Берегись юза

Александр Моралевич
Товарищ,   не   откажите   мне  во   внимании. Позвольте   приковать  к   его   на   четверть   часа   животрепещущей    вопиющести.

Всяк   живущий   на   земле   боится   то   того,   то  сего. Кто   боится   лягушек. Кто – участкового. Кто – онкологии. Нет   числа   разнородности   человеческих  боязней   и   страхов.

Я   тоже   боюсь. Я   боюсь   человеческого   автоматизма   поступать   или   оценивать   события   как – либо   однообразно. Думать  о   том  ли,  о   сем   ли   всю   жизнь  неизменно. Я  боюсь   не  переоценок   ценностей,   которые   многим   производить  просто  лень,   если   за   этим   не   стоит   ничего   зловреднее.

Человек   шагает   по   улице. Совершенно   наш   человек,   плательщик,   кружковый  самообразованец,   семьянин. И  вот   приходит   несчастье:   открыт   люк   мясного  отдела   в   гастрономическом   магазине. И   человек   сверзается   в  люк,   с   грохотом,   вниз  головою   скользит   по   обитому   жестью   пандусу,   вылетая   к   мясникам   на   разделочную  колоду.

Что  с  ним   будет   у   мясников?  Страшное   дело  автоматизм.

Но   все   зависало   авторское  перо  над   бумагой,  а  не   касалось   бумаги. Может,   зря   затевать   все  это   писание?  Может,  единично   это   мое   отвращение   и   легкий   ужас   к   автоматизму   деяний.

Не   единично. И  вот   я   пишу.  А   разделял   мои   страхи  Дружинин  Ю.   из  Ухты. Он   жертва   автоматизма   в   оценках   духовной   своей   категории.

Папа   тов.  Дружинина,   сообщает   он   доверительно,   был   мещанином.  Мама  тоже. Себя   товарищ  Дружинин   считает  тоже  мещанином – преемственность   поколений.

А  теперь   поковыряемся   маленько   в  вопросе.

Да,   может быть,  ветхозаветные   мещане   где – нибудь   в  Богодухове   или  Торжке  были   унылыми   лабазниками,  мастерами   подсолнечного  досуга. Сядут,   бывало,   бабуля   с  дедулей   под  древовидной  геранью   да   столь   нагрызут   скорлупок   за  вечер, что,  выложи   их   в   Арктике   темными   сторонками   кверху,  покроют   они   всю   Арктику,   и   потает   ледовая   шапка  земли,   и  второй   настанет   потоп.

Да,   скудны    духовными   устремлениями   были   бабушка   с   дедушкой. Намнут   гречишных   блинов,   почешет   дедушка   меж   лопаток  костяным   крючочком   китайской  работы,  перекрестятся   оба – два  на   икону  «Двунадесятые   праздники»   да   и  в   кровать   с   железными   шашечками.

А   что    выходит   в  силу   автоматизма? Так   называемая   интеллигенция,   привыкши  травить   мещанина,  привыкши   считать,  что  в  мещанине   ничто   измениться   не   может,   продолжала   шпынять   мещанина  «мурлом»,   геранью,  периной   и  семечками.   Тогда   как?  Мещанин   уже   вовсю   крутил   патефон,  пасынковал   зарубежное   растение   фикус  и,   приходя   со   службы,  был   уже   значительно   выше   того,   чтобы    просто   слоняться   по   квартире,   приставать   к   членам   семьи.

Да,   сказать   этим   интеллигентам,   уклоняющимся  от   переоценок, -мещанин   выписывал   уже  и   газеты. Вы   спросите   его   про   инициалы  Папанина,   и   он   вам   твердо   скажет:
-И.Д.

Также   радио   висело  у  мещанина   на  стенке,  и   рубаху   распояской   давно   не  носил,  и   наливками  не   пробавляется – пьет   государственную   продукции.,   подсолнухи   не   грызет,   и  работает   в  самых  разнообразных   сферах,  вплоть   до   дипломатической. А  ему  все   кричат:
-Мурло!  Мещанин!

Граждане   автоматисты   и  непереоценщики,  вы   неправы.  Зря   кричите   вы   о   «мурле»   товарищу   Дружинину  их  Ухты. Что  там   дедушка  или  бабушка!  Даже   по  сравнению   с   батюшкой   и  матушкой   совершил   он   грандиозный   духовный   скачек.

Просим   встать   к   зеркалу,  вы,   уничтожители   мещанского   достоинства:   чем   вы   лучше?   У   вас   башмак   на  платформе?   У   мещанина   ж   еще   платформистей.  А   что   за   мерзость,  чем  же  это  пахнет   от  вас?   Да   никак   лосьончиком  «Чебурашка»?   А   от   мещанина   пахнет   не   менее,   чем   шампунем   «Париж-суар-партуз».   И   рубашка – батник   на  нем   типа  «челленджер»,   и   часишки.   электронные    взамен  механических.

И   какая   уж   там   герань,   дорогой    дружок   обличитель. У   мещанина  от   герани   теперь  аллергия,   герань   для   него   аллерген. Разве   что    изысканные   сорта   орхидей   из  Латинской  Америки   разводит   нынче   мурло,  из  тех,   что   растут   на   востоке    бразильского   штата   Рио   Гранде   де-Сул.

И  давайте  посрамимся    в  смысле   образовательных   цензов.

У   вас   что,  педагогический?   А   у   нас   университет,   биофак.

Ах,   вы  еще   в   самодеятельности   шлифуете   голосовые   связки   самодельным   бельканто? А  у   нас   два  курса  консерватории   по  классу   рояля.  Ушел,   покинул  ввиду   крепитации   пальцев.  Иностранный  язык?  Да  так,   владеем   маленько  латынью!   Или   предпочитаете   пообщаться   на  наречии   индейцев – тлинкитов?   У   нас   как  раз   подоспела   диссертация   по  этой   тематике

Также:   что  это,   мы   стоим   да   стоим?  Это   мотоцикл  «Иж-Планета»?   не   сезон   уже   ездить   на  мотоциклах,  вот   и  осадки   идут   в  виде   мокрого  снега. А   сядемте   в  мой   автомобиль  ВАЗ.  Вы   где  живете?   В  Бибиреве,  в   седьмой   части   света?   А   я  тут   недалечко,   перебиваюсь   на   улице  Герцена. Заедем?

Да-с,   вот   и  мой   очаг. Здесь   наращиваю   свое   мурло. Ну,   перестаньте   же   шарить   взглядом,   я   знаю,  что   вы   высматриваете:   рыжую  физгармонию,   на   которой   в   праздник   пасхи  я  играю  «Разлуку».  Нету!   Заменил   аудиорамной   квадрифонической  установкой  «БЕО – супер».   Это  как   раз   звучит   Бадди  Рич,  «Засада   в   Килиманджаро». Алкоголик,  наркоман,  хулиган,   а   дарования   до   небес.  Хотите,   прокрутим   что   поинтеллектуальней?  Хотя   бы   Карла-Гейнца   Штокхаузена,  «Гимны». За  милую  душу.  И  присядем.   Так   о   чем   мы  с   вами   поговори    за  рюмочкой   «Иоганнисбергера   Лангенберга». Кстати,   помогите,   а   то   я,  мурло   и   передвижная   небокоптильня,   что-то   запамятовал.   Точно  помню,   что   у   летнего   чижа  3869  перьев,   а  вот   у  зимнего – не  то   5894,   не  то   5893.   Не  подскажите?  Люблю   точность   превыше   всего.   И   еще:   как   точно   назывался   кинофильм – Леди   Гамильтон»   или  Люда  Гамильтон»?   Знаете  ли   поспорил   со   своей  собакой,   такой  смышленый  у  меня  пес.  Чау – чау.  Он  говорит  «Люда».

И   бегут  в   панике   непереоценщики   и   критиканы   от  мещанина,   скача   вниз   через   пять   ступеней,   и  вслед   им   несется:
           -Для   общего  развития   книжечку   почитать  не  возмете?  Да   не  «Исмагил,   шах  турецкий»,  не   лубок.   Мне  Кафочка   полностью   поступил,   издание   «Харпер  и  Роу».

Не   иначе. И   сидят  непереоценщики  на   осенней   скамье,   поздние   листья   в  косом   полете   ложатся   на  скользкие  мостовые,   где   расставлены   в   пределах  видимости   по   прямой   таблички   транспортников  «БЕРЕГИЗЬ   ЮЗА!».

И   первым – нет,   он  никак   не   софист! -   говорит   с   надрывом   и  злобной   запальчивостью   самый   горячий:
            -Да  ведь   видно  было  аж   за  версту,   что   встретился  нам  мещанин   с  подоплекой   из   цинизма   и   гадкости!
            -А   поди – кА   высвети  его,   что   он   гад. Ты   мотивируй.

Тут   приводится   мотивация,  что  не   дерзновенен   нынешний  мещанин,   а   во  всем   выжидателен. Держит  нос  по   ветру.

Что   расчетлив   до  тошнотворности.

Написал   научный   труд  за  начальника.

Что   бороду   завел – точь – в - точь  как   у  начальника.

И   восьмой   сезон   окуривает   от  тли  сад  начальника..

И  манеру   два  раза   ухать   после   выпития   рюмки   перенял   у   начальника.

И   если   уж   взорвется   идеей,   то   никак   не   большой   идеей,   чем    разместить   на  банкете   столы   не   буквой  «Т»  или   «П»,   как   принято,   а  буквой  «Ф»,  потому   что   начальник   их – Фирдоусов.

И   текучесть   кадров  в   действии   демонстрирует   начальник   кому  угодно,  но   не   такому   светскому  льву.

И   этот – то   светский  лев  с   квадрифонией,   отпочковавшийся   от   кровати   с   шишечками   и   патефона,   все – таки   более  всех   годен  вымахать  в   светскую  гиену,   отягощенную   приязнью   к   клятвоотступничеству,   подхалимажу,   продажности   и   собирательно – к   сволочност.

И   расходятся  непереоценщики   ценностей,   но   все – таки   что – то   грызет   непереоценщиков   ценностей   применительно   к  мещанину.  Тут   все   же  сбитые   в   чем – то  с   позиций,  думают   люди:  Дружинин,  мещанин  из   Ухты,   частично  все – таки   прав.  Мещанин – он   видоизменился,  и   в   опасную   для   общества  сторону,  но,  может   все – таки   осовременить  название?   Может,   мещанист?  Мещанизатор?  Мещанер?

Мещанавт!


                1978 год.