Есть ли целка у енота

Ritase
Лет тридцать  тому   назад на  объясняющего  пользу науки смотрели как на идиота – тезис казался очевидным. С тех пор общественное сознание сделало солидный  виток – на объясняющего про пользу науки ныне смотрят как на идиота из-за того,  что наука стала нафиг никому не нужна. В недавнем интервью “Фонтанке” математик   Людвиг Фаддеев  рассказал, что из руководимого им института  Стеклова в 90-е съехало за бугор 40 ведущих  докторов наук из 70 имевшихся в составе.  Надо сказать, Людвиг Дмитириевич не  просто    функционер  – он  реально ученый  мирового уровня – из первой сотни по любому рейтингу, и в  восмидесятилетнем возрасте, как мне говорили знающие люди, вечерами по нескольку часов  пишет формулы в своем кабинете .    

        “Сегодня есть расхожее мнение”,- сказал он  - “ что современный человек должен уметь четыре вещи: доставать деньги из банкомата, водить машину, говорить по-английски и быть коммуникабельным в обществе.”    

       Желание  думать самостоятельно, к которому некоторых индивидуумов  приучает  математика, в эти четыре кардинальных  добродетели никаким образом не входит.

      Давеча вышел у меня небольшой базар с одним представителем нового стиля мышления. Господин по профессии  историк,  и у него первым номером обширного перечня заслуг висит искренняя вера в Господа Нашего. На странице же вывешена коротенькая заметка о том, что по его мнению  учение Дарвина опровергается тем, что лишь у самки гомо сапиенса есть девственная плева, остальных же скотов Господь не снабдил  подобным украшением добродетели. Меня заинтересовало действительно ли это так, и в пять минут по интернету я , как и предполагал,  обнаружил, что у зоологов другое мнение. Хотя далеко не все виды млекопитающих могут похвастаться целкой, но кое у кого по мнению профессиональных  потрошителей зверюшек,  она все же  имеется. Это я и написал господину историку. В переводе на официальный язык мое послание звучало примерно  так. “Ваше мнение об исключительности девственной плевы у вида гомо вероятнее всего противоречит фактам –  согласно имеющейся в интернете информации,  ученые  обнаруживали подобный  орган у различных  млекопитающих. Среди прочих,  некоторые слоны, ламы и киты, насколько я понял,  имеют девственную плеву. Вы несомненно можете самостоятельно проверить эти факты и лично убедиться в том, что пользовались неправильной информацией.”

       В ответ я получил лапидарную ссылку на некий  сайт со словом “narod” в заглавии, и со столь же лапидарной припиской, переводимой на русский примерно   как : “Не пори ерунду, я лучше знаю.” По ссылке значилось, что у касатки  целки природой не предусмотрено и смутно говорилось о неких китообразных без плевы, причем было не особенно понятно, то ли плевы у китов вообще нет, то ли нет у касаток, то ли автор толком не знает.
 
        Каким образом  отсутствие органа у касатки означает, что плевы  нет и  у всех других видов китообразных ?   Куда девались слоны и лама ?  По элементарной логике для опровержения  утверждения  “не существует того-то” мне достаточно привести один контрпример. Если кто-то говорит, что не существует чисел больше пяти, мне не надо пречислять все числа, которые больше – достаточно семерки, девятки и тридцати двух. Или просто семерки. Или я могу  сказать, что большинство чисел, кратных тройке,  больше пяти – и это тоже будет пучком.  Напротив, чтобы поставить под сомнение мой контрпример надо бы привести аргументы, что целки нет  ни у какого  вида китов, нет  у обоих  слонов – африканского и азиатского , и что насчет ламы мне тоже наврали. 

     Несколько удивленный подобной реакцией я снова полез в интернет и потратив еще пятнадцать минут откопал халявный  оттиск работы из рецензируемого биологического журнала семьдесят лохматого года, о том, что некто иностранный докладывает наличие целки у некой  морской свиньи  и упоминает об обнаружении таковой в тридцать лохматом еще у пары видов усатых китов. Он также по ходу замечает, что у распотрошенных  зубатых китов вроде карликового кашалота и пресловутой   касатки органа не обнаружилось.

       Отрывок с частичным  переводом  на русский  ( чтобы понять как латынь соответствует чему-то более произносимому типа финвала мне пришлось потратить еще минут десять  )  я и привел в комментарии, присовокупив, что профессиональный историк мог  бы и сам обнаружить кучу подобных публикаций, будь у него хоть малейшее желание на момент усомниться в  тезисе о богоизбранности  девственной плевы.
 
    Историк гордо ответил, что по-английски он понимает не хуже меня, и что мне незачем впадать в истерику. Он также поинтересовался, не болит  ли у меня живот. На этом наше общение закончилось. 

      Историки и прочие гуманитарии вообще странный народ... Как-то ради стеба я написал в зубодробительно серьезном стиле пародию на предисловие к некой фиктивной книге про Октябрьскую Революцию, где описывалось как Николай Второй переодетый Лениным толкает с броневичка  Апрельские тезисы. Подобного бреда там было страницы на две. Единственная  реакция последовала от двух типов гуманитарной направленности, на полном серьезе обвинивших меня в том, что я перевожу лес на фигню. Они горько сетовали, что перестройка породила когорту чудаков на всякие буквы, не ведающих что несут. Мое пояснение, что вообще-то текст , как мне представлялось,  в точности про то же самое,   вызвало у них еще один прилив негодования. “Так шутить” – сказали мне -  ”низзя. Это очень серьезные вещи – это наше Прошлое, и его надо чистыми руками.. С горячим сэрдцем...  ”

    Помнится, один известный советский физик  сказал, что науки бывают естественные и противоестественные. На это ему справедливо возразили, что на самом деле они делятся на общественные и антиобщественные. Аргумент  тому показался убедительным – про буржуазную  теорию относительности и продажную девку генетики его поколение знало на собственной шкуре... 

    Еще один тип рассуждений, который у меня вызывает инстинктивное отторжение, сугубо  не разделямое представителями гуманитарных наук – это этимологические штудии. Какой прок  знать, что слово “электричество” происходит от греческого названия янтаря ? Означает ли “советская власть плюс электрификация”, что населению выдадут по бусам, либо что в янтарной комнате было до ее разграбления фашистами святилище плана ГОЭЛРО ? Легчает ли мне, когда я узнаю, что по-испански  “goma seca” означает “сухая резинка” , а “pi d or ” в переводе в французского - “золотая буква пи” - и встречалось в названии закрытого ныне сайта для юных математиков www.pidor.fr ?

      Некоторые естественники продвинулсь в своем недоумении несколько дальше меня. Теорфизики Сокал и Брикмон, отчаявшись понять о чем собственно вещают столпы постмодерна Деррида, Лакан, Кристева и проч.  как-то написали случайный набор фраз с отчетливо постмодернистской лексикой, густо посыпанной  вкривь и вкось помянутыми физическими терминами, и послали опус в ведущий философский журнал. К их  некоторому  удивлению, журнал работу принял. Разогнать приличного скандала в философском сообществе, у них, натурально, не получилось. Лишь кое-кто в специальной  прессе похихикал из-за угла, и лично  Деррида ограничился достойной дельфийского оракула  фразой “Pauvre Bricmont...” или там “Pauvre Sokal...” , не удосужившись объяснить, почему они, собственно,  бедолаги -  однако тезис патриарха был встречен в среде с единодушным пониманием. Сокала с Брикмоном в приличном обществе просто не упоминают, как  наблевавшего на стол родственника. 
      
              Честно говоря, я уже привык. Обнаружив в основанном на квантовой механике  компьютере очередное бессмысленное  поливалово этой самой квантовой механики, я уже не сержусь. Я воспринимаю спокойно. В конце концов, к чему подыскивать для каждого чудака цитаты, которые его все равно ни в чем не убедят, даже если он их дочитает до конца... У него есть автомобиль, он может раз в две недели вынуть из  банкомата, понимает что-то по-английски и,   главное,  он  чертовски  коммуникабелен с себе подобными...