Спички и стакан воды

Люэль
За окном знойно-золотой полдень парит тополиным пухом,
на улочках тихо и безлюдно от жары,
и только в стакане воды, случайно поставленном на подоконник,
прохладно мерцает зеленоватый блик
да лёгкое движение светлой занавески рядом от сквознячка -
это навеяло мне полузабытые,  ускользающие ощущения,
фрагменты чего-то очень давнего, детского -
оттуда, где  память уже путается со снами…
Там тоже играл прохладой блик в стакане воды,
чуть колыхалась занавеска, была жара и летел тополиный пух…
Ощущение, воспоминание ли, позвало вдруг куда-то в полузабытые миры  …
И вот, следуя этому мимолётному зову,
я еду в самый отдалённый район нашего городка,
где давно уже не была, где мы жили когда-то –
наша семья,  где скромно прошло моё детство -
пусть оно было не безоблачным, но оно было,
было, как сон о мистически-притягательном далёко…
……………

Маршрутка высадила меня на остановке «Почта» одну,
и я сразу узнала его -  одноэтажное здание почты!
И отремонтированное оно было узнаваемым,
как перелицованное старое платье всё равно узнаваемо!
Кинулась было к нему  –  такому милому вдруг, родному,
но за спиной сиплый мужской голос неожиданно попросил:
«А не найдётся ли у вас огонька, мадам, прикурить?»
Оглянулась -  увидела  человека в подпитии,
с незажжённой сигаретой в уголке рта -
она казалась стерильно-белоснежной на сером фоне его худого,
узкого лица со свежеподбитым оком;
и болотистый взгляд, и одежда на нём тоже неопределённого цвета -
будто покатали человека в пыли,  попинывая –
и рукав рубахи откровенно надорван у плеча…
 
«Не курю!» - отмахнулась я,  оглядываясь вокруг,
думая лишь о том, как начать свой поход по местам знакомым -
именно от этого здания почты, от этого перекрёстка дорог,
от этой автобусной остановки…
И час для меня особенный  – полуденный  –  безлюдно, тихо,
короткие тени - «сонный час»,
а он для меня, как и час полуночный  -  тихий час воспоминаний!..

Аллея тополей-великанов, пух парит в золотом знойном воздухе.
Заманчивые переплетения дорожек в узоре теней и солнечных пятен
с перекличкой жёлтых одуванчиков  -
поведут по улочкам-переулочкам  детства –
доведут ли до подъезда дома незабвенного –
цел ли ещё он?..

«А не дадите ли пятачок на спички,  мадам?» -
опять за спиной сиплый вопрос, настойчиво, и далее внятно:
«А я вас буду сопровождать!»
Удивилась я гиду-добровольцу нежеланному - 
и как это он догадался ЗАЧЕМ я приехала!?

Обернулась, с невольным вниманием вглядываясь
в неустойчивую  кособокость  серой фигуры: 
весь вид этого человека,  «явно неопределённых занятий»,
говорил о том,  что хотя жизнь и загнала его в угол
и, кажется, вот-вот собирается опустить и на дно,
но он всё же в борьбе «с временными  обстоятельствами»!
Ещё не усмирила жизнь гордыни  его,
и угадывалась в нарочито-изысканном жесте тощей руки,
небрежно удерживающей сигарету длинными грязными пальцами,
ещё и желание… нравиться дамам!
Это выглядело очень комично и… драматично!
Какие же события довели его до такого состояния?..

А впрочем, опять отмахнулась я,
всё наше здешнее бытие балансирует на грани комедии и драмы
с неизбежным западанием в какую-либо необычную историю -
редко с благополучным завершением!
И… вынула из сумочки более,  чем «пятачок на спички» просящему,
строго предупредив, что ходить за мной по пятам необязательно,
с самонадеянным: «Я здесь и без вас всё знаю!»

Незнакомец почему-то раздумал покупать спички
и потянулся всё же за мной, что-то бормоча, неверным шагом,
несмотря на все мои уже невежливые возражения.
      
«И всё же отвяжусь от прилипалы – просто исчезну!» –
решила я твёрдо и, хорошо помня местность,
резко повернула направо в переулок,
где находились, я знала,  в глубине сада,
одноэтажные, деревянные корпуса старой поселковой больницы.
Вот там и «затеряюсь», а выйду через ворота опять на дорогу!
И, кстати, должны же быть там и люди –
медики, посетители к больным, а среди людей всё же безопасней.
 
Через знакомое отверстие в заборе (вечное!), продираясь сквозь кусты,
я оказалась там, где и должен бы находиться  задний больничный двор –
раньше он там был! 
Здесь же, как оказалось, многое видоизменилось…

Я словно попала в некий  лабиринт из тропинок
среди разросшихся деревьев и кустов в высокой сорной  траве,
что  вели к дверям корпусов  -
а они были или заперты или  даже просто заколочены!
И – ни души вокруг!
Тишина, зной,  светлые пятна пуха в воздухе парят…

Оглядываясь в раздумье вокруг,  вновь увидела «Гида»!
Он, видно,  легко «напал на мой след» и  опять потянулся за мной,
уже внятно высказываясь вдруг и на тему любви  -
что он «окажет любые услуги даме за смешную цену»…
Кажется, он себя рекламировал уже не только, как гида
в своём честном желании подзаработать!
Ну, видно, довела мужичка безработица с алкоголизмом до крайности!
 
А вокруг – никого!
Вспоминая наскоро о мерах самозащиты и самообороны,
снова я напролом, сквозь какие-то кусты и, наконец,
посчастливилось мне увидеть распахнутую дверь на высоком крыльце!

Внутри прохладно, чисто, чуть пахнет хлоркой,
тянет легким сквознячком,
колышутся белые занавески окна рядом...

Вглядываюсь вглубь длинного коридора
со свежевымытым влажным полом -
все двери палат закрыты - сонный час, тишина.
Ни единой души -
ни санитарки какой, ни медсестры!

Затаилась я за входной дверью – переждать планы « Гида»,
а он уже на крыльцо взбирается,  догадливый!
Уж он-то знает нынешнюю местность наизусть!

И решила я двинуть по коридору - по сквознячку поняла,
есть выход – открыта дверь в конце его!
Быстро, на цыпочках проскочу в неё,  чтобы не разбудить спящих,
но отвяжусь всё же от, опасного уже, прилипалы!

Но тут в глубине  коридора появилась некая фигура
и медленной, чуть покачивающейся походкой больного человека,
двинулась навстречу меж лёгкого колыхания светлых занавесок на окнах,
всё ближе, ближе…
И я с изумлением узнаю в этой фигуре… «Гида»!!!
Но и сзади взбирается уже на крыльцо тоже «Гид!»
А навстречу идёт… опять он!!!
Те же черты лица и тот же болотистый взгляд,
то же серое одеяние - только всё чистое и глаз не подбит,
но та же худоба и чуть покачивание, но от болезни уже,
а не от алкоголя.
Клон?!
Что за чертовщина?!

А они  уже рядом – ДВОЕ ОДИНАКОВЫХ!!!
Приближаются с обеих сторон
с каким-то отрешённо-мучительным ИНТЕРЕСОМ ко мне!..

Их остановил мой вопрос - сверхвежливый от ужаса и растерянности -
совершенно по-дурацки,  чуть заикаясь:
«Простите, а вы, случайно, не родственники, не братья ли?!»
 
«Гид» вдруг странно оживился и попросил у «Брата»,  у Больного:
«Дай спички - закурить!»
Но и у того не оказалось проклятых спичек!

Пользуясь заминкой, я так ринулась с крыльца,
что в порыве задела своего «Гида» и тот стал падать –
медленно, цепляясь за перила,
упал!
Растянулся на дорожке,  глядя безумно-бессмысленно вверх, в небо,
а Больной удивлённо-вопросительно  обернулся было ко мне,
но я уже бежала, петляя по дорожкам, прочь от корпусов,
к распахнутым больничным воротам (они как-то сразу и нашлись мною!)   
Бежала к дороге, махая руками маршрутке -
она как раз проезжала мимо – повезло!
Заскочила внутрь – к нормальным, живым людям!
А к маршрутке, тоже махая руками, с невнятными криками,
бежал, спотыкаясь,  мой «Гид»!
Но шофёр человек бывалый, понятливый и, как говорится,
рванул вперёд!

Дома рассказала о «клонах»,
но домашние с сомнением смотрели на меня  -  сочиняю!
Долго в одиночку мучилась – ну почему они были так похожи?!
И бывают ли такие совпадения по схожести  людей в одном месте,
в один и тот же час?

К ночи духота стала спадать.
Наконец я успокоилась, прилегла на диванчике у раскрытого окна,
прислушиваясь к мирному тиканью часов в наступающей, к полуночи, тишине…
Почти засыпая, находясь где-то меж сном и явью,
мне вдруг мучительно захотелось пить, и…
увидела перед собою полный стакан воды
с прохладно-мерцающим зеленоватым бликом!
Мне его протягивал мальчик - подросток с узким, бледным лицом,
с ясными серыми глазами -
в них были  жалость ли, сострадание - что-то очень доброе ко мне…
А за его плечом проявлялась тенью его копия – ещё один мальчик!..
В этом полусне я и вспомнила ИХ  –
братьев-близнецов!!!...

Мы посещали не только одну и ту же школу – они в старших  - 
мы и лечились лежали однажды в детском,
инфекционном отделении этой нашей поселковой больницы!
Они были  в палате напротив – напротив моей!..
Как же меня мучила жажда тогда – ТАМ…
Лежа на больничной койке, я и просила воды,
тянула слово: «Пииить!..»

Вспомнила и вмиг вспугнула это видение!
А протянутый мне стакан в тощенькой пацанячьей руке
дрогнул, расплескивая воду,
окропляя всё вокруг тысячью прохладных капель,
упал на пол, раскололся!
Исчезли мальчишки…

Долго сидела я на диванчике в полуночной тишине,
с тоскливым чувством беспомощности…  «перед обстоятельствами»...
Казалось, даже тиканье часов прекратилось.
Потом пошла на кухню – искала в буфете, в холодильнике – 
где-то должен быть припрятан кагор бабушкин церковный. Не нашла.
Потом уже рылась в аптечке – валерьянку найти,
хоть каких-нибудь капель
выпить бы!

                2006-08(2014)