Нина Гаврикова Детская мечта

Алые Паруса Любви
Номинация: Землю солнышко красит, а человека – труд.

Детская мечта.

Раннее летнее утро. Солнышко украдкой пробирается сквозь тюлевую занавеску, дотрагивается теплыми пальчиками до моего левого уха. Я сладко потянулась, спать не хочется.  Из соседней комнаты доносится хрустальный звон коклюшек. Я без тапок на цыпочках пробираюсь к дверям и замираю, подглядывая между занавесками, как бабушка плетет кружева.
- И что так стоишь? – оглядывается на меня бабушка,  - думаешь не видно твоих босых ног из-под занавески? Марш одеваться! Сейчас соберу на стол.
Бабушка осторожно отодвигает рукоделие и, тихонечко шаркая ногами, бредет к печи. Открывает заслонку, полотенцем захватывает противень, достает из устья горячую запеканку. Ставит ее на стол. Сама выходит в сени, чтобы из кладовки принести сметану.
Я в это время возвращаюсь к кровати, быстро влезаю в ситцевое платьице. Натягиваю короткие носочки. Засовываю ноги в тапочки и бегу к умывальнику. Открываю кран. Набираю полные пригоршни воды. Разжимаю ладошки, вода с шумом летит в раковину. Я влажными ладонями провожу по лбу и щекам. Все – умылась! Беру полотенце, вытираю лицо и руки. Потом занимаю свое место за столом.
Бабушка открыла дверь в избу, тяжело вздыхая, идет к столу. На него ставит банку со сметаной. Отрезает ножом кусок запеканки. Кладет его на тарелку, которую приготовила заранее. Сверху размазывает толстый слой сметаны. Сметана настолько густая, что можно поставить ложку в банке. Подает завтрак мне.
Самовар на столе еще шумит. Они с дедушкой недавно пили чай. Бабушка берет чашку с блюдцем, наливает мне чай:
- Все на столе. Ты ешь, а мне не досуг. Капитолине завтра нужно сдавать в «Снежинку» готовое кружево.
- Бабушка, а почему тете Капе надо сдавать, а плетешь ты? – недоумевала я.
- Да ведь друг другу помогать надо. Ей одной никак не успеть норму выплести.
- А норма – это сколько?
- Чем больше – тем лучше. Но не менее двух десятков. Вот смотри, у меня вокруг кутуза приколот сколок - это рисунок будущего кружева. Вот теперь давай меряй - сколько метров я выплела?
- А мне не понятно, почему вокруг кутуза?
- Потому что мерное кружево плетется непрерывно. Рисунок на стыке сколка должен совпадать. Кутуз имеет форму цилиндра, поворачиваем его вокруг своей оси и плетем дальше. Обычно плетутся десятки, то есть  длина полоски должна быть ровно десять метров.
Бабушка подает мне деревянную палку, которую она называет метром. Мы сначала распустили из моточка узкую кружевную полоску. Взяли кончик, приложили к метру, начали наматывать кружева на метр:
- Один, два… Восемь, девять, - от десятого витка полоска кружева тянулась к кутузу, - вот видишь, меньше метра осталось доплести.
- А, давай ты меня научишь плести, и я буду вам с тетей Капой помогать.
- Нет учиться надо идти к Клавдии, моей сестре. Вот видишь, я сейчас плету только мерное кружево. Вот такие длинные полоски. Клавдия же плетет все.
- Что значит все? – не унималась я.
- Она плетет сцепное кружево. Салфетки, косынки, галстуки, скатерти, жилеты, шарфы. Я пробовала в детстве плести, да вроде неплохо получалось. Помню, приехал однажды из «Артели» приемщик. Я сдавала свое кружево. Он уж и так его крутил, и этак. Потом смотрит на меня круглыми глазами и говорит: «Вот за твое усердие и отличное качество пыжиковая шапка». Ох, и дорого они тогда стоили эти шапки-то. А у меня интерес появился к кружевоплетению, стимул, значит, по-нынешнему. Я даже из-за этого в школу перестала ходить. Даже гулять с подругами перестала общаться. Когда вышла за Оликсия замуж, тогда один за другим - семеро ребятишек в избе появилось, некогда рукоделием заниматься. Теперь снохе немного помогаю и то ладно!
- Ты поговоришь обо мне с сестрой?
- Нет, давай сначала у мамы разрешение спросим, а потом и к Клавдии схожу.
В тот день домой меня нес счастливый ветер. От нас до бабушки полтора километра идти лесом. Я шагала по деревянным мосткам, быстро переставляя свои крошечные ножки.
Но разговор с мамой не получился. Не дослушав меня, она возразила:
- Зачем тебе нужно это кружевоплетение? Ты, что, как и я всю жизнь будешь сидеть дома и ковыряться? Нет уж. Лучше ходи по театрам, по выставочным залам, по музеям. Вырастешь, поезжай в город, будешь, как человек жить. Не то, что мы всю жизнь со скотиной да в навозе.
Не могу вспомнить, сколько мне тогда было лет? Но не больше семи, точно. Я еще тогда в школу не ходила. В нашей семье было установлено негласное правило - перечить маме нельзя.  Со стеклянными от слез глазами я выбежала на улицу. Где я бродила до самого вечера – не помню. Но, помню, как больно было где-то глубоко в груди. Там будто тлел огонек надежды, а чья-то варварская нога с хрустом растоптала этот уголечек. За всю жизнь, пока была жива мама, я больше ни разу не поднимала этот вопрос.
Но недавно на меня холодной волной нахлынула ностальгия - по телевизору показывали наши вологодские кружева. И опять, как в детстве, шелохнулся уголечек в груди. Мамы нет. Запретить теперь никто не сможет. Но! Где взять кутуз, сколки, коклюшки, иголки? Раньше я могла попросить у бабушки.
А теперь? Я с тридцати семи лет, из-за неправильно поставленного диагноза, сижу в инвалидном кресле.  Даже представить не могу, каким образом можно плести кружева, сидя в коляске. Но уголечек внутри уже полыхал огромным пожарищем. Попросила подругу, которая ездит на нашу малую родину, чтобы она поспрашивала у кого-нибудь оборудование для кружевоплетения.
Удача улыбнулась не сразу. Знакомая, узнав, что я хочу научиться плести кружева, передала через  подругу все свое оборудование. Но радость была не долгой. А кто же меня научить плести кружева?
Пути судьбы заманчивы и непредсказуемы. Муж тогда работал в социальной сфере. И однажды вечером он приходит с работы довольный и говорит:
- Не поверишь, я нашел, кто тебя научит плести кружева.
На следующий день приехала Ангелина Проничева. Все подробно объяснила, показала, научила. И мы с ней до сих пор вместе разбираемся во всех тонкостях этого непростого рукоделия. Правда плести кружева у меня получается медленно потому, что руки находятся на весу - быстро устает спина. Приходится часто отдыхать.

Отзывы членов жюри о 1У конкурсе Алые Паруса Любви:
http://www.proza.ru/2014/04/19/2076

ТИХОНОВ Дмитрий Борисович. - http://www.proza.ru/2014/04/20/512 

Хочется отметить работу Нины Гавриковой «Детская мечта» http://www.proza.ru/2014/03/10/1386

Прекрасно написанная миниатюра о пронесённой через целую жизнь мечте научиться создавать необычайной красоты и замечательных свойств кружева. Менялась жизнь, условия, состояние здоровья, а мечта научиться теплилась и жила. Повествуя от первого лица, автор создала необыкновенные образы рукодельниц, сохраняющих умения, которые передаются поколениями через века. Только сильный и целеустремлённый человек может добиться результата, чтобы сохранить традицию, не позволить времени проглотить то, что является нашим национальным искусством и предметом гордости.

Скажем огромное спасибо Нине за её прекрасную работу. Нина, примите поздравления, от всего сердца! Вы заслуженно стали победителем нашего Конкурса! Удачи Вам и вдохновения!

МАЛМЫГИНА Лариса. - http://www.proza.ru/2014/04/20/660

  № 6«Детская мечта»(Нина Гаврикова)
Чувствуется женская нежная душа, и написано ласково, с такой пронизывающей любовью ко всему, с чем эта женщина соприкасается,… право, порою даже наворачиваются слезы. А между слезами наступает мгновенная релаксация,.и кажется, будто смотришь, как плетется великолепное утонченное кружево любви к жизни главной героини. Тема раскрыта, осталось только самой взять в руки коклюшки.

РАССКАЗОВА Светлана. - http://www.proza.ru/2014/04/20/656

  № 6"Детская мечта"(Нина Гаврикова) В произв. рассказано об удивительной профессии кружевниц, занимающихся кружевоплетением  на коклюшках. Героиня добилась желаемого и овладела этой профессией.  Рассказано увлекательно и по-доброму. Написано  интересно и вполне художественно. Понравилось!

Пастухова В. И - http://www.proza.ru/2014/04/20/556 -

 Знакомясь с работами, заметил, как хорошо многие авторы владеют словом, как  убедительно  и красиво говорят они о людях, посвятивших себя избранной специальности, о своём увлечении в жизни, ставшем любимым делом навсегда. Конкурс выявляет не только умение сказать о деле, которому посвящены многие годы , а то и жизнь, но и проявить себя в писательстве, найти себя в литературе…

  Хорошим литературным языком, эмоционально и трогательно написаны № 4 «Жизнь нас учит» Веры Шкодиной,  №7 «Шагая по радуге» Грим  Пилигрима,  №6 «Детская мечта» Нины Гавриковой, № 14 «Беглец» Нины Арту, № 18 «Человек играет на трубе» Аркадия Неминова.

АЛЕКСЕЕВА Ната Алексеевна. -  http://www.proza.ru/2014/04/20/588

  №6 “Детская мечта”  – Хрустальный звон коклюшек, участвующих в плетении тончайшего вологодского кружева, сопровождает героиню этого рассказа на протяжении всей жизни.  Зародилась любовь к волшебному мастерству кружевоплетения у героини  в далеком детстве, а  своими руками создавать красоту, удалось много позже.   Разными путями приходят люди к любимому делу, к призванию, но именно оно наполняет смыслом и радостью твою жизнь – таков лейтмотив этой доброй  истории.

МАЙДУРОВА Валентина Ефимовна. - http://www.proza.ru/2014/04/20/604

  Остальные;получили; от;8;до;10;баллов:;«24;часа Михаила Забелина;«Жизнь;нас;учит» Веры Шкодиной,;«Детская;мечта» Нины Гавриковой,;;«Беглец» Нины Арту,;

  подопечных;;и;учеников.

ГВОЗДЕНКО Елена - http://www.proza.ru/2014/04/20/639

   На;приз;симпатий:№6.;ДЕТСКАЯ МЕЧТА. рукоделию;послана;свыше;и;рассказ;только;убедил;в;этом.

ЗАДРА Владимира - http://www.proza.ru/2014/04/20/646

   Я не многословен, но исхожу из правил написания художественного произведения и его величества Русского Языка. Итак мои отклики:
   №6 Детская мечта  - Понравилось. Грамотная режиссура…