Ислам

Сергей Рыжков
Введение
Аллах
Вторая часть формулы
Как без неё обойтись
Дальше

Введение

Если Иисус Христос пришёл разделить человека с отцом его, Павел стремился победить блуд, то задача Мухаммеда заключалась во-первых в избавлении и предохранении человека от рабства, а во-вторых – в определении настоящего пути к спасению.

Тот, кто знакомится с исламом, может заметить, что положения этой религии, так сказать, очень современны, словно были написаны вчера.

Вот что, говорит Коран, например, о личной ответственности:

«Когда дело свершится, дьявол скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне»» (14:22).

«Он дает им обещания и возбуждает в них надежды. Но дьявол не обещает им ничего, кроме обольщения» (4:120).

«Или же они говорят: «Он сочинил его» (Коран). Скажи: «Если я сочинил его, то на мне лежит мой грех, но к вашим преступлениям я непричастен»» (11:35).

«Если я заблуждаюсь, то заблуждаюсь только во вред себе. Если же я следую прямым путем, то только благодаря тому, что внушил мне мой Господь» (34:50).

«Неверующие говорят тем, которые уверовали: «Следуйте нашим путем, и мы возьмем на себя ваши грехи». Они не возьмут на себя даже части их грехов. Воистину, они — лжецы» (29:12).

«Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя. Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (17:14-15). «Кто совершил грех, тот совершил его во вред себе» (4:111).

«Ни имущество, ни дети ничем не помогут перед Аллахом тем, которые не уверовали» (3:116).

«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил»» (23:99).

«То, что они расходуют в этой мирской жизни, подобно морозному (или завывающему; или огненному) ветру, который поразил ниву людей, поступивших несправедливо по отношению к себе, а затем погубил ее. Аллах не был несправедлив к ним — они сами поступали несправедливо по отношению к себе». (3:117).

«Любое благо, которое достается тебе, приходит от Аллаха. А любая беда, постигающая тебя, приходит от тебя самого» (4:79).

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел». (2:286)

«Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна» (53:39-41).

О страхе перед нищетой: «Дьявол угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (2:268).

Об ответственности за детей: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей — тяжкий грех» (17:31). Здесь речь идёт также и о духовных: смерти, нищете, пропитании.

О пути: «Каждому из вас Мы установили закон и путь» (5:48). «Каждый человек избирает свой путь» (17:84).

О священниках: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху». Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его» (3:79).

О спасении: «А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (17:19).

«Бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», — и для тех, кто умирает неверующим» (4:18).

А также:

«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя?» (2:44)

«Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг» (2:168)

«Мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом» (3:64)

Аллах – центральное положение ислама.

Аллах

Аллах – это «мой Бог». То есть принятие для себя Аллаха вовсе не означает, что я отвергаю моего Бога или вместе с ним и разных других богов, а признаю некоего неизвестного мне Аллаха, которого не знаю, и о котором только недавно услышал. Всё именно наоборот. Следует принимать своего Бога как Бога, а не других богов. Мекка, находившаяся во времена Мухаммеда на крупных торговых путях, была знакома с различными верованиями, и со множеством богов, разных народов. Но ещё важнее было то, что «боги» этих народов имели характер легендарный, традиционный. По существу, чаще всего это была вера в то во что верили родители, которые верили в то, во что верили их родители и так далее.
Неизбежно добавляя каждый раз различные искажения в попытках понять, во что же именно верил другой. При этом не задумываясь, почему он в это верил, но считая, что так и надо. И христиане здесь не были исключением, идущие словно бы к обетованию Христа, но нераскрытому, непонятому обетованию, а на практике, руководствуясь «будьте послушны родителям вашим во всём», приходящие к такому же рабству, что и везде, и оставаясь несчастными здесь, на Земле.

Быть послушным родителям во всём – это значит жить не своей жизнью, а чужой, поклоняться тому, что не знаешь, как не может человек знать до конца чужой жизни, и тем более чужих заблуждений. Мухаммед видит, что христианство, почему-то более сильное, чем другие религии, обещающее больше, чем они, несёт его народу, несмотря на это всё, несчастье, как и многим другим народам ранее. Что-то теряют эти народы, все эти люди, принадлежащие к ним. Христиане заблуждаются – вот его вывод; они сильны истиной, она лежит в основе, но они исказили её, и поэтому несут несчастье. Но у нас и без них есть то самое главное, что нам нужно, что мы не отдадим, и это главное – Бог.

Формула «нет Бога кроме Аллаха» означает «нет Бога кроме моего, и он же Бог единый». К родителям нужно быть добрым. А вот пытаться понять, во что верили родители или другие люди и пытаться верить в это – это путь к многобожию, каждый будет по-своему видеть то чего нет, так появляется множество различных «богов», которые даже могут носить одно имя, и всё это будут пути от веры.

«Не следуй тому, чего ты не знаешь» - говорит Мухаммед (17:36). «Когда ты поминаешь в Коране своего Единственного Господа, они отворачиваются, испытывая к этому отвращение» (17:42) – о многобожниках, они же неверующие или неверные.

«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем? Неверующие подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют». (2:170-171).

Или: «Ваш Бог — Бог Единственный. Но сердца тех, которые не верует в Последнюю жизнь, отрицают истину, а сами они — высокомерные гордецы. Когда им говорят: «Что ниспослал вам Господь?». — они говорят: «Это — легенды древних народов!». Пусть они понесут свою ношу целиком в Последний день, а также ношу тех невежд, которых они ввели в заблуждение. Как же отвратительна их ноша!» (15:22-25)

«Истина — от твоего Господа» - не раз повторяет Мухаммед (2:147, 3:60). И это один и тот же Бог для каждого. «У каждого есть сторона, куда он обращается лицом… Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе». (2:148). «Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный» (18:110). «Ваш Бог — Бог Единственный» - неоднократно повторяется в Коране.

Вторая часть формулы

Всё это – «есть мой Бог, это и есть Бог, Бог единый, и нет Бога кроме моего» – как глоток свежего воздуха для современников Мухаммеда, в том числе и для христиан. «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей» (5:83). Происходящее для них похоже на очищение учения Христа, его положения «Возлюби Господа Бога твоего», на котором «покоится весь закон». Осталось только верно завершить формулу, сказав, например: «и у каждого свой ближний, нет иного, и следует любить его как самого себя и искать свою жизнь в нём». А в незавершённом виде она почему-то не позволяет человеку совсем отвернуться от христианства, словно бы в нём осталось что-то ещё, важное. И в том числе от Павла, без которого, если понимать под «ближними» неопределённый круг лиц, обойтись не получается, как и без родителей.

Отвергнув «Павла» с его родителями и всех остальных «богов», родительских и иных, Мухаммед делает следующий шаг тот, что пытается выяснить это нечто самое главное в учении Христа, при чём не без определённого успеха. Но он сразу же впадает в то заблуждение, что утверждает, что Иисус не сообщил ничего нового, а лишь подтвердил в очередной раз истинность сказанного посланниками до него. «Мессия, сын Марьям, был всего лишь посланником. До него тоже были посланники» (5:75). «Вслед за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате (Торе). Он был верным руководством и увещеванием для богобоязненных». (5:46). Те же, кому сообщалась истина, искажали её, прятали от людей. «Когда они встречали верующих, то говорили: «Мы уверовали». Когда же они оставались наедине друг с другом, то говорили: «Неужели вы расскажете им о том, что открыл вам Аллах, чтобы они могли препираться с вами посредством этого перед вашим Господом? Неужели вы не уразумеете этого?» (2:76) – прямой упрёк апостолам. «Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к нему. Они говорят: «Это — от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха!» (3:78). «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками» (2:79). Мухаммед не детализирует, кто именно, когда и как исказил истину, важнее показать саму истину. «Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджил (Евангелие), которые прежде были руководством для людей. Он также ниспослал Различение (Коран)». (3:3-4).

Но что же есть истина? Мухаммед упрекает христиан в том, что они забыли о своём Боге, и о том, что единственный, и поэтому они несчастны. «Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения» (5:14). В частности, они решили, что Бог – это Иисус: «Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марьям» (5:17). Задаёт справедливый вопрос: почему же вы несчастны, если всё так как вы говорите?: «Иудеи и христиане сказали: «Мы — сыны Аллаха и Его возлюбленные». Скажи: «Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи?» (5:18). В этом вопросе по сути повторение вопроса об истине. «О люди Писания! Неужели вы упрекаете нас только в том, что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?» (5:59) Только в этом? Или есть что-то ещё?

Если Христос признаётся лишь посланником, подтвердившим лишь то, что было до него, а также «чтобы разъяснить вам часть того, относительно чего вы расходитесь во мнениях» (43:63), то отвергается и всё апостольское предание, не соответствующее тому, что было до Иисуса. То есть не только Павел, но и Иоанн, и в том числе вопрос самарянки у колодца «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?». Если закон у Мухаммеда лежит на том, что нужно любить Бога твоего, то вторая заповедь Иисуса теряется и исчезает, вместе с замечанием о подобии её первой. Как ведущая к блуду и многобожию, если понимать её неправильно. А с блудом боролся или «боролся» Павел, значит для устранения Павла и родителей её необходимо исключить, значит и она, по-видимому, есть одно из искажений «Писания».

Как без неё обойтись

Результат, который оказался бы достигнут таким образом, ни в коей мере не мог бы быть признан удовлетворительным, и был бы совершенно недостаточен для утверждения религии, если бы не очень точная, отсутствующая в христианстве, формула Рая, цели «праведной жизни» человека, приводимая Мухаммедом, которую Мухаммед в частности, противопоставляет программе Павла. Через блуд человек попадает в рабство, и блуд лучшее состояние, чем рабство, а родительская власть ещё лучше, как утверждает христианская церковь. Но человека из рабства нужно вести не в блуд и не в родительскую власть. Мухаммед: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения». (3:14) Какое же? «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». (3:15) «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. У них там будут очищенные супруги» (4:57). Вся суть последующего торжества ислама в последней фразе. Мухаммед обещает семью. Только это, несмотря на отвержение Павла и Христа, несмотря на упор на «моего Бога», позволяет его учению встать на равных с христианством, если не получить перевес – в вопросе счастья человека. Именно в этом обещании сила ислама. «Приблизится истинное обещание, и тогда закатятся взоры неверующих. Они скажут: «О горе нам! Мы беспечно относились к этому. Более того, мы были беззаконниками»» (21:97). В этом суть зелёного цвета знамени ислама – цвета жизни. Только после этого учение Мухаммеда могло бы именоваться собственно исламом, что в переводе приблизительно означает «путь к спасению».

Это то, чего не обещал никто, - супруги в раю, к тому же «очищенные», настоящие. Настоящую жизнь. Пусть не в этой жизни, хотя бы в той. Сказанное Иисусом «пребывают как ангелы на небесах» недостаточно уже потому, что немногим известно, как именно они там пребывают. Мухаммед сформулировал цель в явной форме, и пообещал её достижение. Впрочем её достижение и путь к спасению нераздельно связаны. Эта формулировка и это обещание, чем ислам превосходил, например, коммунистическую идеологию, то, за счёт чего он всегда её побеждал, где бы ни сталкивался с ней. Потому что она не обещала здесь человеку ровным счётом ничего. Да и сама коммунистическая идеология вряд ли стала чем-то большим, чем экономическая теория, если бы не мнение основателей коммунизма, что изменение производственных отношений приведёт к изменению общественных. И в первую очередь к изменению семьи. В этом же сила любой идеологии и любой религии, более или менее преуспевающей - она должна пытаться решить основной вопрос человека и делать это хотя бы насколько-нибудь успешно. А в идеале выявить основной закон, основную линию, «основную нить тайн».

Что останется от Рая ислама, если убрать «очищенных» супругов? А если даже одно только слово «очищенных»? Что в этом случае останется от всего ислама? Это касается любой религии, получившей сколь-нибудь широкое распространение. Так или иначе, с той или с другой стороны, а «ожидаемое», «желаемое» (как выразился апостол Павел по совсем другому поводу) для человека – всегда в первую очередь настоящая семья, и в этом он видит свой путь к спасению.

Дальше

«Иса сказал: «Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь» (17:36). Как видим, о ближнем ни слова. В «близких» же Мухаммед пытается ввести регламентацию, навести порядок: «В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие и мухаджиры, если только вы не сделаете добро своим друзьям. Так было записано в Писании (Хранимой скрижали)» (33:6).

Таким образом, если у христианской церкви понятие «ближнего» - слабое место, то его отсутствие в исламе - ещё более слабое, слабейшее место религии. Что касается вопросов брака, то ислам стремится подробно, более тщательно, чем христианство, регламентировать личные отношения людей, определить каким образом правильно вступать в брак. Установить правильный регламент. Мухаммед, говорит, в частности, после перечисления некоторых ограничений, связанных с бракосочетанием: «Таковы ограничения Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние» (4:13). А также: «А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно по истинному обещанию Аллаха. Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания» (4:122-123). В то же время Мухаммед осторожен: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного» (6:50), «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он» (6:59), допуская, что может быть что-то имеющее отношение к исламу, т.е. пути к спасению, но неизвестное ему, Мухаммеду.

«Очищенные» супруги из Рая – это те же самые люди, с которыми верующие вступили в брак в этой жизни? По-видимому, подразумевается, что да, только они будут по-иному относиться к вознаграждённому верующему, в них не будет того, что этому человеку могло бы не подходить, от чего чувствовал бы себя недостаточно счастливым, - «зла», и на этом месте появится все то, что нужно для счастья.
А если один супруг грешил, а второй был праведником, с кем же тогда праведник будет в Раю? Здесь решение видится в подборе обоих супругов верующих, близких по возрасту и общественному положению, может быть близких чем-то ещё, то есть снова предлагается искусственный вариант. Хотя настоящее решение очень близко.

Положение о «ближнем» - наиболее сильная часть учения Христа, самая важная его часть. Она основа тому, что «Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (76:6) и «Господь их напоит их чистым напитком» (76:21). Устранение этого понятия делает поставленную задачу нерешаемой в рамках религии. Введение же его даёт для решения твёрдую основу, делает религию истинной. «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас» (3:64»). Христианство должно быть религией, основанной на истине, высказанной Иисусом, а ислам – религией, показывающей прямой путь к спасению. Формула Иисуса «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего как самого себя», оставшаяся непонятой в христианстве - том, которое мы знаем - и дополненная ближним формула ислама очень близки, а истинный ислам, т.е. истинный путь к спасению, и истинное христианство ничем не отличаются друг от друга, это одно и то же, религия истины, которая проглядывает в своих отражениях на Земле сквозь искажения, как в стихотворении:

«То, что природой создано – мерцает, что человеком сделано – блестит…».

***

«Однако Мы бросаем истину в ложь, и та разбивается и исчезает» (Коран, 21:18)