Искусство и милосердие

Екатерина Щетинина
Много споров о том, что есть искусство и для чего оно существует, чему должно служить. И многие вполне искренне считают, что в основном искусство призвано развлекать нас, скучающих, давать отдых от "трудов праведных"...
Может быть, выскажу чрезвычайно наивное и даже избитое суждение, но представляется мне, что искусство прежде всего, должно служить милосердию. Пробуждать его в нас, очерствевших... Умилять нас - от слова "миловать". Может быть, это даже главное условие искусства, если писать это слово с большой буквы?

Но сама для себя ощущала я это довольно смутно. Пока вчера не получила веский аргумент в пользу такого утверждения.
Дети-ученики воскресной школы давали спектакль на тему Пасхи Христовой. Маленькие еще дети - от восьми до двенадцати. Первый год участвуют в театральном кружке. Постановка была трогательной: Божья Коровка рассказывает прочим обитателям природы - бабочкам, мушкам, жучкам-червячкам семейную легенду о том, как ее пра-прабабка побывала в райском саду и стала свидетельницей падения Адама и Евы. Постепенно Божья Коровка доходит до Воскресения Христа как способа возвращения в рай, в Красоту. Доходит до отрицания смерти. По ходу этой истории она объясняет самым простым способом - например, с помощью зонтика - что же есть красота мироустройства? Да тот же принцип семеричности - семь цветов радуги, семь нот и т.д. И всё это действо с жучками, оказывается, снится захворавшему мальчику, который всё это время лежит на диванчике с перевязанным горлом. После этого "сна" он "выздоравливает".

Словом, сюжет не хитрый. Да и игра маленьких актеров оставляет желать лучшего: и забывали роли местами, и пели не в унисон. Бестолковые и неуклюжие пока еще... А тут еще эти жесткие крылья-каркасы. И душно, так душно... Так что не всё получалось, как хотелось бы в идеале. Но дело не в этом.

А дело в том, что давали они эту постановку пациентам психоневрологической больницы. Примерно таким же по возрасту. И старались изо всех своих силёнок... А зрители сидели, не шелохнувшись, целых тридцать пять минут - рекорд для таких насквозь невротичных детей! Сидели и благоговейно взирали на действо "актеров", раскрыв ротики и глаза на поллица. В некоторых блестели слёзки. Мы, взрослые, тоже не могли сдержаться, у нас щипало в носу, и размягчались с этими слезами и падали панцирные оковы с сердец-душ и воспитателей, и нас, женщин из сестричества, и врачей, и единичных родителей, которые так редки у детей из этого печального заведения.

Да, наверное, до искусства еще далеко.
Но живое милосердие - вот оно. Как главный признак подлинности того, что делают эти совсем юные, неопытные актёры.
И значит, всё БУДЕТ!