Обычный день обычной жизни

Валентина Карымова
     Cотовый в третий раз напомнил  о том, что пора вставать.  «Как хочу выспаться, скорей бы лето, - подумала сквозь сон. – Нынче точно поеду отдыхать за границу!»  О том, хватит ли денег, даже и не вспомнилось, потому что мысли уже перешли в привычное русло.
     Как желтое око фонаря, светила полная луна.  Снег скрипел под ногами, переливаясь в ее неярком свете серебристыми искрами. Поблескивала в своем белоснежном уборе черемуха, напомнив о весеннем половодье чувств. Темные окна школы вернули к прозе жизни. Учителя еще не зашли в свои классы, а дети только еще выходят гурьбой из автобуса, подошедшего к школьной остановке. «Ах да, надо бы поспешить, ведь мы же дежурим по школе, - подумала, ускорив шаг.- Не забыть бы отдать характеристики на ребят социальному педагогу». Автоматически пришло в голову: сегодня надо пораньше лечь спать.  В беге остановилась, когда оказалась на месте дежурства - на четвертом этаже. Школа  постепенно заполнялась ее обитателями, всех ждал еще один рабочий день.    Классный час, как всегда, пролетел быстро, и, как всегда, не хватило времени. А разговор шел сегодня о том, почему кому-то в жизни везет, а кому-то нет. Провела с ребятами анкету, которая помогла понять, удачлив ли ты и сможешь ли схватить за хвост птицу Счастья. Удивилась, насколько результаты анкетирования смогли точно проявить характеры ребят. Вот, например, Света,  пришла она в класс совсем недавно, а как будто учила ее всегда, и в анкете она раскрылась именно такой ученицей, о которой мечтает каждый учитель. Удивительно, что такие дети еще есть и растут они в глубинке, ведь девочка приехала из Светлого.  Света из Светлого, и действительно, какая чистая и светлая она девочка.  Недавно встретилась с ее учительницей и порадовалась тому, как выросла она (не Света, а ее учительница) за те три года, что  прошли после первой встречи с ней. Состоялось  знакомство на районном конкурсе «Учитель года 2008», когда мы оказались в одной упряжке, но соперницами.  Елена Прекрасная, то есть Володина Елена Петровна,  порадовала своей молодостью, удивительно раскрылась в визитке и на уроке. Мне тогда показалось, что мы обе были   очень взволнованы пережитым в эти три дня.  Как хорошо, что это все в прошлом, а урок, который   показала Елена Петровна сейчас, три года спустя, подтвердил мое предположение о  том, что из этой девочки выйдет со временем хороший учитель. И ученица Света у нее получилась хорошая.  Это все  успело родиться в моем  сознании во время перемены, когда я еще раз прошла с ребятами по  месту нашего дежурства. «Как хорошо, что завтра  последний день недели!» - эту предательски - радостную мысль прервал звонок на первый урок, и мы побежали на третий этаж, в свой кабинет.
   «Опять двойки!» -  мелькнула мысль, когда, начиная урок русского языка в 7А классе,  спросила ребят о том, кто не выполнил домашнее  задание. Нужно было переписать в тетрадь по развитию речи с черновика сочинение по картине Решетникова «Опять двойка!». Конечно же, я была права, справились с работой не все.  Я  прочитала работы тех ребят, которые выполнили задание. Не обошлось без казусов: «Героя картины встретили дома четыре человека: мама, старшая сестра, младший братишка и собака». Порадовало, что Никита написал: «Мне жалко героя картины, потому что я иногда бываю на его месте».  Вспомнились «ляпсусы» изложения, которое на днях писали ученики 6 В класса. Оно было  о том, как спасали крысу. В тексте, по которому ребята писали изложение, было  так: «Впереди меня, по ложбинке трамвайного рельса, бежала крыса, за ней я, пытаясь согнать ее с рельса,  за мной на всех парах мчался трамвай, а рядом с ним по тротуару – моя спутница с отчаянной просьбой спасти несчастное животное».  Как ребенок услышал текст, прочитанный и разобранный раз сто, не знаю, но в работе это все отразилось в  таком виде: «Так все четверо взбежали на подъем:  я, девочка, трамвай и крыса». Вот тебе и перестановка мест слагаемых!  Звонок, и снова – пробежка по  четвертому  этажу. Урок русского языка в 6 классе посвятили разговору о причастии.  «Ох, и трудная эта работа, бегемота тащить из болота», - именно так я воспринимаю изучение этой темы вообще, в 6 классе особенно. То же самое, что без запинки произнести с первого раза фразу о «легко усваиваемом мясе кроликов».  Трудно, но надо, потому и занимались склонением «улыбающегося  папы, смеющейся мамы и веселящихся детей». Не знаю, будут ли улыбаться папы, смеяться мамы и веселиться дети, когда напишем первый диктант по теме «Причастие».   Еще раз с шестиклассниками встретились на уроке литературы. Чтобы посмотреть презентацию  про  былины об Илье Муромце,  перешли в другой кабинет, где есть экран и проектор. Презентацию нашла в Интернете, она оказалась очень содержательной, яркой,  и хватило ее как раз на урок. С удовольствием посмотрели ее, проанализировали, даже девочек захватил богатырский дух Ильи. А я задумалась о том, как же далеко мы ушли вперед в сравнении с тем, что было в моем школьном детстве и практически на протяжении всего моего учительского пути. Классический набор учителя: «мел, доска, тряпка», но почему работать с детьми было интереснее. Изменились мы, дети или отношение к жизни? Эти вопросы не раз приходят ко мне, когда я анализирую  свой педагогический опыт. И классы были больше, и сочинения писали объемнее, и ошибок в них было меньше, а самое главное – читали лучше. Где это сейчас? Сказать, что уже не хочу работать я или глупее стали дети – не могу. Но и  согласиться с тем, что творится с нашими детьми – тоже не могу. Где же оно, «яблоко» истины?  В таких раздумьях прошел урок, именуемый  на языке учителя «окном». Это возможность заняться  самым «любимым» занятием учителя русского языка - проверкой тетрадей. Проверяя их, одновременно провожу ревизию, так как тетради 9 класса надо сегодня сдать на проверку. Это необходимая процедура в рамках классно-обобщающего контроля в 9 классах. Урок в 9  классе  был следующим по расписанию. Пишем изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды». Текст глубокий по содержанию и форме, легкий по восприятию. Это память о детстве, «школе жизни».  Невольно вспомнила ту «школу жизни», которую прошла сама. Восьмилетняя школа в Игриме и моя первая учительница Кузьмина Ираида Семеновна…  Мы были ее последним выпуском, а их у нее за 40 лет учительского пути было много. Прожила она до 82 лет, но до последних дней сохранила ясную память. При этом о трудном военном и послевоенном времени рассказывала не с чувством обиды и сожаления, а с убеждением, что так и должно было быть. «Времена не выбирают, в них живут», - звучало в каждом ее рассказе, которые слушала я, бывая у нее в гостях и сама, и со своими учениками. Учителем, оставшимся в моей памяти из восьмилетней школы, была  Задорожняк Ольга Васильевна, она вела у нас русский язык и литературу. Помню всех, но ее особенно, потому что ей достались самые трудные в нашей школьной жизни годы, именуемые переходным возрастом. С нами бы построже, она же была очень доброй и не могла долго на нас обижаться, а мы не могли долго сидеть на уроке «оловянными солдатиками». Когда мне не удается «построить»  озорные классы, я вспоминаю свою учительницу стоящей у окна со слезами на глазах.  Нужны «фигуры высшего пилотажа», чтобы заставить работать наших детей,  пораженных вирусом безразличия к книге. Урок русского языка прошел по плану, но про себя подумала, что опять у кого–то придется в буквальном смысле слова «выцарапывать» тетради с изложением. Сделав на перемене со своими ребятами  еще один круг по четвертому этажу, сдаем дежурство по школе.  Господи, чуть не забыла сдать характеристики, не зря боялась этого утром. Характеристики нужны на моих «сорви-головастиков» в Комиссию по делам несовершеннолетних. Еще осенью они не сумели разобраться с бывшим одноклассником цивилизованным способом, устроили после школы возле гаражей «стрелку», по их понятиям – это обычное дело, но  съемку драки выложили в интернете.  Именно этот ролик помог понять, как же страшно то, что по понятиям наших детей – обычное дело. И страшно то, что родители дома детей видят не такими, какие они в школе, а мы не узнаем их на улице.
     Русский язык, литература, 6, 7 классы …   эта ежедневная карусель замедляет свой бег. Время   подходит к трем часам, когда должны подойти на консультацию ученики 9 класса. Мы готовимся к экзамену, работая с текстами из сборника для изложений.  Первый текст - о встрече двух лицейских друзей, Пушкина и Пущина. Отработав его с ребятами, отдаю свою уставшую за день душу воспоминаниям.  Они  переносят меня в пору моей юности…
    Она  вошла в мою жизнь худенькой, стройной, темноволосой девочкой, с которой  ее величество Судьба свела нас в общежитии Тобольского пединститута в 1978 году.  Мы поселились в одной комнате и прожили вместе 4 года. Все считали нас сестрами, потому что редко могли видеть друг без друга. Да и мы, пожалуй,  считали так, потому что наше знакомство  переросло в нечто большее, чем дружба. Мы знали друг о друге все или почти все, на экзамены ходили всегда вместе, ездили друг к другу в гости и даже чуть не породнились однажды по – настоящему, через братьев. Именно с ней я поняла, что такое «съесть пуд соли», но это потом. А пока мы были молоды, влюблены в жизнь, верили в то, что ученики нас будут любить, а они у нас будут самыми лучшими. И еще мы думали, что обязательно должны работать вместе. Потому и просились на распределении  в одну школу. Над нами посмеялись, сказав, что жизнь нас разведет  в разные стороны и  у каждой будет своя семья. Судьба в  виде представителя из Комитета образования Березовского района вынесла свой вердикт: пусть едут к нам, место для работы найдем. Другого нам и не надо было, так как я из Березовского района, а у нее будущий супруг оказался из нашего райцентра. В середине августа мы, как молодые специалисты,  пришли в роно и  поняли, насколько «прекрасна и непредсказуема жизнь». Одно место для учителя русского языка и литературы было в восьмилетнюю школу, второе - в вечернюю. Вечерняя школа стала школой жизни для меня. Было трудно, но интересно, потому что проблемы, которые  предлагали нам писатели-классики,  пропускались нами через собственный опыт жизни. Моим ученикам не надо было говорить о том, что жизнь сложна,- они знали это сами.  Непредсказуемая жизнь нас все-таки развела через некоторое время по разным поселкам Березовского района.  У нас появились  свои семьи, росли дети.   Чего только не было за те  «дали, которые мы прошагали».  Мы до сих пор встречаемся, общаемся по телефону, по-прежнему знаем друг о друге все или почти все. Та худенькая темноволосая девочка из моей юности превратилась в умную, красивую, женщину, зовут ее Эмилия Николаевна Аминова, и работает она в средней школе поселка  Приполярный. За эти годы она выросла как педагог,  стала «классным специалистом по человеческим душам», то есть хорошим классным руководителем. Ее ученики пишут замечательные работы, побеждая на различных конкурсах, хорошо сдают выпускные экзамены, а самое главное, чего не купишь ничем, уважают ее.  Я знаю, что ее ценит администрация, верю, что ей доверяют коллеги,  уверена, что любят муж и сыновья,  надеюсь, что по достоинству оценят невестки.   Как жаль, что я не знаю, кто из Комитета образования Березовского района был на распределении выпускников Тобольского пединститута в 1982 году, мне бы  очень хотелось сказать этому человеку спасибо за то, что состоялась наша дружба длиною в  целую жизнь. 
Ты память светлой юности моей, подруга зрелых лет  суровых,
Бальзам тоскливых, беспросветных дней, маяк в час  испытаний новых.
Ты помогла мне пережить беду, что до сих пор ночами снится,
И разделила радость не одну, когда душа порхала, словно птица.
С удачей этой поздравляю я себя, Всевышнего  благодаря безмерно,
А счастье, что ты есть в моей судьбе, не искупить, наверное, ничем мне.
   О своей судьбе думала, когда шагала домой. Схватила ли я в своей жизни птицу Счастья?  Будут ли вспоминать те, чьи судьбы были доверены мне? Оправдано ли то, что, проработав почти тридцать лет в школе, часто ловила себя на мысли, что о своих родных детях вспоминала только после того, как уходила из школы. Наверное, я была плохой матерью, и, наверное, не зря один из моих учеников мне сказал однажды: «Валентина Алексеевна, ваши дети Вас ждут дома». Его слова меня мучают до сих пор, ибо придя домой, накормив семью, я опять садилась работать. Раньше – над планами и тетрадями, так как работали в две смены, сейчас – за компьютер, ибо невероятное число документации требуется сдать в электронном виде. Дети мои выросли, а я вспоминаю один момент из  своей жизни, связанный с решением стать учителем. Я сказала об этом отцу, и он, никогда в жизни не повышавший на меня голос, сорвался. «Я не хочу, чтобы ты работала в школе, неужели ты не сможешь выбрать что-нибудь более спокойное для себя?»  Не выбрала.
    Опять светила луна, тихо падал на землю снег, бережно укрывая ее пушистым покрывалом. Дома  встретили вопросом, почему  в школе светится только мое  окно. Почему? Да потому что я люблю работать в школе, когда в ней тихо, когда никто не мешает готовиться к урокам, проверять тетради и  думать о том, что жизнь продолжается. Дома на эти мысли просто не хватает времени.  Засыпая, подумала: «Опять не получилось лечь пораньше… и за границу я летом так и не поеду».
    Прошел еще один день, обычный день из жизни обычного учителя…