пипка при пожаре

Сергей Ничипорюк
- Не люблю я военморов, - задумчиво сказал нам старый моряк Михалыч. Затем неторопливо пояснил, что к этой категории он относит не бравых старшин и матросов, не доблестных офицеров, адмиралов или мичманов. Эти мужественные люди службу несут нелегкую. Но есть бюрократы с якорями на чёрных пиджаках, ибо назвать их форменную одежду тужуркой весьма неточно. Обычно такие служат от лейтенанта до капитана третьего ранга не отходя от стенки. Или, при особой удаче, не отрывая от сидения служебного кресла сильно располневшей спины.

Такую историю поведал Михалыч, когда спросили у него про звания воинские. Он уже много лет служил на флоте торговом. Нашивки на рукавах широкие, знак за безаварийную работу на мундире синем говорил для понимающих людей больше, чем планки наградные у военморов. Тем паче, что все они от медалей юбилейных или за выслугу лет.

- Остался я старлеем запаса, - продолжил Михалыч. – Был я после окончания института на сборах. После присвоили лейтенанта. Через положенное время вызвали на сборы. Как раз после рейса повестка пришла. Мне хотелось дома с дочками посидеть, но военком решил по-другому…

В группе моряков, кроме меня, были несколько рыбаков. Уж это трижды моряки. Когда в шторм запрещают военным даже отходить от стенки причальной, капитаны торговых судов сами решают, что делать, а рыбаки идут за рыбой. Если рыборазведка сообщает о косяке сельди или кильки. Так что зря этих ребят за глаза «тюлькин флот» называют.

Рыбаков гоняли преподаватели нещадно. Как  потом выяснилось, один из них на первом занятии обратился с рапортом: «Товарищ капитан второго сорта…». Спутал привычный «сорт» с редким словом  «ранг».

- Я таких промахов не допускал, - гордо заявил Михалыч.

Но вот стал рассказывать о действиях экипажа при пожаре:

- Сам-то я и матросом, и боцманом, и штурманом в учебных тревогах регулярно участвовал. Да и свой экипаж гонял нещадно. Даже случилось соседнюю посудину тушить. Мои ребята, хотя меня и не особо любили за разные учебные тревоги, но дело своё знали. Так вот, говорю я этому «капитану второго сорта», что матрос достаёт из ящика со шлангом пипку. Так этим словом конус металлический, что брезентовый шланг завершает звали мои наставники на торговом флоте.

Что тут началось! Военмор закричал, что пипку из штанов достают двумя пальцами. А двумя руками держат пожарный ствол. До этого я убеждён был, что  ствол – это у орудия главного калибра, пулемёта, у пистолета, на худой конец.
Все, кроме меня и рыбаков, переподготовку прошли ускоренно. Конечно, за свои знания, а не за сувениры заграничные. Звания очередные нам всё-таки присвоили. После этого забыли на много лет. А когда вспомнили – уже пришла пора снимать с учёта по возрасту. Так и остался старшим лейтенантом с нашивками гражданского адмирала.