечивалось из 4 колодцев и трех прудов. [7]

***

В 1928 году П. П. Сургучева назначают уполномоченным Минзага по Благодарненскому району. Сменил он на этом посту т. Сушкова.
В 1929 году новое назначение: П. П. Сургучев – директор Благодарненского предприятия «Заготзерно».

В 2008 году Яськов Владимир Федорович в статье в газете «Благодарненские вести» рассказал о своих родственниках, работавших в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века в «Заготзерно».

В. Ф. Яськов: «…Мой отец – Яськов Федор Никифорович был заготовителем сена в Туркменском районе, начальником обоза по перевозке зерна из хозяйств единоличников. Мой дядя – Яськов Дмитрий Никифорович работал в «Заготзерно» бригадиром грузчиков. Они участвовали в строительстве старого корпуса Благодарненского элеватора, ссыпок и складов в селах Бурлацком и Серафимовском.

В 1932 году дядю призвали на службу в Красную армию, а отец поступил на учебу в двухгодичную школу красных руководителей в городе Новочеркасске. В 1934 году отца назначили заместителем директора, техноруком Благодарненского пункта «Заготзерно».

Во время сталинских репрессий в 1937 году все руководство элеватора во главе с директором Сергучем было арестовано, признано «врагами народа» и осуждено. По счастливой случайности моему отцу – Федору Никифоровичу удалось избежать этой участи – он в это время находился на лечении в Кисловодске. После «чистки» руководящих рядов отца перевели на Рыздвянский элеватор, затем – на Прасковейский. Оттуда он и ушел на фронт». [11]

Н. Г. Воронков писал: «…В сентябре 1937 года П. П. Сургучева арестовали, обвинив его во вредительстве. Решением выездной тройки он был приговорён к смертной казни, заменённой 25-ю годами лишения свободы. В последнем слове суду П. П. Сургучев заявил, что его судил не советский суд. Он потерял сознание, его вынесли, втолкнули в «чёрный ворон» и увезли навсегда из тех мест, за которые он проливал кровь, не щадил своих сил и жизни в борьбе за установление Советской власти. Срок отбывал на севере Коми АССР. Умер в лагере в 1957 году, посмертно реабилитирован.

19 февраля 1964 года Верховный суд СССР постановил признать приговор Орджоникидзевского краевого суда от 14 ноября 1939 года незаконным за отсутствием в действиях Сургучёва П. П. состава преступления. Справка о реабилитации Сургучёва хранится в школьном музее. [1]


ИСТОЧНИКИ:
1. Воронков Н.Г. В степи вольные, ковыльные. Буденновск, 2009 г. Сайт «История села Серафимовского». http://serafimovsk.jimdo.com
2. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1910 год. Ставрополь, 1909.
3. Сборник сведений о Северном Кавказе. Списки населенных мест Ставропольской губернии (по данным 1909 года). Том 5.  Под редакцией Г. Н. Прозрителева. Ставрополь, 1911.
4. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1919 год. Ставрополь, 1919.
5. Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца 18 века по 1920 год. Справочник. Комитет Ставропольского края по делам архивов. Государственный архив Ставропольского края. Ставрополь, 2008 г.
6. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь, 2012.
7. Список населенных мест Северо-Кавказского края. Северо-Кавказское краевое статистическое управление. Ростов-на-Дону, 1925.
8. Активные участники борьбы за власть Советов на Ставрополье. Редакционная комиссия: Д. Кочура, Г. Краснов. П. Чепель. Ставрополь, 1957.
9. Забелин В. М. Лента истории Благодарненского района. Ставрополь, АГРУС, 2012.
10. Забелин В. М. Благодарненский район – через испытания временем. Ставрополь, АГРУС, 2010.
11. Яськов В. Ф. Они защищали Северный Кавказ и родное Ставрополье. «Благодарненские вести», 12 января 2008 г. Г. Благодарный.

24 апреля 2014 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков