День Победы

Юлия Баклакова
День Победы!
Ю.П. Баклакова

«И тридцать лет, и триста лет пройдёт – никто у нас войны забыть не может!» – пел когда-то Михаил Ножкин. Верно, позабыть это невозможно. Очень мало осталось тех, кто помнит вой сирены, тревогу, бомбёжки поездов, жестоких завоевателей, идущих тем летом 41-го по нашей родной земле в серо-зеленых рубашках с закатанными по локоть рукавами.
Стоит почаще показывать по ТВ фильм «Обыкновенный фашизм» М.И. Ромма, слушать его умный закадровый комментарий всего, что происходило в мире, когда победным маршем фашизм маршировал по Европе, по России. Когда-то специально для американцев наши документалисты во главе с Романом Карменом сделали 20-серийный документальный фильм «Неизвестная война» (у нас он шел под названием «Великая Отечественная»). Комментировал хронику известный голливудский актер Берт Ланкастер. Почему же теперь наше телевидение тратит такое количество времени на бездарные шоу, нескончаемые убогие сериалы, перемежаемые навязчивой и столь же бездарной рекламой – и не демонстрирует для молодых поколений эти потрясающие по силе воздействия документальные фильмы?! Или наши либералы-демократы в самом деле решили лишить народ памяти, сделать из молодёжи «ив;нов, родства не помнящих»?
Но вернёмся к теме Великой Отечественной войне. Был учрежден День Победы – 9 мая. Однако еще при жизни И.В. Сталина военный парад проводился перед демонстрацией трудящихся в праздники Первомая и 7 ноября («день 7-го ноября, красный день календаря»). Но 9 мая был обычным рабочим днём, хотя живо было еще множество участников войны, инвалидов, орденоносцев. Но люди почему-то орденов и медалей стеснялись, на цивильных пиджаках многие даже «колодки» не носили. Тем не менее память о войне в народе была жива, она никуда не уходила; ей, пожалуй, и не нужен был выходной, фронтовики встречались, выпивали, вспоминали, пели военные песни. Зрители плакали в темных кинозалах, когда погибал Борис Бороздин («Летят журавли»), когда Алёша Скворцов в «Балладе о солдате» кричал «Я вернусь, мама!» (но мы-то уже знали, что этот мальчик не вернется никогда). Рассказ «Судьба человека» Шолохова просто переворачивал душу своим трагизмом. Да, война гусеницами танков избороздила российские дороги и прошлась по человеческим жизням.
Минуло двадцать лет после того великого майского Дня, после той победной весны сорок пятого года. И как же вдруг всё изменилось, всколыхнулось! Осенью 1964-го был снят со всех постов Н.С. Хрущев, обвиненный в «волюнтаризме». Никто не сожалел, не сокрушался. Я-то хорошо помню, как у нас уже был свёрстан «Словарь терминов изобразительного искусства» – и вдруг вышло распоряжение прежний набор рассыпать, а во все термины, особенно касающиеся пропаганды», вставлять огромные цитаты из выступлений Хрущева на различных съездах – хоть партии, хоть комсомола, хоть Союза художников СССР. Мелкий набор, трёхколонник… Мы буквально матерились сквозь зубы, по-новой читая эти набившие оскомину статьи.
Вёрстку одобрил цензор из Главлита, она была подписана в печать – и тут октябрьский Пленум ЦК, Хрущев отправлен в отставку! Ох, наша «партайгеноссе», начальница производственного отдела, засуетилась! Ох, как же взвились, как хохотали редактораша и мы, корректоры! Но потом снова пришлось читать гранки и вёрстку (тот, прежний набор был ведь рассыпан!). Такова была наша доля. Но вернёмся совсем к другому! Хрущевская «оттепель» приказала долго жить, осталась ностальгия – но, скорее, по молодости, по ситцевым платьям и английским туфельках на «шпильках», весёлым свадьбам, турпоходам, влюблённостям в своих молодых мужей…
Но самым прекрасным в смене власти было то, что в начале 1965 года на телеэкране стал вести прекрасную передачу «Фронтовики, наденьте ордена» писатель Сергей Сергеевич Смирнов, автор художественно-документальной повести «Брестская крепость», удостоенной Ленинской премии именно в 1965-м!
Прекрасная речь, умные глаза, замечательные воспоминания о фронтовиках, их письма, которые пошли потоком. И было принято постановление Верховного Совета – достойно отметить 20-летие Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками, а 9-е мая – День Победы – считать нерабочим днём, военный же парад на Красной площади отныне проводить только 9-го мая, в День Победы! Мы радовались этому так, будто сами воевали, должны надеть ордена и медали и гордо выйти на улицы и площади!
Никогда не забыть мне тот великий праздник. Утром, посмотрев парад и наскоро позавтракав, мы с мужем поехали в Парк культуры имени Горького, где должны были встречаться ветераны Великой Отечественной. И вот мы выходили из метро «Парк культуры» и видим: по Садовому кольцу, по Крымскому мосту идёт нескончаемый поток. Кое-как вливаемся, втискиваемся в это шествие – и слёзы невольно наворачиваются на глаза. Впереди, и позади, и сбоку слышно позвякивание орденов и медалей. Господи, видели бы все лица этих счастливых людей! Они смеялись, они пели, некоторые, уже встретившись, шли в обнимку – фронтовые друзья, боевые товарищи. И кого только не было в этом потоке фронтовиков! Москвичи и ленинградцы, волжане, украинцы, грузины, сибиряки – те, кто стоял под Москвой, и те, кто брал Берлин. Они шли в едином строю, представители всех наций и народностей нашей великой Родины, нашего «Союза нерушимого республик свободных». Мы, дети войны, многое испытавшие в своем нелёгком детстве, всё-таки по-хорошему завидовали нашим ветеранам! И как же молоды и еще здоровы были они тогда, в ту весну двадцатилетия Великой Победы! Как же счастливы, что дожили до этого прекрасного, светлого Дня!
В Парке Горького у всех еще были свежи воспоминания о вчерашнем собрании в Кремлевском Дворце съездов, о выступлении генерального секретаря Леонида Ильича Брежнева. Когда генсек стал перечислять имена маршалов Великой победы и первым назвал Генералиссимуса Сталина – зал, наполненный ветеранами войны, встал как один человек, они встретили овацией это имя, оболганное, оклеветанное Хрущевым. Разве могли забыть эти люди, прошедшие суровыми дорогами войны, исторический парад 7-го ноября страшного сорок первого года? Враг стоял у ворот Москвы, солдаты лежали в оцеплении в Химках, их командир в бинокль видел фашистов – а Сталин стоял на Мавзолее и приветствовал бойцов, уходящих с Красной площади на фронт. Разве можно было это забыть?
Долго не смолкали в Кремлёвском Дворце аплодисменты, когда докладчик перечислял имена маршалов, генералов, адмиралов, доблестных полководцев, командиров, Героев Советского Союза. Славным городам Севастополю, Одессе, Сталинграду, Ленинграду, Москве, Керчи, были присвоены почетные звания «Город-герой», а Брестская крепость стала называться «крепость-герой» (именно благодаря С.С. Смирнову мир узнал о подвиге героев крепости, которые, находясь в окружении, не сдались фашистам, а стояли насмерть до конца!).
Итак, День Победы! Нет, сколько лет пройдет – но я так и не смогу забыть этих бравых мужчин, гордо шагавших по Крымскому мосту, этих наших защитников, этот звон орденов и медалей, эти улыбки, их еще не тронутые сединою волосы…
Сколько же им всем было в 1965-м? Лет сорок – сорок пять? Некоторые, пожалуй, и постарше, но какой же у них был бравый вид! И как жаль, что нет документальных кадров о том торжестве! Фронтовики, наденьте ордена… Да, забыть это – значит остаться без гордости, без чести, без чувства совести и благодарности за ратный подвиг этих солдат Великой Победы. Многих из них, к сожалению, уже давно нет с нами. Тех же, кто ныне приходит на Поклонную гору, кто стоит, обнажив седые волосы, у Могилы Неизвестного солдата, можно перечесть по пальцам. Боже мой, уже семьдесят лет прошло с тех пор, как они, наши доблестные герои, брали в плен армию Паулюса в Сталинграде, как прорывали блокаду Ленинграда, как освобождали Харьков, Крым и Севастополь!..
Семьдесят лет, подумать только… Целая человеческая жизнь…
И, казалось бы, должны кануть в прошлое, кануть навсегда зверства нацистов, шествия черных штурмовиков, крематория Освенцима, эсэсовские зондеркоманды, прочесывавшие леса Белоруссии и пытавшие партизан…
Ан нет, прошлое иных не то что не оставляет в покое. Этим прошлым они кичатся. Такое прошлое – у них заложено генетически, оно в их подлой крови. И нацизм сызнова подымает голову, устраивает шабаши в разных странах. Америка, которая на Первой и Второй мировой наших, европейских войнах нажила несметные капиталы, но сама и пороху не нюхала, теперь учит всех жить по их «новому порядку» (чем не гитлеровский «орднунг»?), а коли не подчиняются – они устраивают «бури в пустыни», операции «шок и трепет», бомбят столицу Сербии Белград, уничтожают джаммахерию в Ливии и всю семью Каддафи, вешают Саддама Хусейна и предают Гаагскому суду Слободана Милошевича, который не бросил свой народ, а защищал его до конца… Кто там следующий по списку у Госдепа США?! Россия? Путин? Третья мировая, которая спасёт Америку от краха?
Неужто уроки истории никак не усвоят эти господа? Неужто не перечитают заветы Отто Бисмарка: хотите всё потерять, нападайте на Россию. Шведы и немцы получили от Александра Невского такую оплеуху, что долго не могли очухаться. А «Стояние на Угре», после которого Золотая Орда утратила всё своё могущество и распалось, как черепки от разбитого горшка? А амбициозный король Карл XII, возомнивший, что будет править Россией как своим вассалом? Что с ним стало после Полтавской битвы? Еле ноги уволок с Украины. Ну, а уж про Наполеоновскую империю, про «Тысячелетний Рейх» Гитлера и говорить нечего. Где теперь они все, мечтавшие покорить Россию? То-то же! Что ж, недобитки-бандеровцы пусть устраивают гей-парады, пусть отменяют празднование Дня Победы, пусть глумятся над братскими могилами – недолго им осталось. А народы наши – русский, белорусский, украинский, татарский, казахский, грузины, армяне, азербайджанцы, молдаване и все-все-все – будут отмечать «Этот День Победы, этот праздник с сединою на висках, эту радость со слезами на глазах» назло всем врагам – внешним и внутренним! Встанет под Андреевский флаг легендарный Севастополь, неприступный для врагов; подымется Керчь, сражавшаяся всю войну в катакомбах, выйдет на улицы город-герой Одесса; сомкнут ряды жители Санкт-Петербурга (несломленного Ленинграда) и «золотой моей столицы» Москвы; минутой молчания и фронтовыми «ста гр.» помянут павших, тех, кто не пришел с войны или уже не дожил до этих дней, смольняне, куряне, туляки, белгородцы, орловцы, мурмончане и харьковчане; Донбасс вспомнить своих героев-краснодонцев Любу Шевцову, Улю Громову, Сережу Тюленина…
В почетном карауле у памятников встанут молодые жители города-героя Минска. А к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены принесут цветы жители Бреста, Владивостока, Хабаровска, Камчатки, Сахалина, Курил, Екатеринбурга и Томска… Велика и необъятна Родина наша, «все флаги будут в гости к нам, и запируем на просторе». Только ворота запрем на замок для тех, кто опять глядит на нас недобрым взором, кто смеет «силой черною» посягать на нашу Россию, на Украину, на Беларусь, на наши земли! С Днем Великой Победы, дорогие братья и сёстры!