Я счастлива, что была женой советского офицера

Лилия Гнатюк
Моё ваступление в   Москве 6 октября 2012 года в Центральном музее Российской Армии в честь 65-ой годовщины Даугавпилского высшего военного авиационного инженерного училища.               

     Дорогие товарищи, друзья, сослуживцы! 
От всей души поздравляю  Вас с юбилеем нашего Даугавпилского высшего военного авиационного инженерного  училища!
Я, Лилия Гнатюк, в девичестве  –  Химочкина,  вдова подполковника Анатолия Иосифовича Гнатюка, выпускника - 1961 года.
Сегодня я говорю не только  от себя лично, но и от всех жён военных. 
Немного расскажу о себе, о нашей военной службе,  о нас,  женщинах -  ваших спутницах.
Ведь мы, жёны:  ваши  верные подруги, заботливые матери и, к  сожалению, многие уже  вдовы.
После окончания офицерских курсов в городе Слониме в Белоруссии в 1946 году моего отчима посылают служить в Крепость в Двинское военное училище, мне в ту пору было два года. И всё моё детство и юность прошли под звуки строевой песни.
В свободное, от учёбы, время,  курсантов училища можно было видеть  повсюду: на улицах, в парке, на валах.     Мама  моя всю свою трудовую жизнь проработала в училище, сначала в курсантской  столовой, затем  в офицерском клубе, потом на почте. 
В 1951 году я поступила в первый класс крепостной школы,  в школе занималась спортом.  Впоследствии была в сборной команде Латвии по плаванию. Став старшеклассницей участвовала в курсантском ансамбле песни и пляски. С концертами мы объездили все школы и клубы города и везде нас принимали с большим теплом.
Окна нашей школы как раз выходили на плац, где курсанты ежедневно оттачивали строевой шаг.
Мы, школьницы взрослели и, уже витали в облаках. Из окон класса посматривали на симпатичных курсантиков. И какая там химия из уст учителя? Химия уже подстерегала нас в наших юных сердцах!
Я хорошо помню курсантские вечера, особенно 31 декабря 1960 года, где я была в костюме "Бабы Яги" и получила приз.      
Крепостная школа была сильной, за многие годы выпустилось  много медалистов. По окончании школы многие мальчики  учились в нашем же училище, другие разлетались в разные города нашей страны. Школьные знания были такими глубокими, что выпускники запросто поступали и в столичные вузы.  Сейчас среди выпускников нашей школы  много замечательных людей: врачей, учителей,  учёных,  профессоров, военноначальников.      
А сколько же  красивых, умных и талантливых  девочек учились в стенах нашей школы. А    курсанты училища были  частыми гостями на школьных  вечерах.    Многие девушки мечтали выйти замуж непременно за  курсанта. Военная форма была красивой – голубые петлицы сливались с голубым небом, а иногда и с голубыми глазами возлюбленного.
И скольких  же наших, крепостных  девушек,  они увезли с собой служить в отдалённые места. Там, вдали от родных,  молоденькие жёны порою тосковали. Многие не выдерживали трудностей военной службы и возвращались домой.
Я, вот тоже, полюбила голубоглазенького  курсантика с Украины, и по выпуску, в 1961 году вышла за него замуж.
Увёз он меня, семнадцатилетнюю, в казахские степи,  на  военный  испытательный полигон.  Через всю страну, семь суток  с любимым – ничего не страшно, даже  интересно: новые места, новые люди,  озеро Балхаш и бескрайние степи с красными тюльпанами.
Так началась наша служба в ПВО страны, его ракетная составляющая. 
Конечно, мне тоже сразу было трудно оторваться от родительского гнёздышка:  глупенькая я,  взяла на память с собой кусочек Крепости – красный кирпич, найденный мною на развалинах  будто кусочек родины,  как приданное,   хотя родилась я во Франция, в городе Лилль, где  моя мама во время войны была в концлагере.  На кирпиче  были выбиты цифры - 1811 год, год постройки крепости.  Долго я его возила по съёмным  мазанкам в Сары-Шагане, пока он где-то  не сгубился. 
Родились у нас там два сына, первенцу  уже 50 лет, второму - 45.
Затем служили в Капустине Яре,  в  Зеленогорске, в  ГДР -  одним словом,  судьба нас бросала из гарнизона в гарнизон. Зачастую, жёнам негде было работать или работали не по специальности, вечная нехватка денег,  неустроенный быт, кечевская железная кровать,  столом часто служил  картонный  чемодан, а вместо скатерти – газета.
Служба порою была такой невыносимой, все военные  помнят:  дежурства, тревоги и  тревожный чемоданчик с последней десятирублёвкой,  которую ни в коем случае нельзя было брать и как всегда,  не хватало трёх рублей до получки, до 13 числа.   
А солдатики….
Мы  считали их своими детьми. Жёны офицеров навещали солдатиков в казармах,  устраивали  КВНы,  на праздники пекли пироги.   
Трудная служба только сближала молодые семьи. Крепла любовь, вырастали дети в любви, в тепле, поэтому, большей частью сыновья шли по стопам отцов. Как и все жёны, я тоже растила детей,  помогала мужу в службе. По сути своей, мы несли службу наравне с мужьями, только служба наша заключалась не в защите родины, а в заботе о семье. И недаром,  есть в одной песне замечательные слова:

  Носишь ты офицерское званье.
  Я служу офицерской женой…

  Особенно было трудно на Балхаше.  Ведь это первое место нашей службы и вдали от родного дома сильно чувствовалась отдалённость, резко-континентальный климат - весной тучами, летающая, мошкара, летом -  невыносимая жара, ужасающие скорпионы, зимой стужа, да такая, что обжигающий ветер сбивает с ног. И когда, в сильный мороз  идёшь, вспоминая родную Крепость и, ненароком, выкатится слеза, она тут же превращалась в льдинку.
 Порою мужья месяцами были в командировках,  а жёны с детьми с нетерпением ждали их возвращения. Вот как пишет в своём сборнике стихов о тех местах и о том времени полковник в отставке Пётр Гутченко из Петродворца:

 "Служили, получали звёзды,
 Крепили ПВО страны,
 И часто пустовали гнёзда,
 Не виноваты в этом мы!

 Для службы всё сыны отдали,
 Нет, не хотели мы папах,
 Любить и жить хотелось с Вами,
 Не нужен был седой Балхаш.

 Простите жёны, дети наши,
 Не развернуть, что было, вспять.
 Не создали мы жизни краше.
 Родные, дайте Вас обнять.

 Да, нелегко было нашим мужьям и нам жёнам тоже. 

 Но, ни одного дня я не пожалела, что вышла замуж за курсанта и  горжусь, что была женой советского офицера.
  Офицеры это оплот нашего общества. И все военные  училища и в частности наше, крепостное,  готовило военных специалистов, потому что есть такая профессия -  Родину защищать!
  Армейская служба иногда преподносила и сюрпризы.   Вот, к примеру,  у нас в  Капустине-Яре в 1972 году в роте обслуживания, у моего мужа - замполита,  служил  один солдат, артист – Аристарх Ливанов.  Его  сразу полюбили все:   солдаты,  офицеры, жёны.   Избрали его комсомольским вожаком и, наша часть сразу стала образцовой.   Потом,  он говорил, что   служба  в советской  армии очень помогала ему играть в фильмах  людей в военной форме. Наша дружба с ним продолжается и, по сей день.
 Теперь я живу на берегах Невы. Бабушка четырёх внуков и, к сожалению,  уже вдова.
 Хочу обратиться к вам, дорогие товарищи, может быть, здесь есть  однокурсники, однополчане моего мужа, Гнатюка Анатолия Иосифовича?  Пожалуйста, отзовитесь!   
  Если здесь присутствуют мои одноклассники, крепостные мальчики, которые помнят меня, хотелось бы с ними сегодня встретиться и вспомнить нашу молодость – Крепость,   валы, пушки, парк, в центре которого, фонтан  в цепях, весеннюю буйно - цветущую сирень и  резную голубую  беседку,  в которой когда-то сразу, после войны, под духовой оркестр танцевали наши молоденькие мамы, -  всё то, что так мило сердцу моему и  вашему - уверена,  тоже!   
  О своей жизни, о военной службе, о военном долге, о преданности Родине, об офицерской чести я написала книгу «Исповедь жены офицера».   
 Я и сейчас  активно участвую в жизни военных, только теперь военных   пенсионеров, член Женсовета при Офицерском Собрании в городе Колпино, городе Воинской Славы.

 Время неумолимо, и мы  сожалеем, что многих, кто имел отношение к этому юбилею,  уже нет с нами.

 Светлая им память, мы их помним и любим!

 В заключение,  скажу от всех офицерских жён.

 Мы счастливы,  что мы есть и были жёнами советских офицеров, что разделяли все тяготы их службы и,  это составило счастье нашей жизни.