Возмещение вреда, возникшего в результате терракта

Евгений Финешин
Е.И. Финешин. 2013 г.


Обязательства из причинения вреда, возникшего в результате террористического акта



Содержание


1. Введение   
               
2. Общие положения
               
3. Законодательное регулирование возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом               

4. Заключение 
               
5. Список источников               















Введение



     Вопрос о юридической ответственности государства, выражающейся в его обязанности компенсировать вред, причиненный террористическим актом лицам, находящимся под его юрисдикцией (на территории страны), в последнее время является крайне актуальным. Нуждается в дальнейшем совершенствовании законодательство в области возмещения вреда, причиненного при так называемом массовом деликте, который характеризуется причинением огромного по размеру ущерба одновременно жизни, здоровью многих людей, имуществу граждан, юридических лиц, государству, окружающей природной среде и значительным числом потерпевших. Такие деликты возможны, в том числе в результате террористических действий. В этой сфере действуют специальные законы, регламентирующие возмещение вреда, причиненного в результате террористических действий. Однако целостного решения проблема возмещения вреда при массовом деликте не получила. Более того, не решен вопрос о возможности применения гражданско-правовой ответственности при таких деликтах, поскольку вред возмещается за счет соответствующих бюджетов.  21 февраля 2008 г. постановлением Правительства РФ № 105 утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, которые определяют выплату единовременного пособия лицам, пострадавшим от действий террористов  .
     Кроме того, необходимо отметить, что террористический акт является преступлением, предусмотренным статьей 205 УК РФ, в соответствии с которой теракт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях .


 
Общие положения



     Для правильного применения норм о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, необходимо дать определение категориям, используемым в гражданском праве в качестве самостоятельных, а именно: "объем возмещения вреда", "характер возмещения вреда" и "размер возмещения вреда". Объем возмещения включает весь состав подлежащего возмещению вреда (реальный ущерб, неполученные доходы, моральный вред) (статьи 15 и 151 ГК РФ). Или, говоря иначе, объем возмещения вреда - это величина, объединяющая виды того вреда, который может быть причинен субъекту .
     В соответствии со ст. статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. В соответствии со ст. статьей 151 ГК РФ (Компенсация морального вреда) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред .
     Характер возмещения - это конкретные виды подлежащего возмещению вреда, из которых складывается объем возмещения. От характера вреда зависит размер его возмещения. Размер возмещения вреда отражает в количественном отношении денежный эквивалент объема вреда, подлежащего возмещению . По общему правилу, закрепленному в ст. 1064 ГК РФ, объем возмещения вреда должен быть полным. Следовательно, на обязательства, связанные с причинением вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, распространяется общий принцип полного возмещения вреда. При этом под возмещением вреда в полном объеме следует понимать восстановление того состояния, которое лицо имело или могло бы иметь в случае, если бы вред не был причинен, т.е. должны быть устранены отрицательные последствия имущественного и морального вреда .
     В соответствии со ст. 1064 ГК РФ ( Общие основания ответственности за причинение вреда) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда .
     Однако определение объема, характера и размера возмещения вреда жертвам террористических актов остается в настоящее время одной из самых неразрешенных проблем. Так, выплаты семьям погибших в Театральном центре на Дубровке составили 100 тыс. руб., а родственники погибших на Центральном рынке г. Владикавказа получили лишь 10 тыс. руб. на семью погибшего. Как показала практика, при крупных терактах, как правило, Правительство РФ и органы власти субъектов Российской Федерации добровольно выделяют из резервных фондов некие средства на выплату компенсаций родственникам погибших и пострадавшим. Например, пострадавшим во время теракта на Тушинском поле по распоряжению Правительства Москвы были выплачены компенсации в следующих размерах: 100 тыс. руб. - семьям погибших и умерших в больницах; 50 тыс. руб. - пострадавшим, направленным на госпитализацию, и 3 тыс. руб. - получившим помощь амбулаторно. Правительство Москвы обязалось выплачивать ежемесячные пенсии детям, потерявшим родителей, в размере 1,5 тыс. руб. до достижения ими 18 лет, а учащимся дневных учебных заведений - до 23 лет. За утрату имущества выплачивалась компенсация до 10 тыс. руб. Кроме того, городские власти взяли на себя расходы по погребению погибших от теракта . Государство при компенсации опирается лишь на те средства, которые были "свободными" на момент выплат .
     В то же время в п.  10 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 22.11.2011)  устанавливается, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий:
а) выплата единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации; гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека); гражданам из числа заложников, не получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вреда здоровью, - в размере 100 тыс. рублей на человека;
б) проведение аварийно-спасательных работ;
в) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, получивших повреждения в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями;
г) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное проживание - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 100 рублей на человека в сутки);
 д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс. рублей на семью); юридическим лицам (из расчета за частично утраченное имущество - до 100 тыс. рублей на одно юридическое лицо, за полностью утраченное имущество - до 200 тыс. рублей на одно юридическое лицо); е) проведение федеральными государственными учреждениями судебно-медицинской экспертизы высокотехнологичных молекулярно-генетических исследований при проведении судебно-медицинской экспертизы биологических объектов, транспортировка биологического материала для проведения указанных исследований, а также эвакуация и оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях здравоохранения гражданам, пострадавшим в результате террористического акта.



Законодательное регулирование возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом



     Наиболее полно на сегодняшний день в законодательстве урегулирован вопрос о возмещении вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом .
     В соответствии со ст. 18 (Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта) ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму"  государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.
     В ст. 20 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) перечислены категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, находящихся под защитой государства и подлежащих правовой и социальной защите.  К указанным лицам относятся: 1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом; 2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;  2.1) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции; 3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 2.1 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     В ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ред. от 08.11.2011) содержатся следующие положения, касающиеся возмещении вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом.
     Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
      В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 600 000 руб., а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.
      В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 000 руб. и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 руб.
     В случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
     Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом и пострадавшего, осуществляется в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.02.2008 N 105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом" . Для получения единовременного пособия, установленного частями 3 и 4 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе: а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье).
     Для получения единовременного пособия, установленного частью 2 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", в случае гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности: а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) копию свидетельства о смерти лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; в) документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, погибшим (умершим) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, или нахождение на иждивении указанного лица. Порядок представления документов в случае гибели (смерти) лица, сотрудничавшего на постоянной или временной основе с федеральным органом исполнительной власти, определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
     Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом.
     На основании заключения, составленного по итогам служебного расследования, руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия. В случае принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи и (или) лицам, находившимся на иждивении лица, погибшего (умершего) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, сумма единовременного пособия выплачивается получателям в равных долях. В случае отказа в выплате единовременного пособия заявителю (заявителям) направляется письменное извещение с указанием причин отказа.
     К членам семьи лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, относятся: а) супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке с лицом, участвовавшим в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, на день его гибели (смерти); б) родители; в) дети, не достигшие 18 лет, или дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
     Единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Выплата единовременного пособия производится путем наличного или безналичного расчета.
     Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 167  отдельно установлены правила о возмещении стоимости утраченного или поврежденного имущества лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. Расходы, связанные с возмещением лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий.
     Возмещению подлежит стоимость имущества, принадлежащего лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом (далее - владелец имущества). Стоимость имущества возмещается владельцу имущества путем выплаты ему денежных средств федеральным органом исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе (далее - федеральный орган исполнительной власти).
     Принадлежность имущества и состав этого имущества подтверждаются соответствующими документами, объяснениями владельца имущества и свидетелей. Определение размера возмещаемой стоимости имущества осуществляется федеральным органом исполнительной власти при участии владельца имущества и при необходимости иных организаций и (или) специалистов. Размер возмещения стоимости имущества определяется исходя из расходов, необходимых для восстановления (ремонта) поврежденного имущества, и (или) размера уценки имущества вследствие его повреждения либо стоимости утраченного имущества по рыночным ценам, действующим в данной местности на момент возмещения стоимости имущества, с учетом износа утраченного или поврежденного имущества. Стоимость имущества определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
     Расходы на восстановление (ремонт) поврежденного имущества подтверждаются сметой или калькуляцией затрат на его восстановление.
     Документально подтвержденные расходы владельца имущества по оплате услуг, связанных с проведением оценки имущества, составлением смет и калькуляцией затрат на восстановление (ремонт) поврежденного имущества, включаются в возмещаемую стоимость имущества.
     Для возмещения стоимости имущества владелец имущества представляет в федеральный орган исполнительной власти: а) заявление о возмещении стоимости имущества с указанием имущества, расходов на восстановление (ремонт) поврежденного имущества и (или) размера уценки имущества вследствие его повреждения либо стоимости утраченного имущества, а также предпочитаемого способа возмещения стоимости имущества; б) документы, подтверждающие факт утраты или повреждения имущества; в) постановление органов дознания или предварительного следствия, либо приговор суда или судебное постановление, либо иные установленные законодательством Российской Федерации документы, подтверждающие наличие причинной связи между участием владельца имущества в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и утратой или повреждением его имущества в результате этого мероприятия; г) документы, подтверждающие принадлежность имущества, его состав, расходы на восстановление поврежденного имущества, размер уценки имущества вследствие его повреждения, стоимость утраченного имущества (при их наличии); д) документ, подтверждающий расходы владельца имущества по оплате услуг, связанных с проведением оценки имущества, составлением смет и калькуляцией затрат на восстановление (ремонт) поврежденного имущества.
     Федеральный орган исполнительной власти обязан оказывать владельцу имущества содействие в получении и сборе указанных документов.
Для решения вопросов, связанных с возмещением стоимости имущества, руководитель федерального органа исполнительной власти создает комиссию и принимает меры по обеспечению ее деятельности. Заявление о возмещении стоимости имущества рассматривается комиссией в течение месяца с даты поступления в федеральный орган исполнительной власти указанных выше документов. Комиссия рассматривает документы, представленные владельцем имущества в федеральный орган исполнительной власти, материалы служебной проверки, собранные в установленном порядке, а также иные документы, в том числе полученные от специалистов и подразделений федерального органа исполнительной власти и (или) от соответствующих организаций, экспертных комиссий (экспертов), судов и других учреждений и организаций по запросам (обращениям) комиссии или федерального органа исполнительной власти. Порядок рассмотрения комиссией вопросов, связанных с возмещением стоимости имущества, определяется в положении о комиссии.
     Основанием для возмещения стоимости имущества является утрата или повреждение имущества при подтверждении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, наличия причинной связи между участием владельца имущества в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и уничтожением или повреждением имущества.
По результатам рассмотрения комиссией вопроса о возмещении стоимости имущества руководитель федерального органа исполнительной власти в течение 10 дней с даты такого рассмотрения издает приказ, в котором указывается размер стоимости имущества. В случае отказа в возмещении стоимости имущества заявителю направляется письменное извещение с указанием причин отказа. Федеральный орган исполнительной власти, возместивший стоимость имущества, принимает меры к взысканию в установленном порядке соответствующих денежных и (или) иных средств с установленных и признанных виновными в уничтожении или повреждении имущества лиц.
     Однако компенсационные выплаты, а также единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с Законом о противодействии терроризму, по своей сути являются именно единовременными, фиксированными, выплачиваемыми по факту наступления вреда жизни и здоровью лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом. Условия и порядок осуществления указанных выплат дают основание полагать, что они являются дополнительными, выплачиваются в соответствии со специальным Законом или иными правовыми актами в связи с выполнением задач по борьбе с терроризмом и не исключают возможности возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, в соответствии с гражданским законодательством. Это предполагает право потерпевших на получение ежемесячных выплат в соответствии с главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФ в объеме и размере, которые определяются в соответствии со статьями 1085 и 1086 ГК РФ .
     Так, И.Л. Трунов, комментируя ст. 21 Закона о противодействии терроризму, в частности, пишет: "В пункте 1 статьи 21 определен порядок возмещения вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть помимо данного Закона возмещение вреда производится, прежде всего, в соответствии с гражданским законодательством, а также иными нормативными правовыми актами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" .
      В § 2 главы 59 ГК РФ содержатся правила возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Объем возмещения имущественного вреда, причиненного повреждением здоровья, определен в п. 1 ст. 1085 ГК РФ .
     В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. В соответствии со ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором .
     Законодатель, предусмотрев в п. 1 ст. 1085 ГК РФ общий порядок определения объема и размера возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, вместе с тем допускает возможность его увеличения. В силу п. 3 указанной статьи объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором. Именно объем возмещения вреда лицам, участвовавшим в борьбе с терроризмом, увеличен законодателем в Законе о противодействии терроризму, в ст. 21 которого предусматривается выплата единовременного пособия пострадавшим. Вместе с тем о возможности применения в полном объеме положений главы 59 ГК РФ при решении вопроса о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, действующее законодательство и судебная практика четкого ответа не дают. Так, в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих указывается, что "согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности". Казалось бы, все четко прописано: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, следует производить в соответствии с главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Однако здесь же ВС РФ делает ссылку: "Объем и характер возмещения этого вреда военнослужащим определен в статьях 16 и 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В результате анализа содержания п. 18 Постановления N 9 можно прийти к выводу, что возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, следует производить в соответствии со статьями 16 и 18 Закона о статусе военнослужащих. Если же объем и размер возмещения вреда в соответствии с указанными статьями меньше, чем было бы при возмещении вреда в соответствии с главой 59 ГК РФ, то следует применять положения данной главы. Для этого необходимо сравнить возможные размер и объем возмещения вреда, которые предусмотрены статьями Закона о статусе военнослужащих и главой 59 ГК РФ .















Заключение



     Пока вопрос о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, пострадавших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, не урегулирован должным образом в законодательстве, подход к разрешению споров, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью указанных лиц, различен .
     Первый подход: единовременные пособия, предусмотренные ст. 21 Закона о противодействии терроризму, являются гарантированными и не требуют установления права на их получение в судебном порядке, тогда как порядок возмещения вреда в соответствии с главой 59 ГК РФ применительно к потерпевшим при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом специальным Законом прямо не установлен. Следовательно, иски о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом, должны удовлетворяться в объеме и размере, которые определены ст. 21 Закона о противодействии терроризму.      Поскольку в соответствии с действующим законодательством двойное возмещение вреда, в том числе причиненного жизни и здоровью лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, не предусмотрено, а положения главы 59 ГК РФ не предусматривают включение в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, выплат, произведенных в соответствии с иными законами или договором, появляется основание к отказу в удовлетворении требований о возмещении вреда по нормам главы 59 ГК РФ.
     Второй подход: некоторые суды, прямо не отрицая возможность применения главы 59 ГК РФ при разрешении споров о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом, приходят к выводу, что размер единовременного пособия, предусмотренного ст. 21 Закона о противодействии терроризму, выше, нежели выплаты, предусмотренные главой 59 ГК РФ, и отказывают в удовлетворении требований истца о возмещении вреда по нормам главы 59 ГК РФ.
     Представляется, однако, что подобные споры должны разрешаться судами в соответствии с главой 59 ГК РФ с учетом общих оснований ответственности за причинение вреда, определенных в ст. 1064 ГК РФ.
     Возмещение вреда как форма гражданско-правовой ответственности причинителя вреда является одним из видов юридической ответственности и определяется как санкция за противоправное поведение (правонарушение), как последствие, предусмотренное нормой права на случай ее несоблюдения . Следовательно, к возмещению вреда применимы общие основания привлечения к гражданско-правовой ответственности. Так, необходимым основанием гражданско-правовой ответственности является состав гражданского правонарушения как совокупность следующих условий: наличие вреда у потерпевшего; противоправность действий (бездействия) причинителя вреда; причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и вредом и, как правило, вина причинителя вреда. Наличие четырех перечисленных условий ответственности по деликтным обязательствам образует полный состав правонарушения .
     Представляется, что следует руководствоваться общими основаниями ответственности при разрешении вопроса о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом. Мы полагаем, что лица, пострадавшие при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, имеют право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, в объеме и размере, которые предусмотрены главой 59 ГК РФ, при одновременном сохранении права на получение единовременного пособия, предусмотренного ст. 21 Закона о противодействии терроризму, и других компенсационных выплат .
     В связи с тем, что объем и размер возмещения вреда, причиненного террористическим актом, в действующем законодательстве четко не урегулированы, в научной литературе высказываются разные точки зрения по этому вопросу. Например, О. Миронов считает, что в России "необходим единый федеральный стандарт оказания помощи членам семей погибших и иным пострадавшим от терактов, а также создание государственного и сети общественных фондов для возмещения вреда, причиненного жертвам подобных преступлений. Таким образом, нужен комплексный, системный подход, начиная от определения источника финансирования до законодательного урегулирования механизма возмещения ущерба, причиненного гражданам" . Точка зрения И. Трунова заключается в следующем: "В целом следует считать необходимым принятие Закона о государственной поддержке граждан РФ, пострадавших в результате террористических акций, совершенных на территории РФ. Концептуальными моментами этого Закона видятся: паритетное возмещение вреда из федерального и регионального бюджета; определение минимальных размеров выплат; определение сроков принятия решения о выплатах; перечень документов, которые граждане должны представлять для назначения выплат; определение сроков принятия решений о назначении выплат и исполнения этих решений; принцип полного возмещения вреда, в том числе морального"  (Трунов И.Л. Современные проблемы возмещения вреда, причиненного в результате терроризма // Юрист. 2003. N 1).
     Подводя итог, следует отметить, что определение объема, характера и размера возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, остается одной из самых дискуссионных проблем в настоящее время. Вопросов, возникающих в связи с возмещением вреда, причиненного в результате осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, и предложений по их разрешению достаточно много, и эта тема нуждается как в дальнейшем правовом регулировании, так и в теоретической разработке .






Список источников:


Нормативно-правовые и судебные акты:


1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.12.2012). URL: 2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.12.2012). URL: 3. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму". URL: 4. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 15.10.2012) "О статусе военнослужащих". URL: 5. Постановление Правительства РФ от 21.02.2008 N 105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом". URL: 6. Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 N 167 "О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества. URL: 7. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 22.11.2011) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"). URL: 8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"

Учебная и научная литература:


9. Агибалова Е.Н. Основание возникновения обязательства по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья работника: Лекция / Под общ. ред. проф. А.Я. Рыженкова. Элиста, 2008. С. 6 - 7, 20.
10. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.];под ред. А. П. Сергеева. – М. : РГ - Пресс, 2010. 800 с.
11. Мальсагов А.Т. Объем, характер и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом. URL: http://www.advocate-realty.ru/press/unitpress/?id=442281
12. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 20 марта 2003 года: Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений (Электронный ресурс) // http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0103.shtml (2008. 11 ноября).
13. Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / Под ред. И.Л. Трунова, Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 146.
14. Трофимов Е.Н., Файзрахманов Р.А. Об обеспечении гарантированного права на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 11. С. 74.
15. Трунов И.Л. Борьба с терроризмом: необходима адекватная компенсация вреда его жертвам // Журнал российского права. 2004. N 5.
16. Трунов И.Л. "Норд-Ост": процент возмещения вреда потерпевшим от терроризма // Уголовное право. 2004. N 1.
17. Трунов И.Л. Современные проблемы возмещения вреда, причиненного в результате терроризма // Юрист. 2003. N 1.