Гнездо журавля

Вадим Светашов
                Гнездо журавля.

                Посчастливилось однажды найти гнездо журавля. Необходимо мне было перейти  из одного участка леса в другой через болото. Вообще-то это место болотом назвать можно лишь условно: обширная кочковатая поляна весной заливалась талыми водами, а к концу лета пересыхало почти полностью. Вторая половина мая, жарко светило весеннее солнце, яркими бликами отражаясь в воде, воздух звенел от птичьих голосов. Вода стояла невысоко, едва в полколена, дно между кочками плотное, твёрдое, поэтому передвигаться труда не доставляло, хотя слегу я вырезал и постоянно ощупывал дно перед собой.
                Неожиданно, метрах в тридцати впереди, увидел большую птицу, которая как бы кралась среди кочек, низко опустив голову на длинной шее и подгибая голенастые ноги. Конечно же я сразу узнал журавля, но его поведение показалось странным. Журавль – птица очень осторожная, близко человека не подпускает и как только завидит его, немедленно старается улететь с громким трубным криком. Значит что-то неладно! Птица наверное больна или ранена, а может быть… гнездо?! Да, скорее всего последнее, так как птица не удалялась, а обходила меня полукругом, не особенно прячась за высокими кочками.
                Все мои планы оказались забытыми и я планомерно стал осматривать кочки. Чтобы не потерять место, где я увидел журавля, повесил на чахлую берёзку рюкзак как ориентир. Примерно через полчаса поиски увенчались успехом: среди редкого тростника на высокой и широкой кочке, в неглубокой ямке, скудно выстланной сухими листьями осоки и какими-то корешками, лежали два крупных яйца буровато-зелёного цвета, сплошь покрытые расплывчатыми серыми и лиловыми пятнами. Тщательно обмерив и записав  размеры яиц и гнезда, решил проверить степень засиженности яиц. Опустил одно яйцо в воду и оно сразу наполовину всплыло: значит скоро вылупятся птенцы. Яйцо насухо обтёр, погрел в ладонях и опустил обратно. Журавль не делал никаких попыток напасть или отвести от гнезда, а лишь молча наблюдал, присев между кочек. Прилетел второй журавль, опустился невдалеке от первого, что-то тихо курлыкнул и замер. Отличить кто из них самец, а кто самка было невозможно: уж очень они похожи. Я знал о том, что журавли образуют пары на всю жизнь, вместе насиживают кладку и заботятся о потомстве до самого отлёта в тёплые края. Только гибель одного  из них может изменить это правило.
                Через два дня я снова посетил это болотце. Журавль неподвижно сидел на гнездовой кочке, высоко подняв голову. Если бы я не знал где расположено гнездо, ни за что бы не увидел птицу: оперение сливалось с серо-бурой прошлогодней осокой, шея напоминала сухой ствол небольшого деревца, да и покачивающийся под слабым ветерком редкий тростник с серыми метёлками наверху мешал сосредоточить зрение на какой либо конкретной точке. Подходить ближе к гнезду не решился и тихо скрылся в лесу.
                Через неделю опять проверил гнездо, но оно было ужу пустое. Рядом с кочкой под водой лежали два осколка яичной скорлупы. Значит птенцы благополучно вывелись и покинули это место, отправляясь в неведомое. Жизнь продолжается!