Славка сидел на лавочке

Владислав Русак
               
   Славка сидел на лавочке. Сидел в городском парке и наблюдал за пацаном, который кормил голубей. Сколько помнит себя Славка, столько и были тут эти голуби. Когда ещё с другом Колькой маленькими бегали через этот парк, тоже подкармливали этих наглых птиц... Давно это было, в детстве. Лет двадцать с лишним назад. Теперь уже другие детишки бегают за этими голубями, пытаясь наступать им на хвосты. Да и сам он уже не Славка, а Вячеслав Сергеевич. Славка – это он для лучшего друга, для Кольки, который тоже уже и не Колька, а Николай Владимирович. Но это для окружающих, а между собой они и не собираются стареть и официозить. Когда встречаются, становятся такими же детьми.
   А о чём думают люди, когда остаются одни? – размышлял Славка. Вот интересно всё таки – когда мы на людях, мы часто говорим то, что хочет слышать от нас общественное мнение, а не то, что лежит у нас на душе. На людях мы, например, садимся как-то по-другому, чем дома, когда смотрим хоккей по телевизору. Ведь именно в уединении мы есть те, кто мы есть. Но мысли! Что же каждый из нас думает, когда остаётся сам с собой наедине? Там, наверно, такой ужас! – усмехнулся Славка. Вообще-то хорошо, что мы не умеем читать мысли других людей, правильно это. А то я когда-то просил небо, чтобы позволило мне прочитать мысли учительницы литературы и Ирины, школьной красавицы. А ещё хорошо, что мои мысли никто читать не умеет. Приберегу для себя... А ещё интересно – а чем занимаются люди, когда остаются одни? Сильно ли они отличаются от тех самих себя, которые находятся среди людей? А чем я занимаюсь, когда один? – спросил себя Славка – Если не иду в парк, то, в принципе, тем же самым. Могу сесть к окну и думать, думать. Когда смотришь на людей с высоты своего этажа, то как-то хочется стать великаном, хочется накрыть всех своими руками, защитить от чего-то страшного. Или давать лёгких щелбанов некоторым людишкам, которые дорвались до оружия и отравляют жизнь другим жителям земли в больших и малых войнах. Славка улыбнулся своим думам – Это я прям Богом должен стать...
    Как всегда неожиданно зазвонил телефон. Славка вяло посмотрел на дисплей, так не хотелось прерывать свои медленные мысли какими-то разговорами. Но звонил Колька и Славка тут же нажал на зелёную трубочку на телефоне:
– Да, Коль. Привет.
- Здоров, Славян. Слушай, я у тебя сегодня переночую?
- Конечно, чего спрашиваешь? Что-то случилось?
- Да так, наличествуют кое-какие проблемы.
- Ты прям сейчас едешь?
- Не, попробую ещё в банке дела уладить, хотя там, кажется, тоже тухляк.
- Ну давай, потом подгребай. Пока.
- Эх, Колька! Что ж у тебя за полоса такая в жизни? Невезуха сплошная – думал Славка, - и не поможешь ничем, только поддержать морально.
- Ну почему? Можно помочь не только словами – чей-то голос прервал вдруг славкины мысли. Это было так неожиданно, а голос был таким явным, что Славка вздрогнул. Странно – подумал он, - я же один сидел на лавочке. Откуда он взялся?
- Не пугайтесь, пожалуйста – мужчина улыбнулся.
Славка направил взгляд в сторону и увидел мужчину, сидевшего рядом, на его скамейке.  Ситуация была странной: То ли он так сильно ушёл в свои думы, что не заметил, как к нему  подсел этот человек, то ли он уже вслух начал думать. Никогда, вроде, такого не было. Стоп! – Славка приходил в себя – что он сказал про мысли?
- Я сказал, что вы можете помочь своему другу не только словами.
- Вам-то какое дело? – Славка почувствовал себя беззащитным и это его разозлило.
- Ну-у, не нервничайте, молодой человек – мужчина снова улыбнулся.
- А вы не лезьте не в своё дело!
- Хорошо-хорошо. Я уже ухожу – мужчина встал, - но мне кажется, что мы ещё обязательно увидимся.
    Славка смотрел на него исподлобья, молчал.
  Мужчина снова улыбнулся и медленно пошёл прочь, вдоль пруда. Дойдя до мальчика, кормящего голубей, он присел около него на корточки и стал, всё так же улыбаясь, наблюдать за ним. Со стороны казалось, что это дедушка гуляет с внуком. Только странным показалось то, что мальчишка совсем не реагировал на мужчину, хотя тот сидел, практически, касаясь его плечом. Славка продолжал наблюдать за ним. Нда! – сказал сам себе, – ситуация более, чем странная. И удивился, потому что сказал он это вслух. Неужели стал стареть и заговариваться? – подумал он. В это время мужчина обернулся на него, снова улыбнулся, подмигнул и пошёл прочь.
- Ни фига себе! – подумал Славка. Потом его мысли снова переключились на Колькины проблемы. Славкина душа металась в поисках решения этих проблем. Славка очень любил Кольку, любил его чудесных дочурок... Совместных дел у Славки с Колькой не было - каждый по жизни занимался чем-то своим, - поэтому Славка не был в курсе предпринимательской деятельности Кольки. Он просто искренне желал другу счастья, но в последнее время Колька был сам не свой. Говорил, что в девяностые было проще решать вопросы - тогда хоть менты, хоть братва были жёсткими, но понятными, а теперь пришло время чиновников. Государство прибрало к своим рукам всё, понаписало под это дело законы и попробуй выкрутись. Дела у Кольки шли трудно, это Славка понимал и очень переживал за друга. Но как же помочь?
- Да просто, в принципе – опять раздался тот же голос.
Славка снова вздрогнул от неожиданности.
– Послушайте, Вы же уходили!
- Да это когда было?
- Как когда? Минут десять назад.
- Да? – мужчина искренне удивился – А мне показалось, что мы давно не виделись, в слишком многих местах я уже успел побывать.
- Послушайте, вы не из этого заведения случайно?
- Нет, я не из психушки – засмеялся мужчина.
- Тогда какого дьявола? – выругался Славка.
- Какого? – мужчина хитро прищурился, - Да того самого.
- Послушайте, что Вам угодно в самом деле?
- Слушай, Славка – вдруг панибратски заговорил незнакомец, - давай сразу на «ты» и сразу к делу, а?
- Да ради Бога! – Славка стал дерзким – так чего тебе надо, мужик?
- Извини, я не представился. Зовут меня по разному. Давай я представлюсь тебе Аполлионом.
- Аполлион, Аполлион – задумчиво повторил Славка. Неприятное чувство ворохнулось в славкиной душе, но мозг как-то всё ещё отказывался воспринимать происходящее адекватно.
-«Ерунда какая-то» - подумал Славка.
- Ничего не ерунда – спокойно сказал Аполлион.
- Вы... ты это... чего?
- Да всё нормально, Славк, расслабься. Давай поболтаем просто. Вот вижу, проблемы у вас, решил помочь.
- «Ещё чуть-чуть и я этого идиота отпинаю» – нервно подумал Славка.
- Не смеши меня, Славка – сказал мужчина, - не сможешь ты меня отпинать.
- Да, блин, что ж такое? Ты кто вообще?
- Тебе это так важно знать?
- Да! Мне это важно знать!
- Властитель душ. Так пойдёт?
- Бог что ли?
- Несколько наоборот – Аполлион улыбнулся.
- Наоборо-от? Это...
- Да, наоборот. Я – не он, хотя с какой стороны посмотреть.
- То есть ты знаешь сущность бытья? – вдруг спросил Славка, несколько обнаглев и решив пофилософствовать, а за одно вывести на чистую воду этого прохвоста.
- Ничего я не прохвост! – снова озвучил славкины мысли Аполлион. - Конечно, знаю сущность, чего там знать-то?
- И ты знаешь, что же есть Бог?
- Что он есть на самом деле или то, как ты это понимаешь?
- А ты знаешь, как я это понимаю?
Аполлион улыбнулся.
- А! Ну да – уже засомневался Славка, - ну давай, скажи, как я это понимаю.
- Он есть свет! Так?
- Та-ак. Дальше?
- Он есть любовь! Так?
- Ну допустим. Браво! – как-будто издеваясь, Славка похлопал в ладоши.
- Это пустяки. Вы все предсказуемы.
- А третье?
- М-м – удивился Аполлион, - а у тебя ещё есть третье?
- А что удивительного?
    Аполлион коротко взглянул на Славку.
- А третье, друг мой, он есть совесть в каждом из нас! Так?
- Так. – Славка помолчал немного, потом продолжил - Ты правда читаешь мысли?
- Это несложно.
- И? Мои представления о Боге ложны?
- Ну не то, что бы совсем неверны, но и ... примитивно как-то.
- Ну уж как могу.
- Да нет, ты не обижайся. Ты и так в своих выводах продвинулся чуть дальше, чем подавляющее большинство людей на этой планете.
- Это не совсем я – честно сознался Славка, - просто что-то там прочитал, что-то тут услышал – вот и пытаюсь сопоставлять.
- Ну это понятно, что это не ты сам. Это до вас долетают некоторые осколки знаний ваших предков. Всё, что читал ты, могли прочитать и другие. И подумать могли сами. Но читают сейчас мало. А думают ещё меньше. Хотя, мне-то это как на руку.
- Но ты не ответил на вопрос.
- А, ну да. Твои представления о создателе в целом верны, но всё таки они примитивны... Ты пойми – ни его, ни меня нельзя охарактеризовать словами. Ни в одном языке мира нет таких слов, чтобы хотя бы примерно сказать, что мы и кто мы. И поверь мне на слово – нет и не было ещё в мире мыслителя, который смог бы выразить свои мысли на сей счёт. Потому что всё это на уровне ощущений. Единственные, кто ближе всех приближается к вечности – это поэты и композиторы. Только настоящие поэты и композиторы, которые способны выхватывать эти ощущения из космоса и озвучивать их. Но проблема в том, что таких людей единицы за всю историю человечества. Хотя создатель пытается посылать на землю поэтов, но я-то тоже не сплю. Думаешь почему ваши настоящие поэты всегда так рано уходили? Потому что они, оттачивая слово, максимально приближались к той самой вести от создателя и вы могли стать СО-вестливыми обладателями высших знаний, а этого допустить было никак нельзя! Свой баланс необходимо удерживать.
- Ну ты и га-ад! – протянул Славка.
- Ну зачем же так грубо? Сам-то подумай, разве не в вечной тайне высший смысл? Не в этом ли главная задумка создателя? А посему получается, что я всего лишь выполняю его волю. Разве нет?
Славка молчал.
- Молчишь?
- А что тут скажешь? Вроде просто всё, а вроде и очень сложно.
- У создателя всё так.
- А скажи, сейчас поэты есть?
- Сейчас? И сейчас есть. Только я тебе не скажу – кто. И не проси. Сейчас, кстати, мне за ними можно и не приглядывать – пусть поют о чём хотят. Вы их всё равно уже не слышите.
- Это почему это?
- Да потому. Зажрались вы, грубо говоря. Сейчас к вам хоть в тысячу раз талантливее Пушкина посылай, всё равно в ответ тишина. Кого сегодня волнует сила слова? Ты посмотри кругом, как вы сорите словами. Вы же их обесценили. Они и так по природе своей скудны, но вы умудрились сделать их ещё более примитивными. Вот когда у вас жил Пушкин, вот там было интересно следить за его пером, за его мыслями. Того и гляди, как бы не выдал что-нибудь из сокровенного и потаённого.
- Если ты мог следить за его мыслями, неужели не мог повлиять на них?
- Нет, вот тут сознаюсь – и я не всесилен. Говорю же: эти люди от создателя. Он, как может, своих оберегает до поры-до времени. Не может же он свою паству оставить без пророков.   
Так что козни вокруг поэтов я подстраивал - это легко, а вот мысли...
- Примитивны у нас мысли, говоришь?
- Конечно. Даже мне обидно за всевышнего. Всё таки он постарался сделать этот мир очень гармоничным, но я никогда не думал, что мне будет так легко, как сейчас, в это время. Вас даже обрабатывать не надо. Сижу почти без дел, как самый распоследний пенсионер, даже скучно. Сам себе придумываю развлечения. Вот с тобой решил поболтать.
- Нда-а – Славка снова задумчиво протянул, - получается, что и выхода у нас нет?
- До сих пор я был уверен, что выход будет! Слишком большой задел прочности заложил в этот мир создатель, но сейчас я сам засомневался – уж слишком рьяно вы бросились за вещами, созданными мной, не им. Слишком буйно расцвело в вас то, что не от создателя. Я вёл к этому человечество всю его историю, но сейчас я немножко растерялся, если честно. Если так дальше пойдёт – мир просто рухнет, а мне бы этого не хотелось. Прикольно тут с вами – интриги плести, людей сорить, души покупать. Наблюдать как в человеке идёт ломка, когда он стоит перед большим выбором: любовь или деньги, друг или смерть? Это постоянная игра, настоя-ащая игра! Это и есть жизнь! Но для этого люди всё таки должны быть хоть сколько-нибудь духовными. А сейчас что? Люди, практически, не задумываясь продают и души, и родителей, и друзей. И не за миллионы, а за гроши какие-то. А может и это заложено в план создателя, а?
- Что?
- Чтобы в критической ситуации именно я не желал краха этого мира!
- Я думал, ты всё знаешь, а ты, оказывается, сомневаешься хуже меня.
- Все мы по образу и подобию. Почему я не могу сомневаться?
- Стало быть и Бог сомневается?
- А как же, он же живой! Я бы вас на его месте розгами бы, розгами. И неустанно. Непутёвые вы дети. А он вот всё долготерпит.
- А почему терпит?
- Он дал вам разум и всё ещё надеется, что вам должно его хватать. А вы как разум свой используете?
- Как?
- Слабо!
– Дак чего ж он терпит-то? Отец же наш, вмешался бы уже в некоторые дела.
- А ты вот как себе представляешь? Ну решит он вмешаться, что он должен сделать?
- Ну не знаю. Войны отменить, болезни всякие.
- Ну вы молодцы всё-таки! - Аполлион рассмеялся - Сами воюете, а всё на создателя валите. Шустрые вы, свои грехи на других перекладывать. Найти врага на стороне и кого-нибудь сделать виноватым проще, да? Сами придумали химию жрать, а всё на болезни пеняете. Химию я придумал продавать, не отрицаю, но у вас-то от создателя всё было изначально, чтобы не давиться этой ерундой. Раньше все люди обладали этими знаниями, а сейчас чуть не в святые готовы записывать тех, кто травки знает-ведает. Самим не стыдно? Вот тебя отец твой народил, дал тебе руки-ноги и голову думать. Пока ты маленький был, он тебя ещё мог ремнём опоясать за курение в туалете, а теперь представь, что он сейчас придёт и вломит тебе промеж ушей за то, что ты жене нагрубил, за то, что выпил на свадьбе лишнего. Как это будет?
- Да уж...
- Вот тебе и «да уж». Так и у создателя. Не сладко ему поди на вас, детей неразумных, смотреть. Но всё, что он мог, он для вас сделал. Даже меня в противовес свету допустил, иначе вечного движения не было бы. Но уж очень последнее время баланс сил нарушается, а граница где проходит, знаешь?
- В душах.
- Верно! В душе каждого. И должно быть там всего более-менее поровну, а не как сейчас...
- А ты чего это мне-то решил рассказать? – осторожно спросил Славка.
- Честно? Вот ходишь-бродишь по земле, ищешь души настоящие, светлые, чтобы позабавиться, чтобы попробовать купить, загнать их в обстоятельства тяжёлые, а их всё меньше и меньше. Вот тебя нашёл. Есть в тебе создатель, есть та самая совесть. И ведь знаешь, что интересно?
- Что?
- Ведь проще простого тебя в оборот взять. Семью любишь, друга любишь, загнал бы я твоего Кольку в угол, а потом бы предложил тебе за его благополучие душу мне отдать. Ну, скажи - отдал бы, а?
- За Кольку? Отдал бы, да. Пусть бы он пожил нормально.
- Вот то-то и оно. Отдал бы... Одни отдают друзей за богатство, другие отдают души за друзей, но все вы потихоньку отдаёте что-то главное, отодвигаясь от благой вести. Я вижу, что ты отдал бы, я даже уже начал осуществлять свой план. Думаешь, у Кольки почему проблемы начались?
   Славка покосился на Аполлиона.
- Не косись, Славка, не косись. Начал я план да решил не продолжать. Говорю же, итак уже перекос большой в душах... А ты лучше знаешь о чём подумай – а оценил бы Колька твой подарок, а? – Аполлион вдруг весело взглянул на Славку и даже подтолкнул его плечом в плечо.
- Да мне всё равно, оценил бы или нет. Лишь бы он пожил счастливо.
- А ведь ты, утратив в себе благую весть, стал бы алчным, завистливым, злым, как большинство на свете. А Колька, он тоже мужик правильный, ты думаешь, он бы долго терпел тебя такого? Я вот сомневаюсь. И что мы имеем? У тебя не будет совести, а у Кольки не станет друга. Как вы этого не понимаете? Как вы не понимаете, что благими намерениями выстлана дорога в ад! Вы даже эту мысль либо не способны осознать, либо просто затёрли её... Эх, а хорошо мне у вас в России, Славка! – вдруг сказал Аполлион загадочно - А знаешь почему?
- И почему? Потому что дураков хватает, вот тебе и раздолье?
- Нет, дураков везде хватает. В некоторых местах в разы больше, чем тут. А нравится мне у вас потому, что души всё таки живые ещё встречаются. В Индии ещё такие есть, в Китае немножко. А Россия не зря родина слонов, у вас крайность на крайности. Тут можно встретить святого, какого ни в какой стороне не увидишь, а можно нарваться на подонка, каких тоже нигде нет. Друга можно ещё найти, каких и нет на свете, любовь есть настоящая. Но и предательства самые подлые встречаются. Широкие вы, вот и интересно мне! Ладно, Славка, заболтался я с тобой. А мне ещё в свою штаб-квартиру надо наведаться, в Соединённые Штаты, кое-какие дела по акциям порешать. А за Кольку не переживай, всё у него наладиться скоро. Но денег не обещаю – зарабатывайте их в поте лица на достойное житиё, ибо нищита так же унизительна, как и богатство! Но главное богатство - человеческие отношения! Тьфу ты – ругнулся на себя Аполлион, - целую проповедь развёл, совсем уже в России крыша поехала. Ну всё, я исчез.
    И исчез.

    Долго ещё сидел Славка, смотрел на голубей, на небо, на людей.
Потом вдруг резко стукнул себя по коленям, что даже голуби испуганно вспорхнули от него, встал и сказал в космос – Ну и ладно!
    И пошёл домой.