18. Асерет гадиброт

Кот Базилио 2
В воскресенье в первый день месяца сиван 2448 года от сотворения мира евреи пришли в пустыню Синай и расположились станом с восточной стороны горы Хорев. Прошло всего три дня после сражения с Амалеком в Рефидиме. Но это были уже совсем другие евреи. В духовном смысле, естественно. «Слабости рук» больше не было. Станом, как сказано, стал Израиль, т.е., по мнению Раши, весь Израиль стал, как один человек. Пожалуй, эта был единственный случай за время нахождения в пустыне, когда не было среди сыновей Израиля ни возмущений, ни раздоров. Бог увидел это и сказал: «Теперь им можно дать Тору Мира, потому что они научились жить в гармонии друг с другом!». Правда, как скоро мы узнаем, ненадолго.

Гора Хорев была той самой горой, где из пылающего, но несгорающего куста терновника, открылся Моше Бог и призвал его возглавить спасение евреев из египетского плена. Терновый куст назван в Торе словом «снэ», вследствие этого, по одной из версий, гора Хорев получила другое имя –  Синай. Еще в названии Синай слышится слово «син’а» - «ненависть, презрение, злоба». Ненависть народов к сынам Израиля за то, что Бог избрал их своим народом.

Рано утром на другой день Бог призвал к себе Моше. И он взошел на гору.

     – Так скажи дому Яакова и возгласи сынам Израиля, – обратился Бог к Моше.

Кто такие сыны Израиля нам ясно, но что это за дом Яакова? Разве Яаков не есть Израиль? Дом Яакова, считают мудрецы и комментаторы, это женщины. Бог обратился так к Моше, потому что Он вознамерился дать отдельные повеления для женщин.

     – А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя вся земля, – наказывает Бог Моше передать сынам Израиля. – И будете вы Мне царством священников и народом святым.

Моше все в точности передал, как и повелел Бог. И весь народ, как один, ответил:

     – Все, что сказал Бог, сделаем!


Почему именно сыновей Израиля избрал Бог из всех народов? За какие такие заслуги Он выделил их? Собственно и не было никаких заслуг. Вот, как считают, все происходило.

Бог не сразу пришел к Израилю. Он предлагал Тору всем другим народам. Но все вежливо отказались. Вначале Бог обратился к сыновьям Эйсава и спросил:

     – Согласны ли вы принять Тору?

     – А что написано в ней? – поинтересовались эдомитяне.

     – Не убивай.

     – Вся суть наша в убийстве, как сказано: "И своим мечом ты будешь жить". Мы не можем принять Тору, – ответили они.

Тогда Бог пошел к сынам Моава и Амона и сказал им:

     – Примите ли вы Тору?

     – А о чем она? – спросили аммонитяне и моавитяне.

     – Не прелюбодействуй.

     – Вся суть наша в том, что мы произошли от кровосмешения. Мы не можем принять Тору, – ответили они.

И пошел Бог к сынам Ишмаэля и сказал им: "Вы примите Тору?" 

     – Что написано в ней? – спросили они.

Отвечал им: "Не кради".

     – Вся наша суть в том, что мы живем воровством и грабежом, как сказано: "Руки его на всех, и руки всех на нем". Мы не можем принять Тору, – ответили ишмаэлиты.
 
Не было народа среди народов Земли, к которому Всевышний не обратился бы, не было такой двери, в которую Он не постучал, спрашивая, нет ли желающих принять Тору. Но все безрезультатно.

Наконец, Бог обратился к Израилю. И они ответили: " Все, что сказал Бог, сделаем!".


Утром на третий день отправился Моше опять на гору, чтобы передать Богу, что ответил народ. А в четвертый день, когда Моше взошел на гору, повелел Бог всему народу готовиться к предстоящему таинству дарования Торы.

Весь день четверга и пятницы в стане шли приготовления. Все стирались и чистились, и совершали омовения. Мужья и жены прекратили на время супружеские отношения.

А Моше рано утром 5 сивана был занят сооружением жертвенника у самой горы и 12 монументов для каждого колена Израиля. К этому дню он закончил записывать Тору: всю книгу Берешит и часть книги Шмот от начала и по сей день. Когда жертвенник был готов, были принесены соответствующие жертвы, и кровью жертв окропил Моше весь народ. И прочитал Моше народу все, что записал. На этом приготовления были закончены.

А на рассвете 7 сивана 2448 года в шаббат (1), когда евреи еще крепко спали, задрожала земля, раздался гром и засверкали молнии. С небес к вершине горы Синай протянулся огненный столп. Раздались мощные звуки шофара. Люди в спешке выскакивали из своих шатров и со страхом взирали на грандиозное зрелище.

Моше приказал всем встать вокруг горы, но, под страхом смерти, не переступать заранее отчерченную им границу.

Господь, скрытый густым облаком, спустился на гору. И раздался голос с горы такой силы, что его едва можно было выносить, и произнес:

Я – Бог, Всесильный твой, который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства.

Рассказывают от имени рабби Йоханана: когда евреи услышали слова первой заповеди на горе Синай, их души отделились от тел, как сказано: «Душа моя ушла, когда он говорил» (Пс. 5:6). Заповедь вернулась к Всевышнему и сказала: «Властелин мира! Ты живешь и существуешь, и Твоя Тора живет и существует, а меня Ты послал к мертвым! Все они мертвы!».

Однако Тора, как рассказывал автор главной книги каббалы рабби Шимон бар Йохай, стала немедленно просить Создателя о милости для Израиля, сказав Ему: «Властелин мира! Разве можно помыслить о том, чтобы царь выдавал замуж дочь и при этом лишал жизни всех своих домочадцев? Весь мир радуется мне, а Твои сыновья мертвы!». И в то же мгновение евреи вернулись к жизни, как сказано: «Тора Господа совершенна, она оживляет душу» (Пс.19:8).

А тем временем прозвучала вторая заповедь:

Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я – Бог, Всесильный твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня. И творящий милость на тысячи поколений любящим меня и соблюдающим заповеди Мои.

Когда стоявшие вокруг горы окончательно пришли в себя от первоначального шока, они кинулись прочь и отбежали на расстояние 12 миль. И просили они Моше, и говорили:

     – Не можем больше слышать голос Бога. Пусть Он говорит тебе, а ты будешь говорить нам.

Поэтому остальные заповеди Бог сказал Моше, а тот уже передал всему народу.

Третья заповедь:

Не произноси имени Бога, Всесильного твоего, попусту, ибо не простит Бог того, кто произносит Имя Его напрасно.

Это, если воспринимать буквально, немного странная заповедь. Кто может знать Имя Бога? И есть ли оно у Него? Вспомним, как Моше просил Бога, когда Он явился ему в кусте терновника, назвать Имя, с которым он пойдет в Египет к старейшинам Израиля. У Создателя нет определенного имени. Когда Он произносит Свое Имя, Он открывает людям одно из присущих Ему качеств.

Эта заповедь запрещает напрасные и ложные клятвы, особенно если для подтверждения их призывают Бога. Например, «Богом клянусь, что сделаю или не сделаю то-то и то-то». Т.е. не вообще нельзя клясться, а клясться в ситуациях, когда тому нет никакой необходимости. По элементарному и банальному бытовому, житейскому поводу. Но это совсем не значит, что воин не должен приносить клятву своему Отечеству, или Президент, вступая в должность, или, например, врач, получая диплом и приступая к своей профессиональной деятельности.

Но особенно непростительны ложные клятвы, когда пытаются скрыть неправду, и в свидетельство, призывая Бога.

Четвертая заповедь:

Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою. А день седьмой, суббота, – Богу, Всесильному твоему: не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо шесть дней творил Бог небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой: поэтому благословил Бог день субботний и освятил его.

В переводе не видно многих нюансов, очевидных в первоисточнике. Сразу, что бросается в глаза – понятие субботы известно сынам Израиля. Именно поэтому Бог говорит: «помни». «Чтобы освятить его» в оригинале звучит «лекаддешо». Дословно «чтобы отделить (или выделить) его». 

Понятие «святой» на языке иврит, передающееся словом "кадОш", означает «отделенный, выделенный». Святость, "кОдеш", это то, что отделено от мирского, выделено в отдельную область жизни и миропонимания. Поэтому совершенно неожиданно понятие «блудница» или «проститутка» передаются на языке иврит словом "кдэшА", однокоренным слову «святой». Но только понимать нужно так, что блудница все же не святая, но отделенная от других женщин, выделенная для определенных целей.

Суббота – день отдыха от повседневной работы. Но это совсем не значит, что день этот предназначен, чтобы лежать на диване, задрав ноги. Сказано, что седьмой день – «Богу, Всесильному твоему». В этот день необходимо заняться Торой, молитвой. Суббота – это маленький еженедельный праздник (2), поэтому обязательна праздничная трапеза, торжественностью и особым убранством, набором продуктов, отличная от будничных обедов.

Возможно, нам сегодня кажется, что день отдыха (суббота ли, воскресенье) есть нечто само собой разумеющееся. Но так было не всегда. Идея  дня отдыха в древнем мире была совершенно революционной. Отдых не только для господ, но и для рабов, и даже для животных. А кто такой пришелец? Это прозелит или гер – человек, решивший присоединиться к Божьему народу и прошедший гиюр.

Почему Бог настаивает на субботе. Потому что таков закон мироздания, о котором сказано в том смысле, что Бог шесть дней был занят Творением, а в седьмой, в субботу (слово означает приблизительно – «покой»), почил. Поэтому Он решил благословить и выделить субботу из череды будничных дней.

Очень много споров продолжается до сего дня в среде последователей Христа, должен ли христианин соблюдать субботу? Вопрос сложный и обширный. Требует отдельного серьезного рассмотрения с разных сторон и исследования различных точек зрения. Это не входит в нашу задачу.

Замечу только, что ни сам Иисус Христос, ни апостолы нигде не сказали прямо, что для их последователей субботу соблюдать не должно или нельзя. Скорее можно в отдельных высказываниях встретить толерантное отношение к соблюдающим субботу. Например, апостол Павел в послании к римлянам говорит: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума…» (14:5) «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (14:22). Или в послании колоссянам: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячье, или субботу…» (2:16).

Как бы то ни было, но лишив себя субботы, христиане больше потеряли, чем приобрели. Это факт.

О важности этой заповеди можно судить даже по такому интересному факту.
Все десять заповедей записаны 620 буквами древнего языка иврит. Заповедь о субботе самая длинная – 203 буквы, практически одна треть.

Пятая заповедь:

Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе.

Как известно 10 заповедей или речений были записаны Творцом лично на двух сапфировых скрижалях. Первые пять на одной, остальные – на другой. Перечисленные пять заповедей с первой скрижали содержат обязанности человека по отношению к Создателю. На второй скрижали – обязанности человека по отношению к ближнему.

Почему же заповедь почитания родителей оказалась на первой скрижали? Потому что почтение к родителям есть форма благодарности Творцу за свое существование. Причиной появления на свет новой жизни, ребенка, являются не только отец с матерью, но и Бог. Без Его решения, никто на свет появиться не может. Хотя многим это кажется и не так. И Бог тут вообще ни при чем, а все есть следствие элементарной физиологии и природы.

Шестая заповедь: Не убивай.

Человек создан по образу и подобию Божиему, и поэтому ценность человеческой жизни безгранична. Сказано: «Убивающий человека разрушает целый мир» (Трактат Сангедрин гл. 4, мишна 5). Нарушение этой заповеди означает отрицание Творца Вселенной. Это заповедь относится к трем, про которые есть повеление: «умри, но не сделай».

Например, если кому-либо ставится ультиматум: убей или мы убьем тебя, следует предпочесть собственную смерть нарушению заповеди. Потому что своя кровь не краснее чужой (3).

Однако в трактате Бава Меция, лист 62, приводится такая ситуация: двое бредут по пустыне, у одного из них – фляга с водой. Если всю воду выпьет только один, то он дойдет до поселения и выживет; если поделится со спутником – оба погибнут.
Учил Бен Птора: Пусть выпьют оба и умрут, чтоб не видел один смерти другого.
Но рабби Акива объяснял по-другому: Сказано в Торе (Левит 25:36): “И пусть живет брат твой с тобой”. Это означает: твоя жизнь предпочтительнее жизни твоего ближнего. Поэтому тот, у кого фляга с водой, водой делиться не должен. По тому же самому принципу, что чужая кровь не красней твоей собственной.

Если что-то угрожает жизни человека, то любой запрет (заповедь «не делай») Торы может быть отменен. Например, ради спасения жизни можно нарушить субботу. Сказал рабби Йоханан: «Пришли мудрецы к единому мнению. Все запреты Торы, если говорят еврею: "Нарушь их или умрешь", пусть нарушит и не умрет. Исключение составляют запрет идолопоклонства, запретные половые связи и запрет пролития крови (убийства). Еврей обязан погибнуть, но не преступить их» (Сангедрин, лист 74).

Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй.

Это еще одна заповедь категории «лучше умереть, чем преступить». Хотя, я думаю, на этом месте мои читатели в лучшем случае улыбнутся.

По закону, если замужняя женщина изменяет мужу с посторонним мужчиной, то необходимо предать смерти и женщину, и этого мужчину. А здесь мои читатели подумают, что за дикари были эти древние иудеи, и хорошо, что сегодня мы живем в «цивилизованном» обществе.

А вот женатый мужчина может вступить в контакт с незамужней женщиной. Наказания ему не полагается, потому что многоженство в принципе не запрещено.

Заповедь «не прелюбодействуй» составляет в некотором смысле пару 10 заповеди «не пожелай чужого». По мнению мудрецов эти две заповеди включают в себя все остальные. Т.е. если кто-либо нарушит, например, заповедь «не прелюбодействуй», то рано или поздно он может нарушить и все остальные.

Восьмая заповедь: Не кради.

Самое удивительное, многие думают, что эта заповедь запрещает воровство, например, чужого имущества. На самом деле речь идет о похищении человека ради выкупа или продажи. Т.е. то, что в современном языке зовется «киднеппинг». И такое преступление наказывается по законам Торы смертью.

Так что же, воровство имущества разрешено? Естественно, нет. Мало того понятие воровства в иудаизме много шире, чем обычно имеют в виду под этим термином. Например, приравнено к воровству пользование чужой вещью переданной вам на хранение. Или, например, ложь приравнивается к воровству, потому что ложью можно «украсть» правильное видение мира или правильную оценку ситуации.

Если человек спит, его нельзя будить без серьезной на то надобности. В противном случае тот, кто лишает человека сна, приравнивается к вору.

Девятая заповедь: Не отзывайся о ближнем своем свидетельством ложным.

Буквально заповедь означает «не лжесвидетельствуй», например, в суде. Однако у заповеди есть и расширенное понимание. Нельзя, например, распускать порочащие человека слухи, передавать и пересказывать сплетни. И если даже негативная информация о человеке правдива, но она наносит ему ущерб (порочит его), передавать ее нельзя. По большому счету, эта заповедь не велит лгать.

Лжесвидетелем можно стать, даже не сказав ни слова. Вот пример. Раввин говорит ученику: «Тебе известно, что я ни разу в жизни никого не обманывал и никогда не пойду на обман, даже если мне посулят золотые горы. Такой-то человек должен мне деньги, и у меня есть свидетель, что он – мой должник. Но одного свидетеля недостаточно. Поэтому прошу тебя: приди в суд, только приди и ничего там не говори. Когда должник увидит, что я привел двух людей, он, скорее всего, примет их за моих свидетелей и сознается в невыплаченном долге». И если ученик, с добрыми намерениями и по просьбе своего учителя, в честности которого он не сомневается ни минуты, решает все же помочь ему в справедливом деле, он моментально становится лжесвидетелем, не произнеся ни слова.

Но если в результате злостного ложного свидетельства пострадает невинный человек, то такого лгуна ждет суровое наказание.

«Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,  то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды своей…» (Втор. 19:16-19).

Десятая заповедь:

Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего.

Это одна из самых трудных заповедей. Не случайно в каббале ей соответствует Кетер – «корона».

Действительно, как можно запретить желание. Положим, я увидел интересную, но запрещенную мне (замужнюю) женщину и во мне вспыхнуло, пусть на миг, желание. Но это совершенно не значит, что я предприму какие-либо действия по осуществлению этого желания. Почему же такой неконтролируемый естественный порыв является грехом?

Потому что, кратко говоря, в основе таких «неконтролируемых» желаний лежит сомнение в справедливости устройства мира, и, в конце концов, отрицание Творца.

На этом провозглашение Богом основных заповедей закончилось, а нам осталось только разъяснить еще некоторые общие моменты и подвести итоги.

Десять речений (асерет гадиброт) Бог произнес перед собранием сыновей Израиля, и адресовал их лично избранному Им народу. А что же остальным? Может быть неевреям и дела нет до них никакого. Вот пусть евреи их и соблюдают. А мы будем жить в свое удовольствие без всяких ограничений, тем более, что некоторые из них кажутся нам не очень, так сказать, современными, т.е. немного устаревшими.

Почему Господь решил дать Тору в пустыне? Не лучше ли было бы вначале обосноваться на обещанной земле, а уж потом, получив Тору, начать угодное Богу построение государственности и частной жизни?

Бог потому выбрал пустыню, что у нее не было хозяина. Земля была «ничейной». И каждый, вне зависимости от происхождения, мог прийти и принять участие в получении Торы. Т.е. Тора все же, по замыслу, предназначалась всем народам. И на этом основании Израиль не может, хочется ему или нет, не допускать к Торе тех из других народов, кто изъявляет такое желание. Поэтому, естественно, и Десять речений распространяются не только на Израиль, но и на всех остальных, не зависимо от того, хотят ли они знать об их содержании или нет.
И еще одно предание, подтверждающее наши выводы. Как уж там произошло, но на каком-то этапе евреи вдруг выразили сомнение в необходимости принятия Торы. Они как раз, как сказано, стояли у подошвы горы (19:17). Тогда Всевышний занес над головой у евреев гору как крышку от котла и сказал им: "Если вы примете Тору, Я помилую вас, если нет – все вы погибнете здесь".

И Бог непременно бы выполнил свою угрозу. И на этом бы закончилась еще одна попытка устройства жизни на земле. Да, евреи, в конечном итоге, все равно могли отказаться, и в этом смысле они добровольно приняли на себя обязательства по соблюдению Торы. И все же элемент некоторого  насилия со стороны Создателя забывать не нужно.

Иллюстрация: «каменные» скрижали, с высеченными на них 10 речениями. Подобные можно встретить в любой синагоге.

Примечания:

(1)Если исход состоялся 15 нисана в четверг, то, как легко посчитать, 1 сивана – воскресенье. Если Тора была дана в шаббат, то это было 7 сивана.  Однако праздник в честь дня дарования Торы празднуется 6 сивана. Существует предание, что Моше к назначенному Богом сроку на 6 сивана добавил от себя один день на подготовку. И потому Тора была дана 7 сивана. Но празднуется в тот день, который обозначил Бог, т.е. 6 сивана.

(2)И тем не менее, суббота – главный праздник. Можно сказать, что весь иудаизм покоится на субботе. Потому сказано, что соблюдающий шаббат – соблюдает всю Тору.

(3)Принцип Равы: «Разве его кровь краснее моей? Возможно, моя кровь краснее его?».