Заслуженный художник России Иван Харченко

Вячеслав Суханов
Арт-Inside
Запись Ольги Серокуровой. Литературная обработка Вячеслава Суханова

Иван ХАРЧЕНКО:
СУДЬБОНОСНЫЕ ВСТРЕЧИ

Пообщаться с художником в его святая святых – мастерской – это возможность по-другому осмыслить творчество, философию мастера. Вообще стены мастерской не очень располагают к диалогу – хочется меньше говорить, а больше смотреть, слушать, размышлять. Встреча с заслуженным художником России Иваном Харченко - тому подтверждение. Мы с удовольствием делимся с нашими читателями историями, рассказанными Иваном Ивановичем в стенах его мастерской.

Родня

- Почти все мои родственники живут на Кубани, в станице Полтавская. Сам я из рабоче-крестьянской семьи. Хотя мои родители были далеки от искусства, но все же в нашей семье не было равнодушия к красоте. Мама очень любила цветы и выращивала их в нашем саду. Отец был кузнецом, и его мастерство ценили в станице. Плюс в каждом поколении нашей семьи всегда был кто-то, «зараженный» склонностью к художественному творчеству. Например, у мамы был брат - Федор Федорович Лях. Он воевал, а после войны окончил скульптурное отделение Строгановского училища, затем – отделение искусствоведения исторического факультета МГУ. Так случилось, что он работал в Троице-Сергиевской лавре, готовил будущих реставраторов под руководством знаменитого Балдина, а после этого – скульптором-реставратором в Научно-реставрационном центре имени И.Э.Грабаря в Москве. Именно он поддержал меня, когда я приехал в Москву учиться.

Дяди нет уже больше двадцати лет, но я до сих пор вспоминаю его с благодарностью. И не только я: делом его жизни был памятник героине Отечественной войны 1812 года, кавалерист-девице Надежде Дуровой, над которым он работал много лет. Памятник этот был установлен в г. Елабуге, на родине Дуровой, уже после смерти автора. Федор Федорович Лях стал почетным гражданином Елабуги, а его конная скульптура стала не только памятником Надежде Дуровой, но и «визитной карточкой» города.


Детство

Родился я на хуторе с красивым названием Ангелинский. Я был старшим из четверых детей. Потом мы переехали в большую станицу Полтавскую (население 25 тысяч человек). Оказалась, что у станицы была кровавая история, о которой я узнал гораздо позже. Казаки этой станицы во время Гражданской войны воевали на стороне красных. Когда победила Советская власть, наступило время, когда эта же власть начала отбирать у них землю. Они устроили бунт, но оружия у них уже не было. Из Ставропольского края пригнали эшелон красноармейцев, которым сказали, что здесь засели контрреволюционеры. Силы были неравные – мужиков всех расстреляли, а женщин, детей и стариков погрузили в эшелон и отправили на поселение в Казахстан и в Сибирь. Мало кто выжил. В Казахстане до сих пор есть станица Полтавская - в память кубанской станицы. Красные переименовали станицу на Кубани в Красноармейскую. Сейчас же станице вернули старое имя – Полтавская.
В станичной школе у нас были замечательные учителя, правда, не совсем для меня - практически весь класс увлекался математикой и физикой, рисовал один я. Мои одноклассники мечтали о технических вузах, а я копировал картины наших классиков по репродукциям, изучал историю искусств и хотел стать художником. Когда мы уже заканчивали 10 класс – это было при Хрущеве – случилась реформа школьного образования: придумали одиннадцатилетку. В нашем регионе программа 11 класса была нацелена на то, чтобы мы все остались работать в сельском хозяйстве. В последний учебный год мы учились разбирать и собирать трактор, изучали животноводство. Но, как иногда случается в жизни, в итоге получилось все наоборот. Ведь продолжалось изучение и основных школьных предметов. За этот дополнительный год наши замечательные преподаватели так подготовили всех ребят, что они из станицы сразу поступили в столицу, в Москву, а также в вузы Краснодара, Казани, Харькова и Питера…

Педагоги и педагогика

Я поступил в Технологический институт в Москве, на художественно-технологическое отделение. И тут мне в очередной раз повезло с преподавателем. Евгений Коваленко, профессор, заслуженный деятель искусств, был известным театральным художником, работал с такими выдающимися режиссерами, как Охлопков и Таиров. Он многому меня научил.
Сам я не собирался становиться педагогом, так как по натуре я человек застенчивый, выходить на сцену для меня - «страшное дело». Но так распорядилась судьба, что после института я три года преподавал живопись и композицию в Ставропольском художественном училище. Работал на 2,5 ставки, руководил дипломниками. Еще умудрялся создавать творческие композиции и выставляться.
В Ставрополе я познакомился с художником Станиславом Гончаровым. Благодаря этому знакомству я и оказался в Сергиевом Посаде. Он перебрался сюда, став здесь одним из самых заметных художников города. Именно от него я и узнал, что местному техникуму игрушки нужен преподаватель. Этой работе я отдал более пятнадцати лет. Среди моих учеников – много наших активно работающих художников, например, Валерий Воробьев и Татьяна Киселева.
Преподавание и педагогика всегда были частью моей жизни. Даже когда я уже ушел из техникума и работал в художественно-производственной мастерской.
Помню, мне дали мастерскую над рестораном «Север». Однажды ко мне пришла мама девочки, которая три раза поступала в художественный институт и никак не могла поступить, и стала уговаривать позаниматься с дочкой. Я сдался – согласился. Но когда увидел ее работы, то пришел в ужас, потому что у девушки напрочь отсутствовало чувство цвета. И тогда я решился на эксперимент – попробовал научить ее некоторым профессиональным хитростям. Объяснить, каким именно, в одном интервью сложно – надо знать историю живописи. В общем, я поделился с ученицей некоторыми секретами, и это помогло ей, в конечном счете, поступить в институт… А совсем недавно моя супруга нашла в Интернете статью о ней, в которой говорится, что такая-то, известная в Лос-Анжелесе художница, училась у знаменитого художника Ивана Харченко (смеется).
То есть, люди сами часто находят себе учителей. Меня, в свою очередь, многим премудростям профессии научил один питерский художник, заслуженный художник России Юрий Скориков. Я познакомился с ним, когда попал в Дом творчества в г. Горячий Ключ. Он сам постоянно искал ответы на вопрос, почему сейчас не могут писать так, как раньше, например, в эпоху Возрождения, и глубоко «копал» историю искусств. Своими открытиями и находками он делился с нами, желающими постичь секреты техники старых мастеров, за что я ему сейчас очень благодарен…

Гобелен для Эльдара Рязанова

Для своей дипломной работы, гобелена «Рождение звезды», я вынужден был целый год копить деньги на оплату его исполнения в материале. Хотя я учился на «отлично» и получал повышенную стипендию, мне приходилось работать дворником и экономить на всем. Позже, когда я опять очень нуждался в средствах, мне пришлось сдать гобелен в московский художественный салон на продажу. И потом я узнал от продавцов, что мою работу купил Эльдар Рязанов, уже тогда известный кинорежиссер…

У них и у нас

Моя жена преподает русский язык иностранным студентам. Последние три года - в Московской духовной академии. А раньше, после окончания филологического факультета МГУ, она много лет работала там же, на кафедре русского языка для иностранных учащихся. Ее работа была связана с поездками за границу. И был довольно длительный период, четыре года, когда жена преподавала в университете в Германии, в городе Киле. Так у меня появилась возможность некоторое время пожить в Европе, проехать Италию от Венеции до Неаполя, посетить все значительные музеи Франции, Англии, Голландии, Австрии и других стран и увидеть своими глазами шедевры мирового искусства, которые до этого были знакомы мне только по альбомам.
В тот «европейский» период моей жизни меня неизбежно часто спрашивали, не хотел бы я остаться жить на Западе. И хотя я сделал несколько выставок в Германии, вызвавших интерес у публики и положительные отзывы в прессе, я ощущал, что мои темы не могут быть глубоко восприняты. Более того, даже при отборе работ для выставок, владельцы галерей предпочитали избегать работ на исторические темы, предпочитая в живописи пейзажи, а из батиков – более декоративные вещи. Такие работы, как, например, «За землю русскую», вызывали интерес и даже восторг своей масштабностью и художественным решением, но смущали их отчетливой патриотической направленностью.
Я много писал в Германии, Франции, Швеции, Дании и других европейских странах и до сих пор время от времени выставляю эти работы. Но возвращаясь в Россию, я всегда ощущал, что мне гораздо интереснее работать здесь, дома. Меня питает именно эта земля. Здесь я могу не только передать взгляд человека, пытающегося постичь иную культуру - здесь я могу выразить свой взгляд и свои чувства по поводу особого положения нашей страны, расположенной между Востоком и Западом, о ее месте в мировом развитии, размышлять о русской истории, ее трагических и героических событиях.

Батик

Думаю, я единственный художник в нашей стране, кто воплощает в технике батика исторические и философские темы. Текстилем обычно занимаются женщины, и их работы чаще декоративны и орнаментальны, а излюбленные сюжеты – деревья, бабочки, цветы. А у меня есть несколько панно, посвященных войнам (войне с Наполеоном, Великой Отечественной войне). Есть большое панно «Земное эхо космических бурь». Есть целая серия работ, связанных с образом и деятельностью преподобного Сергия Радонежского.
Кстати, то, что я оказался в Сергиевом Посаде, нельзя назвать простой случайностью. Образ Сергия Радонежского давно стал главной темой моего творчества. У меня родилась идея проехать по монастырям, основанным преподобным Сергием и его учениками. Раньше я уже побывал в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом и Андрониковом монастырях. А за последнее время я еще побывал и поработал в Свято-Троицком, Стефано-Махрищском, Николо-Пешношском и Николо-Бабаевском монастырях.
Сейчас, когда мы все готовимся отметить 700-летие Преподобного Сергия, по моей инициативе наши художники готовят выставку, посвященную этому событию. В ней примут участие не только художники нашей организации, но и художники из других областей России. Думаю, она будет очень содержательной и интересной.
Приглашаем вас на выставку!


СПРАВКА

Иван Харченко родился в 1947 году на Кубани.
В 1971 году окончил художественно-технологический факультет Московского технологического института. После его окончания преподавал в художественном училище города Ставрополя, затем в Загорском художественно-промышленном техникуме игрушки.
С 1971 года - участник многочисленных выставок.
С 1983 года - член Союза художников СССР.
Заслуженный художник РФ.
С 1985 года работал в Сергиево-Посадской художественно - производственной мастерской.
С 1986 г. был членом художественного совета мастерской и членом правления.
С 2004 года возглавляет Сергиево-Посадское отделение Союза художников России.

Вячеслав, большое спасибо! Иван доволен (я тоже!). Попросил сделать единственное исправление: на стр.2 - копить деньги на оплату его исполнения в материале (ВМЕСТО  копить деньги на материалы). Я исправила, пересылаю.

Татьяна и Иван Харченко