Кампания 1942 года. Глава 152

Григорий Макаров 2
                Глава 152.



   - Весенняя кампания в России приближается... Как только позволят условия погоды и состояние дорог, наши командование и войска, используя своё превосходство, вновь должны захватить инициативу на Восточном фронте и навязать противнику свою волю.  Цель предстоящей кампании - разгромить и уничтожить ещё имеющиеся у Советов войска и по возможности лишить Советы важнейших военно-экономических центров...

 Гитлер диктовал текст директивы №41 от 5 апреля 1942 года как всегда по памяти, энергично расхаживая  из конца в конец просторного кабинета.

 - Прочно удерживая позиции на центральном участке фронта, наши войска на севере должны овладеть Ленинградом и соединиться с финскими войсками, а на южном участке полностью разгромить армии Тимошенко, выйти к Волге, взять штурмом Севастополь, осуществить глубокий прорыв на юг в направлении Кавказа, захватить все имеющиеся в этом районе нефтяные месторождения, занять горные перевалы, преодолеть Кавказский хребет и наступать через Закавказье с выходом к реке Аракс.

 11 апреля Гитлер дал задание Гальдеру на детальную разработку этапов наступательной операции "Блау". 
 
 На первом этапе - "Блау I" - танковые и моторизованные войска Вермахта ударом из-за левого фланга группы армий "Юг" осуществляли стремительный прорыв на Воронеж, в стык между армиями Тимошенко и Жукова.

 На втором этапе - "Блау II" - разворачивалось стремительное наступление по сходящимся направлениям из районов Воронежа и Таганрога на Сталинград, в ходе которого предполагалось окружить и уничтожить все армии Тимошенко в большом котле между Доном и Волгой.

 На третьем этапе - "Блау III" - следовало перейти в решительное наступление правым флангом группы армий "Юг", занять Ростов-на-Дону и Новороссийск, вторгнуться на Кавказ и занять перевалы -  исходный рубеж для последующих наступательных операций в Закавказье.

 Операцию "Блау" проводила группа армий "Юг" силами четырёх-пяти полевых и двух танковых армий.

 С целью введения командования противника в заблуждение Гитлер поручил Гальдеру разработать план наступательной операции "Кремль", предусматривающей в качестве главного удара летней кампании наступление группы армий "Центр" на Москву. Вместо обычных 10-16 экземпляров план операции "Кремль" надлежало готовить в 22 экземплярах и сознательно расширить круг допущенных к плану лиц с тем, чтобы содержание плана наверняка стало известно резидентам советской разведки. План предусматривал полномасштабный этап подготовительных мероприятий - аэрофотосъёмку всей местности вокруг Москвы, составление новых уточненных карт всех дорог и населённых пунктов, а также крупномасштабные перегруппировки войск. 

 Гитлер по-прежнему не сомневался в подавляющем качественном превосходстве командования Вермахта, что позволяло пренебречь неблагоприятным для Германии соотношением сил сторон к началу летней кампании. На 1 мая 1942 года у Советов было под ружьём 11 миллионов человек - на два миллиона больше, чем в декабре 1941 года.  На вооружении Красной Армии имелось 83 000 артиллерийских орудий и миномётов, более 10 000 танков и 11 300 боевых самолётов. Танковые войска русских были сведены в 11 танковых корпусов, по немецкому образцу лета 1941 года.  Правда, лишь примерно половина всех этих войск была развёрнута Сталиным и Шапошниковым на советско-германском фронте, остальные войска Советы, памятуя о печальном для них опыте лета 1941 года, удерживали в стратегическом резерве в глубине страны и на Дальнем Востоке, справедливо опасаясь нападения Японии в случае неоправданного ослабления развёрнутой здесь советской группировки.

 Этим силам Гитлер мог противопоставить на Восточном фронте 5 500 000 человек немецких войск, 1 000 000 войск союзников, 57 000 орудий и миномётов, 3 000 танков и 3 400 боевых самолётов. Остальные войска - а это были значительные силы, включавшие 2 500 000 человек, около 30 000 орудий и миномётов,  4 000 танков,  до 8 000 боевых самолётов - Гитлер вынужден был держать на остальных театрах войны, справедливо опасаясь вторжения англо-американских войск на континент как с запада, так и с юга, - а о наличии у командования противника таких планов уверенно докладывала резидентура германской разведки.

 Расхаживая по кабинету в Ставке из конца в конец, Гитлер отдавал себе отчёт в том, что летняя кампания 1942 года на Востоке будет чрезвычайно напряжённой и кровавой. И всё же он смотрел в будущее с оптимизмом. На секретных танковых полигонах Рейха уже испытывались опытные модели принципиально новых тяжёлых танков, которым и предстояло поставить победную точку в разгроме Советов в летнюю кампанию 1943 года. До тех пор в случае необходимости Гитлер мог перебросить на восток часть войск с Запада. А чтобы не бояться немедленного нападения англичан, он готовил против них двойное нападение на самое больное место Англии - её колонии в Азии и Африке.  Через Кавказ и Закавказье к перевалам, ведущим в Турцию, Афганистан, Ирак и Иран наступала правым флангом группа армий "Юг". В Африке в решительное наступление должен был перейти Роммель. На Средиземном море действия военно-морских сил Великобритании блокировались значительно усиленными группировками немецкой авиации и подводных лодок.

  Сковав главные силы британского льва в колониях, Гитлер планировал поставить Англию на колени в 1943 году, обрушив на её метрополию через Ла-Манш новое секретное оружие - ракеты "Фау". А в самых секретных лабораториях Германии уже шла полным ходом работа над совершенно новым оружием неслыханной разрушительной силы. Этим оружием Гитлер рассчитывал без особого труда разделаться и с Америкой, уже теперь переживающей не лучшие дни в борьбе с Японией на Тихоокеанском театре войны.