Вологодское разорение. Прелюдия к повести

Александр Быков 3
Эта история началась в конце сентября 2013 г. в 401 годовщину трагических событий, вошедших в истоию как "Вологодское разорение".

Я получил письмо от знакомого артиста драматического театра. Тот очень хотел встретиться, говорил, что есть серьезный разговор на интересную нам обоим тему.

«Почему бы не встретиться»?
И вот погожим сентябрьским вечером мы уже прогуливались по пешеходной дорожке в районе Известковой горки, там где стоит памятник поэту Батюшкову.

Разговор был действительно интересный. Артист хотел реализовать себя в качестве режиссера и планировал поставить некое действо на историческую тему. В качестве таковой им было выбрано известное событие- нападение в сентябре 1612 г. на Вологду отряда поляков.

-Понимаете,- я хочу сделать спектакль о любви и патриотизме, о том, что всегда мешало людям в России жить лучше, как они преодолевали эти трудности и верили в лучшее будущее,- горячо убеждал он меня.

-Отличная идея, но кто будет писать сценарий? Это очень сложная тема, тут опозориться - на раз-два. Знать одну канву событий мало, надо понимать дух эпохи, написать текст языком, максимально приближенным к языку делового общения того времени, без всех этих книжных усложнений, которые в быту давно не употреблялись. Дело не простое, я вам скажу.

-Вот по этому поводу я Вас и пригласил,- ответил артист. - Я думаю, зная ваши рассказы о русском средневековье, что вы именно тот человек, кто может справиться с этой идеей. То что вы напишите, мы отдадим историкам, они проверят на соответствие фактов и после этого я напишу сценарий и поставлю спектакль.

-Я никогда не писал пьесы,- честно признался я,- только прозу, но это несколько другой жанр, драматургия-не моё.

-И не надо вам это делать,- ответил артист, - вы пишите, как умеете, а я на основании этого, сделаю спектакль. Там, кроме вашего текста, будет много всего интересного: музыка, танцы, батальные сцены.

-Вы хотите поставить оперу?

-Скорее музыкальный спектакль.

-И еще вопрос, а каким историкам вы собираетесь отдать мой текст на проверку, я в Вологде только одного компетентного знаю,  это доцент Васильев.

Артист посмотрел на меня орлиным взором, в котором читалось, что у него всё по этой части в полном порядке и изрек:

-Я могу вам рассказать, что надо для пьесы: воевода плут и прохвост вместе с дьяком крадут государственную казну, которую привезли в Вологду, народ живет своей жизнью, пьет, гуляет, где-то Минин и Пожарский воюют с интервентами, но это далеко, и вдруг....- артист сделал паузу, длинную, как в театре,- и вдруг неожиданно для всех, на город нападают поляки.

-Если убрать отсюда банальные фантазии про жульничество воеводы и дьяка, то из всего остального может получиться интересный исторический сюжет.

-Да,- закричал артист,- это и надо сделать, и венцом нашего спектакля будет легенда о Белоризцах, которые спасают город.

-Так не спасли же, и говорят, дело было не в XVII, а в XV веке.

-Есть две точки зрения,-проявил эрудицию артист,- и обе имеют право на существование.

-Согласен.

Мимо прошла нищенка-попрошайка, артист щедро высыпал ей в протянутую ладонь мелочи, чем устыдил меня, никогда не подающего на улицах.

«Наверное, широкой души человек»,-подумал я.

-Ну так что решим?- вопросительно сказал артист.

-Знаете, мне тема интересна. Когда то я уже работал над ней, но увы, результата не получилось. Я могу написать историческое повествование, повесть, если хотите. Это будет «рыба» для вашего спектакля. Можете на основе её и делать своё шоу. Естественно на афише спектакля должно быть было написано: «про книге Александра Быкова», ну и конечно, как автор тестов, я претендую на соавторство в сценарии.

Предваряя вопрос артиста, я добавил:

- Книгу  к моменту выпуска спектакля  я издам, сейчас это не проблема.

-Отлично, -согласился артист,- через пару недель у меня будет готов договор, на ваших условиях, конечно!

  Сначала я не воспринял серьезно этот разговор, артисты - люди импульсивные, к тому же спектакль - это весьма дорогое удовольствие, денег в условиях секвестрированного бюджета, в области нет.

Однако артист оказался настойчив. Через некоторое время он снова напомнил о себе, попросил что-нибудь показать, хотя бы пару другую сцен. Я сел за работу.

Надо было снова найти сведения о людях и событиях того времени, конкретные исторические материалы по Вологде.

Уже через месяц я восстановил в памяти все детали событий эпохи и существенно углубил свои знания против того периода, когда много лет назад, будучи студентом,  собирал материал о Смуте. Можно было писать.
Меня пригласили в вологодский исторический клуб, где в гриднице я был представлен каким то творческим людям. Один горел желанием писать тесты песен, другой-сочинять музыку, третий- подготовить истические костюмы.
"Кажется дело затевается серьезное,"- решил я.
Артист просил сделать сюжет разнообразным, с множеством бытовых сцен, любовной темой и чтобы всё это на фоне реальных исторических событий.

А дальше начались "чудеса".

Договор, который обещали заключить еще в октябре все никак не подписывался. Артист, в ущерб литературному тексту, требовал больше диалогов "для своей пьесы". Когда я осторожно спросил, почему это для его пьесы пишет диалоги другой человек, артист изобразил океан гнева и горячо стал убеждать, что авторские права будут сохранены.
К новому году  повесть о "Вологодское разорение" была готова. Артист не скупился на обещания, рассказывая в каких высоких кабинетах он уже побывал и какие люди обещали ему покровительство. Чем больше он говорил, тем яснее становилось, что денег на постановку у него нет. Так бывает, особенно в творческой среде, где гипертрофированное самомнение разбивается о рифы собственноой незначительности.
Но я не сержусь на артиста, Трепло - это не самое плохое, хотя и обидное слово. Обещанный гонорар, который так и остался в проекте, конечно бы не помешал, но обошлись и без него. Главное, что повесть получилась, даже две, поскольку во время работы возникла паралельная тема о юности автора и вологодском истфаке первой половины 80-х годов 20 в. Скоро она также увидит свет.
Тираж повести "Вологодское разорение" уже напечатан и ее вскоре можно будет приобрести в книжных магазинах. Первая презентация должна пройти 24 апреля в селе Шуйском, которое, как ни странно на первый взгляд, оказалось связано с " вологодским разорением". Потом обязательно будет и большая презентация в Вологде.
Пройдет недолгое время и вопрос о необходимости спектакля по этой теме снова  будет обсуждаться в околокультурных кругах. Я уверен, что тема достойна не только спектакля, но и полноценного художественного фильма, в котором главного отрицательного персонажа  я бы доверил нашему артисту, ведь по части лжи и обмана он уже глубоко в теме.